Место урока в изучаемой теме: первый урок по повести «Шинель» Н.В. Гоголя
Тема | Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. |
Цели | Образовательные: познакомить учащихся с литературным типом «маленького» человека; проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе. Воспитательные: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям. Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения; предметные: научиться интерпретировать прочитанное; метапредметные: познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель; регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. |
Основные понятия | Литературный тип, «маленький человек» |
Межпредметные связи | Искусство, русский язык |
Ресурсы | Интерактивная доска, презентация MS PowerPoint |
Технологии | Технология развития критического мышления |
Организация | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для достижения планируемых результатов | Примечания |
1. Организационный этап, вызов | Организация работы; Беседа о человеческом обществе; Вопросы учащимся для размышления: всегда ли мы справедливо строим суждения о людях? Есть ли среди нашего окружения люди, которые не получают должной поддержки и внимания? Сообщение темы урока | Конспектирование информации; Принимают участие в беседе, отвечают на предложенные вопросы | Организация материала в тетради; Ответить на дискуссионные вопросы | |
2. Актуализация знаний | Рассказ о цикле Н.В. Гоголя «Петербургские повести»; Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросом: почему повесть носит такое название? | Конспектирование информации; Пересказ повести «Шинель»; Анализ названия повести | Пересказ; Ответы на вопросы; Анализ названия произведения | |
3. Освоение нового материала, осмысление | Анализ текста: указание на нужные для анализа героя отрывки текста, ориентация ответов учащихся; Даёт точное определение литературного типа; Задает вопросы для размышления: Выдумал ли Гоголь этот тип или заимствовал из жизни? Актуальна ли сейчас тема «маленького человека»? В каких произведениях мы уже встречались с подобными героями? Рассказывает о развитии литературного типа | Анализируют предложенные фрагменты повести «Шинель», предлагают своё определение литературного типа «маленький человек» Отвечают на вопросы; Вспоминают изученные произведения русской литературы Конспектирование новой информации | Составление кластера; Ответы на вопросы; Анализ и привлечение существующего читательского опыта | |
4. Рефлексия | Задаёт вопрос: зачем писатели и прочие деятели культуры обращают наше внимание на «маленьких людей»? Что должно измениться? Даёт задание «Снимаем кино», объясняет, как его выполнять | Размышляют, отвечают на вопросы. Выполняют задание | Вопросы для размышления; «Снимаем кино» (составление примерного «сценария» фильма по мотивам изучаемого произведения) | |
5. Обобщение, рефлексия (по уроку) | Подводит итоги урока, задавая обобщающие вопросы: с каким типом познакомились? Каково наше отношение к нему? Просит заполнить табличку «плюс, минус, интересно»; Выставление оценок за урок | Отвечают на вопросы, подводят итоги урока; Заполняют табличку в тетради | Вопросы на закрепление; Заполнение таблицы | |
6. Домашнее задание | Объявляет и объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Дом. задание: создать свой текст о «маленьком человеке» (2 варианта работы: написать письмо Акакию Акакиевичу или написать рассказ о маленьком человеке в современном мире). | |