Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов к работе мой отряд? - А это значит, какой урок ждёт сегодня вас? - А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья | Мы готовы снова и снова Идти вместе к знаниям новым! | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его? Правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
II. Повторение пройденного. Устный счет | Устный счёт Определение границ знания и незнания. 1. Решение примеров «с окошками»-шариками. 4 • … = 16 3 • … = 12 … • 2 = 12 … • 4 = 24 И т.п. Последний пример 5 • … = 45 | У нас есть повод порадоваться и улыбнуться. Какой приближается праздник? Любимый праздник взрослых и детей? А что является символом Нового года? - Ёлочку принято наряжать. Давайте и мы украсим нашу ёлочку. - Что можно предложить выполнить с этими записями? - Какое знание понадобится, чтобы выполнить это задание - Почему не смогли решить последний пример? (Возможно, что кто-то из учеников даст ответ. Тогда ответ ученика можно выдвинуть гипотезой, которую будете проверять | Приближается Новый год. - Символ Нового года – Ёлочка. Решают примеры «с окошками», украшают ёлочку. Пробуют разные варианты, приходят к выводу, что в ранее изученных табличных случаях такого ответа не было. Это новое знание. | Фронтальная работа | Познавательные: перерабатывают полученные знания, делают выводы на основе пробных действий; определяют границы собственных знаний и незнания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта |
III. Постановка задач урока. Тема урока. | Постановка темы Определение путей решения поставленной проблемы | - Опираясь на схемы (на доске) сформулируйте тему урока. - Какие задачи поставите на урок и перед собой? Учитель фиксирует задачи на доске. - Какие знания вам помогут в решении первой задачи? | Тема урока «Умножение числа 5 и на 5» С опорой на карточки-помогайки формулируют задачи урока: 1. Составить таблицу умножения числа 5. 2. Применить полученные знания в решении практических задач Называют опорные знания: - смысл действия умножения - закон о перестановке множителей в произведении - знания табличных случае умножения на 2, 3, 4 - особые случаи умножения: а х 1 = а | Фронтально | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения; Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта |
III. Постановка задач урока. Тема урока. А)Чистописание | Формирование умения правильного письма цифры 5 | Организует работу по чистописанию цифры 5 (объяснение письма) | Под руководством учителя прописывают цифру 5 Анализируют объект с выделением существенных признаков | Индивидуальная работа | Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: Познавательные: самостоятельно осуществляют выполнение команды, применяют их для получения результата. Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя |
III. Постановка задач урока. Тема урока. Б) Подготовка к новому. Решение задачи | Решение задачи разными способами Волк и заяц решали задачу разными способами: волк – сложением 3+3+3+3+3=15, а заяц умножением 3*5=15 Кто посчитал быстрее? | Организует работу по обсуждению и решению задачи | Записывают в тетрадях рациональный способ решения | Фронтальная работа | Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: определяют степень успешности выполнения свой работы , исходя из имеющихся критериев. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи опорные знания, применяют их для получения результата. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания: доносят свою позицию до других; уважают чужое мнение |
IV. Физкультминутка | Физическое развитие. Развитие фонематического слуха | Использует здоровье сберегающую технологию, выполняет физические упражнения в соответствии заданием | Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем и одноклассниками | Словесно-индивидуальный метод | Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: Познавательные: самостоятельно осуществляют выполнение команды, применяют их для получения результата. Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя |
V. Новый материал. А)Составление таблицы умножения числа 5 ( работа в группе) | 1. Самостоятельная работа в группе по составлению таблицы умножения числа 5 2.Получение продукта деятельности. Составление общей таблицы 3.Самооценка деятельности | - Опираясь на свои знания, составьте самостоятельно таблицу умножения числа 5. Работать будете в группе. - Давайте вспомним правила работы в группе. Группа, которая закончила первой получает карточку с № 1, вторая - № 2, и т. д. Отвечает группа № 1 -Сколько будет 5х1? Как получили? -Группы, отнеситесь к ответу. - Сколько будет 5 х2?Как получили? -Группы, отнеситесь к ответу. Отвечает группа № 2 (решение третьего и четвёртого примера) и далее аналогично. -Как нашли результат умножения числа 5 на 5? Каким способом? - Как 6 умножили на 5? И т.д. - Что заметили в таблице? -Возьмите листы для самооценивания | Называют правила работы в группе: 1. Не бойся высказывать собственное мнение 2. Уважай мнение своего товарища 3. Не перебивай, не кричи. 4. … (работают по карточке) - Применили правило умножение на 1. (Голосуют сигнальными карточками: согласны – зелёный круг, не согласны – красный круг) - Вспомнили таблицу умножения на 2. (Аналогично) Объясняют свой путь решения, спорят, отстаивают свою точку зрения По 5 взять пять раз: 5+5+5+5+5=25 Это 25 и ещё 5. (Группы могут предложить любой из известных им способов) -Ответы заканчиваются на 5 или 0. Выбирают один из параметров. Оценивают свою работу в группе | Групповая работа | Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: определяют степень успешности выполнения свой работы , исходя из имеющихся критериев. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи опорные знания, применяют их для получения результата. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания: доносят свою позицию до других; уважают чужое мнение |
V. Новый материал. Б)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1. Работа с учебником: стр. 5 № 6 | Поясняет задание, выполняемое учащимися в рабочей тетради, оказывает индивидуальную помощь. 2. Проверку осуществляет по эталону (слайд 5). - Какие знания применили? | Самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях (составляют таблицу умножения на 5) - Закон о перестановки множителей в произведении. Самопроверка и самооценка самостоятельной работы в листах | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5) Регулятивные: Ориентируется в учебнике и рабочей тетради Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя |
VI. Включение в систему знаний и повторения | Работа по учебнику №6 Выяснение усвоения нового материала | Поясняет задание. Контролирует процесс решения | Самостоятельно выполняют задание 2 человека на доске, а остальные в рабочих тетрадях | Индивидуальная работа Фронтальная форма проверки | Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5) Делать выводы Регулятивные: Ориентируется в учебнике и рабочей тетради Самоконтроль процесса и результата решения Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя Формировать своё собственное мнение и позицию. |
VII. Физкультминутка | Физическое развитие. Развитие фонематического слуха | Использует здоровье сберегающую технологию, выполняет физические упражнения в соответствии заданием | Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем и одноклассниками | Словесно-индивидуальный метод | Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: Познавательные: самостоятельно осуществляют выполнение команды, применяют их для получения результата. Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя |
VIII.Повторение пройденного. А)Решение задачи | Осознание практической необходимости знания таблицы умножения | Организует решение по обсуждению решения задачи Учит составлять схему к задаче О ком говорится в задаче? -Сколько плавало уток? -Изобразим это на схеме -По сколько утят у каждой утки? Изобразим это на схеме - Что нужно найти в задаче? | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы Вызванный ученик самостоятельно решает задачу ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: 5·3=15 (ут.) 15+3=18 (пт.) Ответ: 18 всего птиц. | Фронтально, индивидуальная работа | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: моделируют задачу, сообща определяют вариант решения поставленной задачи. Регулятивные: Проявляют способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос. Коммуникативные: стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
VIII.Повторение пройденного. Б)Работа в паре | Осознание практической необходимости знания нахождения периметра | Поясняет задание. Работать будете в паре Контролирует процесс решения | Практическая самостоятельная работа. Взаимодействуют в малых группах(парах).Находят периметр многоугольника | Форма групповая(пары),метод практический, проблемно-поисковый | Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5) Регулятивные: само-и взаимоконтроль выбираемого способа действия. Оказывать сотрудничестве необходимую взаимопомощь Коммуникативные: Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог, строить понятные для собеседника высказывания; уметь формулировать своё собственное мнение и позицию |
IX/Итоги урока. Рефлексия Д/З | Обобщить полученные на уроке знания | Беседа по вопросам: -Осталось повесить ещё один шарик на ёлочку. Какое число спряталось за карточкой? - Подтвердилась ли наша гипотеза? - Какие задачи ставили в начале урока? -Смогли ли решить эти задачи? - Что у нас получилось в результате совместной работы? - А могут ли эти знания нам где-нибудь пригодиться? - Месяц декабрь приготовил для вас подарки. Это снежинки. | - Это число 9, так как мы теперь знаем, что 5 умножить на 9 будет 45. Озвучивают задачи. - Наш результат – таблица умножения числа 5. Отвечают на вопросыэ Уходя с урока оценивают себя с/кр. Выявляют проблемы по листам самоконтроля работу. | Фронтальный опрос | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя |
Домашнее задание | Р.т. , с. 3 № 3,4 | Комментирует, конкретизирует задание | Записывают задание в дневник | Индивидуальная | |
1. Математика: 3 класс : методическое пособие/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- М. : Вентана-Граф, 2014
2. Кузнецова М.И. 5000 задач по математике. – М.: «Экзамен», 2012
3. Пинская М. А. , Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2014.
высшей квалификационной категории
В курсе математики 2 класса (по программе «Математика» авторы В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва) блок «Таблица умножения однозначных чисел» является центральным. Большую его часть занимает арифметический материал: таблица умножения однозначных чисел (в полном объёме) и соответствующие табличные случаи деления. Важным вопросом, рассматриваемым одновременно с таблицей умножения, является введение понятия о доле числа и обучение учащихся находить половину, треть, четверть, пятую, …, девятую часть данного числа, используя деление. От того, насколько прочно дети освоили таблицу умножения в начальных классах, во многом зависит их дальнейшие успехи при обучении в основной школе. Чтобы этого добиться, учителю нужно приложить немалые усилия.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (примеры с окошечками)
3. Выявление места и причин затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта. (групповая форма работы)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знания и повторения.
9. Итоги урока. Рефлексия.
Учебный материал выстроен логично, последовательно, отвечает научности и доступен для детей.
Так как основной формой организации деятельности на урока по ФГОСу является групповая форма, данный урок позволяет обучающимся продвинуться в освоении умений работать сообща. Работая в паре, они учатся учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения. Эта форма работы способствует и формированию интереса к данному предмету.
На уроке организована опора на предыдущие знания учащихся, их жизненный опыт. Дети говорят, что эти знания для них полезны и эта тема урока актуальна.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется в виде самоконтроля (проверка по образцу), фронтальной проверки (проверка работы групп), а самооценка проводится с помощью оценочных листов.
Для отработки универсальных умений и первичного усвоения применяются средства ИКТ.