Актуализация знаний | Актуализировать знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. | Словесный метод (приём - беседа) Наглядный метод (раздаточный материал) Практический (работа с карточками) | -Ребята, предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови». Возьмите карточки с заданием №1. Что Вам нужно сделать? Вам предлагается прочитать отрывки из знакомых произведений, которые вы изучали во 2 и 3 классе. Прочитав их, вам нужно вспомнить название и автора произведения. Давайте сделаем это вместе. (Предлагается 3 басни, каждую из которых читает ученик и вспоминает автора и её название) -Ребята, что за жанр произведений, которые мы прочитали? -А что такое басня, кто готов ответить? -Ребята, а как называют тех людей, которые пишут басни? -Для чего они пишут басни? | -Басня. -Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. -Баснописцы. Рассуждают по теме. | Фронтальная. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Фронтальная. | Предметные: актуализация знаний о баснях; Познавательные: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей; Коммуникативные: взаимодействие с окружающими, построение устного высказывания; Личностные: мотивация учебной деятельности, уважение к иному мнению. |
Целеполагание | Формировать у обучающихся умение ставить цели и задачи. | Словесный метод (приём – беседа, работа с книгой) | -Давайте же узнаем, правы ли вы в своих предположениях. Откройте учебник на странице 32. -Кто готов сформулировать тему нашего урока? -Какая перед нами стоит цель? Что мы должны сделать за сегодняшний урок? -Давайте мы узнаем правы ли вы были в своих предположениях. Давайте прочитаем первый абзац вступительной статьи. -Действительно, ребята, особенность басен такова: они написаны с целью осудить или высмеять отрицательные качества человека. | -Басни. Русские баснописцы. -Познакомиться с новой басней и с её автором. Чтение вступительной статьи. | Фронтальная | Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть Л.А. Ефросинина Компьютер мультимедийный проектор, видеофильм | Фронтальная. | Предметные: умение определять смысл басен. Познавательные: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей; Регулятивные: формирование познавательной цели, учебной задачи, выбор действий в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; Личностные: мотивация учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию. |
Открытие новых знаний | Знакомство с новым материалом | Словесный метод (беседа, чтение); Наглядный метод (карточки для работы, иллюстрации); Практический метод (заполнение анкеты автора, выполнение заданий на карточках) | - Так вот сегодня мы с вами познакомимся с новой басней великого русского баснописца. Его портрет вы можете увидеть на доске. Кто это, ребята? -Да, он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». -Ребята, сейчас мне нужна будет ваша помощь. Ивана Андреевича нужно зарегистрировать на сайте литературного клуба. Я буду вам рассказать сведения о нём, а вы постепенно заполнять его анкету. Договорились? -Заполнили? Молодцы. -А сейчас мы переходим к чтению басни. Посмотрите на странице 33, как она называется? -Как вы думаете, о чём она? -А правы ли вы, мы узнаем после прочтения. Приготовьтесь. Сейчас вы прослушаете басню, которую будет читать мастер художественного слова. Следите за тем, как он читает, потому что после читать будете вы, подражая мастеру. -Ребята, вот вы послушали басню. Кто был всё-таки прав? О чём она? -Молодцы. Теперь читать будите вы. -Давайте вспомним, как правильно нужно читать басню. Взгляните на слайд. (на слайде памятка «Чтение басен») -Кто готов громко, чётко, соблюдая все правила прочитать басню? -Молодец. Кто из героев вам понравился больше? Почему? Какое вообще ваше впечатление от этой басни? Словарная работа -Ребята, просмотрите ещё раз текст. Какие слова или выражения вам непонятны? (работа со слайдом презентации) Физкультминутка -Садитесь, пожалуйста. -Давайте теперь, опираясь на текст, ответим на вопросы. -Пустил ли Муравей Стрекозу? -Почему она тоска, да ещё злая? -Прочитайте, как Стрекоза показана в начале произведения. Что она делала летом? -Прочитайте, где она жила? -Что наступило с холодной зимой для главной героини? -А настали нужда и голод для Муравья? -А почему он отказал Стрекозе в помощи? -Можно ли его назвать жадным? -Считаете ли вы, что автор обидел Стрекозу несправедливо? -Что автор высмеивает в людях? -Давайте ещё раз посмотрим на текст басни. Есть ли в этой басне мораль? -Где она находится? -Верно. Что собой представляет мораль басни? -Давайте прочитаем басню по ролям? Кто будет автором? Кто Стрекозой? Кто Муравьём? -Помните о правилах чтения басни. Работа с иллюстрациями. -А теперь обратите внимание на доску. Вам нужно в парах соотнести иллюстрации со словами из текста. -Давайте вместе проверим. Читайте текст и номер картинки, которая ему соответствует. -Так, а это ребята что такое? Посмотрите на слайд. Что это за предложения? -Все знают, что такое пословицы? -Выберете пословицу, которая по смыслу подходит к содержанию нашей басни. И объясните своё ответ, используя текст произведения. -А хотите посмотреть мультфильм, который был снят по этой басне? | -Иван Андреевич Крылов -Да. -Стрекоза и муравей. Высказывают своё мнение. Закрытие антиципации. Повторение правил чтения басен. Чтение басни. Высказывают своё мнение. Работа со словарём. -Нет. -Она голодная. Работа с текстом. -Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, а Стрекоза – любитель лёгкой жизни, развлечений. -В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время. -Краткое нравоучительное заключение. Чтение басни по ролям. Работа с иллюстрациями. -Это пословицы. -Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Работа с пословицами. Просмотр мультфильма. | Фронтальная, парная | Компьютер, мультимедийный проектор, портрет автора, иллюстрации к басне | Фронтальная | Регулятивные: -формирование умения принимать и сохранять учебную цель; -формирование умения планировать свою деятельность; -формирование умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные: -формирование умения слушать и понимать других; -формирование умения согласованно работать в группах. -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: -формирование умения извлекать необходимую информацию. |