Технологическая карта урока
Класс, дата проведения урока: Открытый урок 8 кл– 21.12.17
Тема урока: Кристаллические решетки
Цель: сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твёрдых тел, кристаллической решётке; познакомить с типами кристаллических решёток, их взаимосвязи с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач;
-способствовать актуализации и закреплению знаний учащихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода из одного состояния в другое;
-обеспечить ознакомление с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявления зависимости свойств веществ от типов кристаллических решеток, химической связи и строения атомов;
-создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и по ней физических свойств веществ;
Развивающие:
-способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
-развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
-развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
-развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;
Воспитательные:
-культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные):
Предметные: Классифицировать вещества по строению их кристаллических решеток, описывать свойства веществ
Личностные УУД: Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, оценивают свою учебную деятельность, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) УУД
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обобщать и делать выводы. Находить и систематизировать нужную информацию
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, модели кристаллических решёток хлорида натрия, графита, оксида углерода (IV), плакат «Типы кристаллических решёток», образцы кристаллических и аморфных тел (изделия из пластмассы, пластилин, стекло, слюда, мрамор, кварц, графит, песок, йод кристаллический, поваренная соль, сера кристаллическая, сахар, Al, Zn), карточки с заданиями
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат или формируемые способы деятельности | Продолжительность этапа |
1 | Организационный этап | Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку Девиз урока: «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри» Н.Бердяев | Подготовка класса к работе | Личностные (смыслообразование) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | 1 мин. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Ведет эвристический диалог и организует деятельность учеников по определению цели урока и её достижения. Какие области применения кристаллов вы можете назвать? Как вы думаете, почему кристаллы применяются по-разному? Почему у кристаллов разные свойства? Вопрос: Какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать? По итогам беседы учитель и ученики совместно формулируют цель урока: «Изучить типы кристаллических решёток» Цели урока, после ответов учащихся (показ слайдов презентации) | Включаются в эвристический диалог. Совместно определяют цель урока. Выбирают задачи для достижения цели и последовательность их выполнения. Выполняют индивидуально с последующей взаимопроверкой и проверкой с доски | Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование) | 5 мин. |
3 | Актуализация знаний | Организует деятельность учащихся по определению связи изученного ранее на уроках физики и химии с новой темой Группа 1, 2 Обсудите в группах, от чего зависит агрегатное состояние воды, и составьте кластер. Группа 3,4 Обсудите в группах, от чего зависит одинаковое агрегатное состояние железа, поваренной соли, кварцевого песка, и составьте кластер. «Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Типы кристаллических решеток зависят от частиц, которые расположены в узлах кристаллической решетки». (3,4,5,6) | Отвечает на вопросы учителя, работая в группе. Записывают определения основных понятий по теме урока | познавательные: умение структурировать знания; общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез коммуникативные: умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий; регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия Личностные (смыслообразование, формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью) | 10 мин. |
4 | Первичное усвоение новых знаний Физминутка | Организует учащихся на выполнение практической работы, координирует работу в группах, предлагает планы работы групп. Лабораторная работа Используйте учебник Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества 1 группа Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. 1. Какие кристаллические решетки называются ионными? 2. Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия. 3. Заполните таблицу №1 4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой. 5. Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку? 2 группа Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. 1. Какие кристаллические решетки называются атомными? 2. Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза. 3. Заполните таблицу №1 4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой. 5. Какие вещества имеют атомную кристаллическую решетку? 3 группа Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. 1. Какие кристаллические решетки называются металлическими? 2. Исследуйте макет кристаллической решетки железа. 3. Заполните таблицу №1 4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой. 5. Какие вещества имеют металлическую кристаллическую решетку? 4 группа Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. 1. Какие кристаллические решетки называются молекулярными? 2. Исследуйте макет кристаллической решетки воды. 3. Заполните таблицу №1 4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с молекулярной кристаллической решеткой. 5. Какие вещества имеют молекулярную кристаллическую решетку Делает вывод. Показ слайдов (7-8-9-10-11) Повторяют движения используя тренажер для глаз Базарнова В.Ф. | Выполняют практическую работу в группе, делают выводы. Работают с учебником по предложенному плану, заполняют таблицу, делают вывод, составляют рассказ. В конце самостоятельной лабораторной работы внимательно слушают выступления представителей от каждой из 4 групп по одному из типов кристаллических решёток, остальные дополняют, корректируют ответы. | 5 мин. |
5 | Первичная проверка понимания | Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов работы в группах | Представляют результаты выполненной работы (рассказ), слушают и заполняют таблицу в тетради. Приложение. Сравнивают данные таблицы и устанавливают причинно-следственные связи | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске информации) Личностные (смыслообразование) | 5 мин. |
6 | Первичное закрепление | Даёт тестовое задание по изученной теме. вариант 1 1. Вещества с атомной кристаллической решеткой 1) очень твердые и тугоплавкие 2) хрупкие и легкоплавкие 3) проводят электрический ток в растворах 4) проводят электрический ток в расплавах 2. Молекулярное строение имеет 1) алмаз 2) азот 3) кремний 4) поваренная соль 3. У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка 1) атомная 2) ионная 3) молекулярная 4) металлическая 4. Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении: 1) NaCl 2) SiO2 3) Н2О 4) Ba(NO3)2 2. Найти соответствие | Вещество | Тип кристаллической решетки | 1 | Серебро | А. Молекулярная. Б. Ионная В. Металлическая | 2 | Поваренная соль | 3 | Углекислый газ | 4 | Азот | вариант 2 1. Вещества с молекулярной кристаллической решеткой 1) очень твердые и тугоплавкие 2) хрупкие и легкоплавкие 3) проводят электрический ток в растворах 4) проводят электрический ток в расплавах 2. Ионное строение имеет 1) алмаз 2) азот 3) кремний 4) поваренная соль 3. У веществ с высокой теплопроводностью кристаллическая решетка 1) атомная 2) ионная 3) молекулярная 4) металлическая 4. Атомный тип кристаллической решетки реализуется в строении: 1) NaCl 2) SiO2 3) Н2О 4) Ba(NO3)2 5. Найти соответствие | Вещество | Тип кристаллической решетки | 1 | Вода | А. Молекулярная Б. Ионная В. Металлическая | 2 | Сернистый газ | 3 | Нитрат калия | 4 | Олово | Предлагает провести взаимоконтроль и оценить деятельность друг друга по данным критериям. Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения о результатах урока. | Выполняют тест. Проводят взаимоконтроль и оценивают ответ одноклассника. Вариант1: 1)1, 2)2,3)3,4)3. 2 Задание :1-в,2-б,3-а,4-а Вариант 2 1)2, 2)4, 3)4, 4)2 2 задание: 1)а, 2)а3)б 4)в КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ "5" – 7- 8 – правильных ответов; "4" –5- 6 правильных ответов; "3" –4- 3 правильных ответов; "2" – 2 и меньше правильных ответов Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Определяют значимость урока для себя лично. | познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные умение выражать свои мысли. регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование | 15 мин. |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, 1 уровень (для всех): параграф 23 упр.1,4 ,5 2 уровень смоделировать кристаллическую решетку любого вещества; составить синквейн на тему «кристалл», «решётка» | записывают задание в дневник | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | 2 мин. |
8 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | предлагает заполнить таблицу: Знания/умения | Да (+) | Нет (-) | 1) я знаю | | | а) типы кристаллических решеток | | | б) физические свойства веществ с определенным типом решеток | | | 2) я умею: | | | а) определять тип решетки по свойствам веществ | | | б) прогнозировать свойства веществ по типу кристаллической решетки | | | просит обучающихся поделится впечатлениями об уроке: -что узнали нового интересного на уроке? - что произвело большее впечатление? | Делают выводы Осуществляют самооценку собственной деятельности | Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) Регулятивные (коррекция) Личностные (самоопределение) | 2 мин. |
Приложение 1
Таблица 1. Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ
Тип решетки | Виды частиц в узлах решетки | Вид связи между частицам | Примеры веществ | Наиболее характерные физические свойства | Практическое значение физических свойств |
Ионная | Ионы: катионы и анионы | Ионная | Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов | Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие хорошо растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве | Производство металлов методом электролиза из растворов или расплавов их солей |
Атомная | Атомы | Ковалентная | Алмаз, кремний, бор, кварц (оксид кремния) | Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д. | Изготовление режущих и сверлящих инструментов из данных веществ |
Молекулярная | Молекулы | Между молекулами существуют слабые силы межмолекулярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь | При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др. | Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость | «Сухой лёд», нафталин |
Металлическая | Атом-ионы | Металлическая | Металлы и сплавы | Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д. | Изготовление изделий различной формы, электропроводников, нагревательных элементов и т.д. |