Корень слова. Однокоренные слова
Цель: | формирование понятий «корень слова», «однокоренные слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень |
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; научить находить корень в однокоренных словах развивать речь, мышление, воображение школьников; умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, пополнять словарный запас воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать познавательный интерес к его изучению, стремление совершенствовать свою речь |
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Личностные УУД: | выделять корень в однокоренных словах, распознавать и подбирать однокоренные слова осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям; планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшое монологическое высказывание с учетом ситуации общения и конкретных речевых задач находить в тексте и в словаре необходимые сведения сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | распознают и подбирают однокоренные слова; выделяют корень в однокоренных словах умение работать с флэш-анимацией |
Основные понятия: | корень слова, однокоренные слова |
Межпредметные связи: | информатика и ИКТ, окружающий мир |
Ресурсы: дополнительные | учебник «Русский язык» 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., М.: «Просвещение», 2012 интернет ресурсы |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Планируемые результаты | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
Организационный | Готовность к уроку. Взаимоконтроль. | - Начинаем наш урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. | Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет готовность к уроку. |
Актуализация знаний | Воспроизведенные знания и способы действия. | - Послушайте сказку. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. - Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. - Кто оказался чужаком? -Почему гости не сразу приметили чужака? - Составьте список гостей - родственников Воды . - Какие слова мы называем родственными? | Слушают сказку, определяют слово, не являющееся родственным слову вода. Составляют (устно) список гостей. Вспоминают признаки родственных слов. | Читает сказку. Организует диалог с учащимися, в ходе которого дети вспоминают признаки родственных слов. |
Формулирование темы, постановка учебной задачи | Сформулированные тема и задачи урока. Представления о том, что нового узнают на уроке, чему научатся. | - Как называется общая часть родственных слов, вы узнаете, отгадав загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) - О каких значениях корня говорится в тексте загадки? Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное: 1) подземная часть растения; 2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя… - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень? - Это важная, необходимая часть. - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? - Посмотрите на доску. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулировать тему вам поможет и страница 61 учебника. - Чему будем учиться? | Отгадывают загадку, определяют значения слова корень. Просматривают на интерактивной доске флэш-анимацию «Корень дерева и корень слова». На основании увиденного и прочитанного на стр.61 учебника формулируют тему урока и определяют, чему будут учиться. | Загадывает загадку, задает вопросы. Демонстрирует на интерактивной доске ЭОР, помогает учащимся сформулировать тему урока и задачи. |
Работа по теме урока. Решение учебной задачи. | Сформированность понятий «корень слова» и «однокоренные слова». Использование нового знания для решения практических задач: - нахождения однокоренных слов среди других, - подбор однокоренных слов к данным, - выделение корня. | 1. Самостоятельное знакомство с правилом, ответы на вопросы: - Как называется общая часть родственных слов? - Почему родственные слова называют однокоренными? - Что такое корень? Что в нем заключено? - Как обозначается корень в словах? 2. Коллективное выполнение задания. Запись на доске: Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок. Где слова родные (однокоренные)? - Вычеркните слова, которые не являются однокоренными в каждой группе. Запишите оставшиеся, дополните строчки своим примером. Обозначьте корень. | Знакомятся с правилом, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся по одному выходят к доске, анализируют записанные слова, вычеркивают лишние, приводят свой пример, выделяют корень в словах. | Ведет диалог с учащимися. Читает запись на доске, поясняет задание, контролирует выполнение упражнения. |
Физминутка «Солнышко» | Снятие усталости, активизация деятельности. | - Давайте отдохнем вместе с малышами. http://didaktor.ru/kollekciya-video-fizminutok/ | Выполняют движения под музыку для профилактики переутомления. | Осуществляет контроль за выполнением движений. |
Первичное закрепление | Умение образовывать однокоренные слова по их лексическому значению. Выделение корня в однокоренных словах. | 1. - Подберите однокоренные слова по данным значениям, запишите их, обозначьте корень: Ягоды, сваренные в сахарном сиропе – Мастер по приготовлению пищи – Большая ложка для разливания супа – 2. Работа в парах по словарю однокоренных слов (стр. 135) – упр. 85 стр.61. - Прочитайте задание, составьте план действий по его выполнению. - Запишите слова и предложение, определите, кто будет отвечать. | Самостоятельно выполняют задание. Работают в парах. Знакомятся с заданиями к упражнению 85, планируют свою деятельность по его выполнению. Записывают из словаря группу однокоренных слов в алфавитном порядке, обозначают в словах корень, составляют и записывают предложение. | Организует проверку. Организует выступления пар, контроль. |
Самостоятельная работа | Определение уровня овладения новым способом деятельности по подбору однокоренных слов из данных. | - Откройте ноутбуки. Вас ждет игра «Рассели жильцов». - На рабочем столе откройте документ с названием «Однокоренные слова». Нажмите на первую ссылку при нажатой клавише Ctrl и в открывшемся ресурсе прослушайте инструкцию по выполнению задания. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf - Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. - Какие возникли затруднения при выполнении задания? | Следуют указаниям учителя. Выполняют интерактивное задание: распределяют однокоренные слова по домикам, исключая лишние. | Инструктирует обучающихся. |
Рефлексия Подведение итогов урока | Открытое осмысливание и оценивание своей деятельности на уроке. | - Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам побывать в роли учителя и выполнить задание «Кто прав?», определив, кто из сказочных человечков лучше усвоил, что такое корень и привел примеры однокоренных слов. Нажмите на вторую ссылку при нажатой клавише Ctrl и послушайте инструкцию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf - А теперь оцените свою работу на уроке. | Выполняют интерактивное задание. Анализируют и проговаривают свои достижения на уроке. | Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению нового материала и соотнести их с поставленными целями. |
Домашнее задание | Принимают цель, содержание и способы выполнения задания. | Упр. 88 стр.62. | Слушают объяснение, записывают задание в дневник. | Объясняет домашнее задание, проверяет соответствующие записи. |