СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения. Крылов И.А. Басни. Русские баснописцы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

-

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. Крылов И.А. Басни. Русские баснописцы.»


Технологическая карта урока

Тема урока: «Басни. Русские баснописцы».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Класс: 4 «Б».

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о баснях и русских баснописцах.

Задачи урока:

Дидактические:

- продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова;

- обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепить умения анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

- продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Развивающие:

- развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

- развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

- развивать у школьников читательскую самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к людям и к их труду;

- содействовать формированию интереса к искусству слова;

- содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент

Подготовить обучающихся к работе на уроке.

Словесные методы


-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Садитесь, пожалуйста.

-Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, пенал и раздаточный материал.

-Все готовы?

-Молодцы.

Приветствие.

Демонстрация готовности к уроку.

Фронтальная.

-

-

Личностные: мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика».

Актуализация знаний

Актуализировать знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала.

Словесный метод (приём - беседа)


Наглядный метод (раздаточный материал)


Практический

(работа с карточками)



-Ребята, предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови». Возьмите карточки с заданием №1. Что Вам нужно сделать? Вам предлагается прочитать отрывки из знакомых произведений, которые вы изучали во 2 и 3 классе. Прочитав их, вам нужно вспомнить название и автора произведения. Давайте сделаем это вместе.

(Предлагается 3 басни, каждую из которых читает ученик и вспоминает автора и её название)

-Ребята, что за жанр произведений, которые мы прочитали?

-А что такое басня, кто готов ответить?







-Ребята, а как называют тех людей, которые пишут басни?


-Для чего они пишут басни?





















-Басня.



-Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.


-Баснописцы.




Рассуждают по теме.

Фронтальная.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Фронтальная.

Предметные: актуализация знаний о баснях;

Познавательные: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: взаимодействие с окружающими, построение устного высказывания;

Личностные: мотивация учебной деятельности, уважение к иному мнению.

Целеполагание

Формировать у обучающихся умение ставить цели и задачи.

Словесный метод (приём – беседа, работа с книгой)



-Давайте же узнаем, правы ли вы в своих предположениях. Откройте учебник на странице 32.


-Кто готов сформулировать тему нашего урока?


-Какая перед нами стоит цель? Что мы должны сделать за сегодняшний урок?


-Давайте мы узнаем правы ли вы были в своих предположениях. Давайте прочитаем первый абзац вступительной статьи.


-Действительно, ребята, особенность басен такова: они написаны с целью осудить или высмеять отрицательные качества человека.









-Басни. Русские баснописцы.



-Познакомиться с новой басней и с её автором.





Чтение вступительной статьи.

Фронтальная

Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть Л.А. Ефросинина

Компьютер мультимедийный проектор, видеофильм

Фронтальная.

Предметные: умение определять смысл басен.

Познавательные: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей;

Регулятивные: формирование познавательной цели, учебной задачи, выбор действий в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач;

Личностные: мотивация учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию.

Открытие новых знаний

Знакомство с новым материалом


Словесный метод (беседа, чтение);


Наглядный метод (карточки для работы, иллюстрации);


Практический метод

(заполнение анкеты автора, выполнение заданий на карточках)


- Так вот сегодня мы с вами познакомимся с новой басней великого русского баснописца. Его портрет вы можете увидеть на доске. Кто это, ребята?


-Да, он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».


-Ребята, сейчас мне нужна будет ваша помощь. Ивана Андреевича нужно зарегистрировать на сайте литературного клуба. Я буду вам рассказать сведения о нём, а вы постепенно заполнять его анкету. Договорились?


-Заполнили? Молодцы.

-А сейчас мы переходим к чтению басни. Посмотрите на странице 33, как она называется?


-Как вы думаете, о чём она?


-А правы ли вы, мы узнаем после прочтения. Приготовьтесь. Сейчас вы прослушаете басню, которую будет читать мастер художественного слова. Следите за тем, как он читает, потому что после читать будете вы, подражая мастеру.


-Ребята, вот вы послушали басню. Кто был всё-таки прав? О чём она?


-Молодцы. Теперь читать будите вы.

-Давайте вспомним, как правильно нужно читать басню. Взгляните на слайд.

(на слайде памятка «Чтение басен»)

-Кто готов громко, чётко, соблюдая все правила прочитать басню?


-Молодец. Кто из героев вам понравился больше? Почему? Какое вообще ваше впечатление от этой басни?


Словарная работа

-Ребята, просмотрите ещё раз текст. Какие слова или выражения вам непонятны?


(работа со слайдом презентации)

Физкультминутка

-Садитесь, пожалуйста.


-Давайте теперь, опираясь на текст, ответим на вопросы.


-Пустил ли Муравей Стрекозу?

-Почему она тоска, да ещё злая?

-Прочитайте, как Стрекоза показана в начале произведения. Что она делала летом?

-Прочитайте, где она жила?

-Что наступило с холодной зимой для главной героини?

-А настали нужда и голод для Муравья?

-А почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Можно ли его назвать жадным?

-Считаете ли вы, что автор обидел Стрекозу несправедливо?





-Что автор высмеивает в людях?



-Давайте ещё раз посмотрим на текст басни. Есть ли в этой басне мораль?

-Где она находится?

-Верно. Что собой представляет мораль басни?


-Давайте прочитаем басню по ролям? Кто будет автором? Кто Стрекозой? Кто Муравьём?

-Помните о правилах чтения басни.

Работа с иллюстрациями.

-А теперь обратите внимание на доску. Вам нужно в парах соотнести иллюстрации со словами из текста.


-Давайте вместе проверим. Читайте текст и номер картинки, которая ему соответствует.


-Так, а это ребята что такое? Посмотрите на слайд. Что это за предложения?


-Все знают, что такое пословицы?



-Выберете пословицу, которая по смыслу подходит к содержанию нашей басни. И объясните своё ответ, используя текст произведения.


-А хотите посмотреть мультфильм, который был снят по этой басне?

-Иван Андреевич Крылов





























-Да.



-Стрекоза и муравей.





Высказывают своё мнение.













Закрытие антиципации.







Повторение правил чтения басен.





Чтение басни.




Высказывают своё мнение.





Работа со словарём.















-Нет.



-Она голодная.



Работа с текстом.














-Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, а Стрекоза – любитель лёгкой жизни, развлечений.


-В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время.





-Краткое нравоучительное заключение.




Чтение басни по ролям.












Работа с иллюстрациями.












-Это пословицы.




-Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.



Работа с пословицами.





Просмотр мультфильма.


Фронтальная,

парная



Компьютер, мультимедийный проектор, портрет автора, иллюстрации к басне





Фронтальная



Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную цель;

-формирование умения планировать свою деятельность;

-формирование умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.


Коммуникативные:

-формирование умения слушать и понимать других;

-формирование умения согласованно работать в группах.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Познавательные:

-формирование умения извлекать необходимую информацию.

Закрепление

Закрепление у обучающихся знаний о И.А. Крылове, о его басне «Стрекоза и муравей»


Словесный метод

-Ребята, мы прочитали с вами басню, поработали с карточками, посмотрели мультфильм. Так, как вы думаете для чего написана это басня? Что Иван Андреевич хотел донести до читателей?

Обобщающая беседа.

Фронтальная


-

Фронтальная


Познавательные:

-Закрепление знаний о пройденном материале.

-Анализ, синтез и классификация по заданным критериям.


Регулятивные:

-Умение адекватно принимать конструктивную критику;

-Умение контролировать свои действия.


Коммуникативные:

-формирование умения слушать и понимать других;

Итог урока

Обобщить полученные на уроке сведения

Словесный метод


-Вы молодцы. Но наш урок подходить к концу. Давайте подведём итог.

-О чём мы сегодня говорили?

-Какое произведение мы изучили?

-Кто его главные герои?

-Что вывод вы для себя сделали, прочитав басню?

Домашняя работа: выучить басню.







Подводят итоги.




Фронтальная

-

-

Коммуникативные:

-Формулировать собственное мнение;

-Строить монологическое высказывание.

Рефлексия

Показать успешность овладения содержанием урока

Словесный метод



Оцени себя на уроке:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

-Спасибо, ребята, за урок. До свидания.



Оценивают себя.







-До свидания!

Фронтальная

-

-

Регулятивные:

-Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


Личностные:

-Самооценка на основе анализа выполненной работы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!