ФИО: Стороненко Н. В.
Место урока в изучаемой теме: первый урок по повести «Шинель» Н.В. Гоголя
Тема | «Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель |
Цели | Образовательные: познакомить учащихся с литературным типом «маленького» человека; проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе. Воспитательные: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям. Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения; предметные: научиться интерпретировать прочитанное; метапредметные: познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель; регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. |
Основные понятия | Литературный тип, «маленький человек» |
Межпредметные связи | Искусство, русский язык |
Ресурсы | Презентация |
Технологии | Технология развития критического мышления |
Организация | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для достижения планир. результатов |
Организационный этап, вызов | Организация работы; Беседа о человеческом обществе; Вопросы учащимся для размышления: всегда ли мы справедливо строим суждения о людях? Есть ли среди нашего окружения люди, которые не получают должной поддержки и внимания? Сообщение темы урока | Принимают участие в беседе, отвечают на предложенные вопросы | Организация материала в тетради; Ответить на дискуссионные вопросы |
Актуализация знаний | Сообщение о цикле Н.В. Гоголя «Петербур-гские повести». Стимулирование мыслительной деятель-ности обучающихся вопросом: смысл назва-ния повести? | Пересказ повести «Шинель»; Анализ названия повести. Определяют тематику и проблематику повести. | Пересказ; Ответы на вопросы; Анализ названия произведе-ния |
Освоение нового материала, осмысление | Анализ текста: указание на нужные для анализа героя отрывки текста, ориен-тация ответов обуча-ющихся; Даёт точное определе-ние литературного типа Задает вопросы для размышления: Башмачкин выдумка или Гоголь этот тип заимствовал из жизни? Актуальна ли в наши дни тема «маленького человека»? Петербург Гоголя. В каких произведениях мы уже встречались с подобными героями? Рассказ учителя. | Анализируют предложенные фрагменты повести «Шинель», предлагают своё определение литературного типа «маленький человек» Отвечают на вопросы; Вспоминают изучен-ные произведения русской литературы | Составление кластера; Ответы на вопросы; Анализ и привлечение существую-щего читательско-го опыта |
Рефлексия | Задаёт вопрос: зачем писатели привлекают наше внимание к теме «маленького челове-ка»? Что должно измениться? Даёт задание выполнить тест. | Размышляют, отвечают на вопросы. Выполняют задание | Вопросы для размышле-ния; Выполняют тест. |
Обобщение, рефлексия (по уроку) | Подводит итоги урока, задавая обобщающие вопросы: с каким типом познакомились? Каково наше отношение к нему? Плюсы и минусы работы обучающихся. Выставление оценок за урок | Отвечают на вопросы, подводят итоги урока; | Вопросы на закрепление; |
Домашнее задание | Объявляет и объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Дом. задание: написать письмо Акакию Акакиевичу или написать отзыв. |