1.Органиционный момент | Приветствие Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок. | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2.Актуализация опорных знаний | На доске записаны два слова: Этика, этикет. Учитель: Что общего у этих слов? Учитель: Кто сможет дать объяснения этим словам? Учитель: давайте прочитаем значение этих слов. Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? Чтобы поставить тему и цели урока откройте учебник на странице 144, назовите тему и цели урока. | Учащиеся: Это однокоренные слова. Уч-ся пытаются лексическое значение слов. Читают. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Учащиеся: Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек. - открывают учебник и отвечают на вопрос. | |
Первичное усвоение нового материала. | Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы: Кем был отец Зощенка? Кем работал писатель после войны? Михаил Михайлович Зощенко. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Учитель: Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»? Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова. Словарная работа. (На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.) Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. | Слушают отвечают на вопросы. - В переносном - Волшебные, ценные Ответы детей | |
Первичное чтение. | - После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?» Читают учитель и хорошо читающие учащиеся. Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) Учитель: От чего имени ведётся рассказ? Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста) Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю? Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? | | |
| 2.Продолжение чтения - Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим? 2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло? Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ? 3.Чтение до конца. Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым? 4.Восстановление плана. Учитель: Попробуйте восстановить план рассказа. | | |
Итог урока. Рефлексия. | Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. Закончите урок одним из предложений -Урок привлек меня тем … - Я задумался о … - Хотелось бы поблагодарить … | | |