I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! (Слайд 2) Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку - Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока! Положите руки на парту, сядьте ровно. - Мы начинаем наш урок. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | 1.Работа с пословицей «Азбука к мудрости ступенька» 2. Формулировка темы и цели урока | – Какой учебник лежит у вас перед глазами? (Азбука). – Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей) – Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся? ( С буквой А) (Слайд 3) | Формулирует вопросы, контролирует правильность ответов, подводит к определению темы урока, помогает сформулировать задачи урока. | Слушают пословицу, выполняют задание учителя. Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Называют тему урока. |
III.Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов , которые привели к определенному выводу. | 1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз (учебник, с. 21) 2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек 3. Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа (учебник, с. 20) | – Что изображено на картинке? ( Астра). (Слайд 5) – Составим схему этого слова: – Каким звуком начинается первый слог? ( Произносят звук [a]) – Давайте произнесем его все вместе. – Какой это звук: гласный или согласный? ( Гласный) – Почему? (При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, звук [a] поем). – Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.) Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь, а? Перед тобою буква А. – На что похожа буква А? (Высказывают свои предположения). – Найдите букву А на «ленте букв» (Находят букву А на «ленте букв») – Из счетных палочек выложите букву А. – Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? (Звери в лесной школе). – Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете? (Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем). – Какую букву изучают звери? (Звери изучают букву А). – Составьте предложение по схеме. (Звери учат азбуку.) – Составьте рассказ «Лесная школа» (Составляют рассказ). (Слайд 6) | Показывает слайды с изображением астры, арбуза Ведет тематическую беседу Формулирует учебную задачу, помогает в составлении предложений. | Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Определяют место изученной буквы на «ленте букв» Выкладывают из счетных палочек букву А. Рассматривают сюжетную картинку, отвечают на вопросы учителя, составляют рассказ по картинке |
IV.Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1. Гласный звук [а], буквы А, а 2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание 3. Работа с пословицами (учебник, с. 20) 4. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери» (учебник, с. 22) 5. Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 6. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки» (учебник, с. 22) | Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля – Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? – Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще… аквалангистом!.. А какие вы слова Знаете на букву А? (Называют слова, начинающиеся на букву А) – Звук [а] гласный или согласный? Почему? (Гласный. Его можно петь.) – Назовите слова, в которых звук [а] есть в середине слова, в конце слова. (Называют слова). – Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва. – Звук [а] в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука. – Прочитайте стихотворение Н. Костарёвой на стр.21 – Найдите буквы А в пословице. Сколько их? (Находят буквы, считают их – 4). – Почему так говорят? Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение. – Найдите на рисунке волка и лису. – Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов? (Волк – 1 слог, лиса – 2 слога). – Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). – Составьте предложение по схеме. (Аленушка плачет). – Прочитайте предложение с восклицательной интонацией. – Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. (Роза и ландыш – схемы поменять местами). – В каких словах есть буква А? (Лак, роза, ландыш) | Читает стихотворение, формулирует учебную задачу Организует и контролирует правильное чтение стихотворения Организует обмен мнениями, учит формулировать связно мысль Формулирует учебную задачу Организует работу по развитию связной речи: рассказ по сюжетной картинке, составление предложения по схеме Дидактическое упражнение на соотнесение рисунка и схемы, нахождение ошибки и ее исправление | Слушают стихотворение. Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов со звуком [а]в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах Дифференцированное задание выполняют читающие ученики Находят буквы, считают их – 4. Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения Осуществляют сравнение слов Составляют рассказ по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно. Читают предложение с восклицательной интонацией (А-а-а!) Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправляют ошибку, выслушивают ответ товарища, оценивают правильность выполнения задания в доброжелательной форме |