СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математика 2 класс математика таблица умножения числа 5 и на 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики для 2 класса на тему "Таблица умножения числа 5 и умножение на 5"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математика 2 класс математика таблица умножения числа 5 и на 5»

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

2

ФИО учителя

Федорова Анна Константиновна

Наименование образовательного учреждения

МБОУ СОШ №5 им. Героя России Клещенко В.П.

Место урока в системе уроков по данной теме

Первый урок по данной теме. На изучение темы отведено 5 часов.

Цели педагогической деятельности

Создать условия для самостоятельного составления таблицы умножения числа 5 и на 5 и применения полученных знаний в решении текстовых арифметических задач на умножение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки у детей

Задачи урока

1. Обучающие: ознакомить учащихся с таблицей умножения числа 5 и на 5 . Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к задаче.

 2. Развивающие: способствовать формированию умения применять составленный алгоритм деятельности в изучении блока «Табличное умножение однозначных чисел», развивать вычислительные навыки.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, формировать положительное отношение к учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Составлять таблицу умножения числа 5, совершенствовать вычислительные навыки, прогнозировать результат вычисления, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений

Метапредметные: Проявлять способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос; читать, ставить  вопросы, выдвигать гипотезы. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью. Использовать  знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и  процессов схем решения учебно-познавательных и практических задач.  

Личностные: Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; проявлять способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре

Техническое оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Наглядные пособия

Ёлочка (рисунок на плоскости), картинки ёлочных игрушек на магнитах

























Ход урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

взаимодействия


Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

I.Оргмомент.

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов к работе мой отряд?

- А это значит, какой урок ждёт сегодня вас?

- А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья

Мы готовы снова и снова

Идти вместе к знаниям новым!

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его? Правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Повторение пройденного. Устный счет

Устный счёт

Определение границ знания и незнания.

1. Решение примеров «с окошками»-шариками.

4 • … = 16

3 • … = 12

… • 2 = 12

… • 4 = 24

И т.п.

Последний пример

 5 • … = 45

У нас есть повод порадоваться и улыбнуться. Какой приближается праздник? Любимый праздник взрослых и детей?

А что является символом Нового года?

- Ёлочку принято наряжать. Давайте и мы украсим нашу ёлочку.

- Что можно предложить выполнить с этими записями?

- Какое знание понадобится, чтобы выполнить это задание

-  Почему не смогли решить последний пример? (Возможно, что кто-то из учеников даст ответ. Тогда ответ ученика можно выдвинуть гипотезой, которую будете проверять

Приближается Новый год.

- Символ Нового года – Ёлочка.

Решают примеры «с окошками», украшают ёлочку.

Пробуют разные варианты, приходят к выводу, что в ранее изученных табличных случаях такого ответа не было. Это новое знание.

Фронтальная работа

Познавательные: перерабатывают полученные знания, делают выводы на основе пробных действий; определяют границы собственных знаний и незнания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта

III. Постановка задач урока. Тема урока.

Постановка темы

Определение путей решения поставленной проблемы

- Опираясь на схемы

(на доске) сформулируйте тему урока.

- Какие задачи поставите на урок и  перед собой?

Учитель фиксирует задачи на доске.

- Какие знания вам помогут в решении первой задачи?

Тема урока «Умножение числа 5 и на 5»

С опорой на карточки-помогайки формулируют задачи урока:

1. Составить таблицу умножения числа 5.

2. Применить полученные знания в решении практических задач

Называют опорные знания:

- смысл действия умножения

- закон о перестановке множителей в произведении

- знания табличных случае умножения на 2, 3, 4

- особые случаи умножения:

а х 1 = а


Фронтально

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;  Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта

III. Постановка задач урока. Тема урока.

А)Чистописание

Формирование умения правильного письма цифры 5

Организует работу по чистописанию цифры 5 (объяснение письма)

Под руководством учителя прописывают цифру 5

Анализируют объект с выделением существенных признаков

Индивидуальная работа

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя:

Познавательные: самостоятельно осуществляют выполнение команды, применяют их для получения результата.

Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя 

III. Постановка задач урока. Тема урока.

Б) Подготовка к новому. Решение задачи

Решение задачи разными способами

Волк и заяц решали задачу разными способами: волк – сложением 3+3+3+3+3=15, а заяц умножением

3*5=15

Кто посчитал быстрее?

Организует работу по обсуждению и решению задачи

Записывают в тетрадях рациональный способ решения

Фронтальная работа

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: определяют степень успешности выполнения свой работы , исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи опорные знания, применяют их для получения результата.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания: доносят свою позицию до других; уважают чужое мнение

IV. Физкультминутка

Физическое развитие. Развитие фонематического слуха

Использует здоровье сберегающую технологию, выполняет физические упражнения в соответствии заданием

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Словесно-индивидуальный метод

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя:

Познавательные: самостоятельно осуществляют выполнение команды, применяют их для получения результата.

Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя 

V. Новый материал. А)Составление таблицы умножения числа 5 ( работа в группе)

1. Самостоятельная работа в группе по составлению таблицы умножения числа 5

2.Получение продукта деятельности. Составление общей таблицы

3.Самооценка деятельности

- Опираясь на свои знания, составьте самостоятельно таблицу умножения числа 5. Работать будете в группе.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Группа, которая закончила первой получает карточку с № 1, вторая - № 2, и т. д.

Отвечает группа № 1

-Сколько будет

5х1? Как получили?

-Группы, отнеситесь к ответу.

- Сколько будет 5 х2?Как получили?

-Группы, отнеситесь к ответу.

Отвечает группа № 2

(решение третьего и четвёртого примера) и далее аналогично.

-Как нашли результат умножения числа 5 на 5? Каким способом?

- Как 6 умножили на 5? И т.д.

- Что заметили в таблице?

-Возьмите листы для самооценивания

Называют правила работы в группе:

1. Не бойся высказывать собственное мнение

 2. Уважай мнение своего товарища

3. Не перебивай, не кричи.

4. …

(работают по карточке)

- Применили правило умножение на 1.

(Голосуют сигнальными карточками:

согласны – зелёный круг, не согласны – красный круг)

- Вспомнили таблицу умножения на 2.

(Аналогично)

Объясняют свой путь решения, спорят, отстаивают свою точку зрения

По 5 взять пять раз: 5+5+5+5+5=25

Это 25 и ещё 5. (Группы могут предложить любой из известных им способов)

-Ответы заканчиваются на 5 или 0.

Выбирают один из параметров.

Оценивают свою работу в группе

Групповая работа

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью  и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: определяют степень успешности выполнения свой работы , исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи опорные знания, применяют их для получения результата.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания: доносят свою позицию до других; уважают чужое мнение

V. Новый материал. Б)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа с учебником: стр. 5 № 6


Поясняет задание, выполняемое учащимися в рабочей тетради, оказывает индивидуальную помощь.

2. Проверку осуществляет по эталону (слайд 5).

- Какие знания применили?

Самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях (составляют таблицу умножения на 5)

- Закон о перестановки множителей в произведении.

Самопроверка и самооценка самостоятельной работы в листах

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5)

Регулятивные:

Ориентируется в учебнике и рабочей тетради

Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя 

VI. Включение в систему знаний и повторения

Работа по учебнику №6 Выяснение усвоения нового материала


Поясняет задание.

Контролирует процесс решения

Самостоятельно выполняют задание 2 человека на доске, а остальные в рабочих тетрадях

Индивидуальная работа

Фронтальная форма проверки

Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5) Делать выводы

Регулятивные:

Ориентируется в учебнике и рабочей тетради

Самоконтроль процесса и результата решения

Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя  Формировать своё собственное мнение и позицию.

VII. Физкультминутка

Физическое развитие. Развитие фонематического слуха

Использует здоровье сберегающую технологию, выполняет физические упражнения в соответствии заданием

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Словесно-индивидуальный метод

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя:

Познавательные: самостоятельно осуществляют выполнение команды, применяют их для получения результата.

Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя 

VIII.Повторение пройденного. А)Решение задачи

Осознание практической необходимости знания таблицы умножения

Организует решение по обсуждению решения задачи

Учит составлять схему к задаче

О ком говорится в задаче?

-Сколько плавало уток?

-Изобразим это на схеме

-По сколько утят у каждой утки?

Изобразим это на схеме

- Что нужно найти в задаче?


Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы







Вызванный ученик самостоятельно решает задачу

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

  1. 5·3=15 (ут.)

  2. 15+3=18 (пт.)

Ответ: 18 всего птиц.

Фронтально, индивидуальная работа

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний:  моделируют задачу,  сообща определяют вариант решения поставленной задачи.

Регулятивные:  Проявляют способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос. 

 Коммуникативные:  стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют  собственное мнение и позицию; договариваются и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

VIII.Повторение пройденного. Б)Работа в паре

Осознание практической необходимости знания нахождения периметра

Поясняет задание. Работать будете в паре

Контролирует процесс решения

Практическая самостоятельная работа. Взаимодействуют в малых группах(парах).Находят периметр многоугольника

Форма групповая(пары),метод практический, проблемно-поисковый

Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5)

Регулятивные: само-и взаимоконтроль выбираемого способа действия. Оказывать сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Коммуникативные: Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог, строить понятные для собеседника высказывания; уметь формулировать своё собственное мнение и позицию

IX/Итоги

урока.

Рефлексия

Д/З

Обобщить полученные на уроке знания

Беседа по вопросам:

-Осталось повесить ещё один шарик на ёлочку. Какое число спряталось за карточкой?

 - Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Какие задачи ставили в начале урока?

-Смогли ли решить эти задачи?

- Что у нас получилось в результате совместной работы?

- А могут ли эти знания нам где-нибудь пригодиться?

- Месяц декабрь приготовил для вас подарки. Это снежинки.

- Это число 9, так как мы теперь знаем, что 5 умножить на 9 будет 45.

Озвучивают задачи.

- Наш результат – таблица умножения числа 5.

Отвечают на вопросыэ

Уходя с урока оценивают себя с/кр.    

Выявляют проблемы по листам самоконтроля работу.



Фронтальный опрос

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные: Адекватно воспринимать оценку учителя 

Домашнее задание

Р.т. , с. 3 № 3,4


Комментирует, конкретизирует задание

Записывают задание в дневник

Индивидуальная






Список литературы:

1. Математика: 3 класс : методическое пособие/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- М. : Вентана-Граф, 2014

2. Кузнецова М.И. 5000 задач по математике. – М.: «Экзамен», 2012

3. Пинская М. А. , Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2014.


Приложение:


1. Работа в группе: составление таблицы

1. Активно работал в группе


2. В работе группы участвовал мало


2. Самостоятельная работа

1. Работал самостоятельно, сделал всё правильно


2. Работал самостоятельно, допустил ошибки


3. Не справился с работой, нужна помощь









Урок математики во 2 классе

Тема: «Умножение числа 5 и на 5.

 Пятая часть числа»

УМК «Начальная школа XXI века»    

                                                Автор: учитель начальных классов

                                                   высшей квалификационной категории

                                 Федорова Анна Константиновна


Пояснительная записка

В курсе математики 2 класса (по программе «Математика» авторы В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва) блок «Таблица умножения однозначных чисел» является центральным. Большую его часть занимает арифметический материал: таблица умножения однозначных чисел (в полном объёме) и соответствующие табличные случаи деления. Важным вопросом, рассматриваемым одновременно с таблицей умножения, является введение понятия о доле числа и обучение учащихся находить половину, треть, четверть, пятую, …, девятую часть данного числа, используя деление. От того, насколько прочно дети освоили таблицу умножения в начальных классах, во многом зависит их дальнейшие успехи при обучении в основной школе. Чтобы этого добиться, учителю нужно приложить немалые усилия.

Тип урока: Урок «открытия нового знания». Его структура, состоит из 9 этапов: 1. Мотивация

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (примеры с окошечками)

3. Выявление места и причин затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта. (групповая форма работы)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знания и повторения.

9. Итоги урока. Рефлексия.

 Структура и организация урока соответствуют целям урока.

Учебный материал выстроен логично, последовательно, отвечает научности и доступен для детей.

Так как основной формой организации деятельности на урока по ФГОСу является групповая форма, данный урок позволяет обучающимся продвинуться в освоении умений работать сообща.  Работая в паре, они учатся учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения. Эта форма работы способствует и формированию интереса к данному предмету.

На уроке организована опора на предыдущие знания учащихся, их жизненный опыт. Дети говорят, что эти знания для них полезны и эта тема урока актуальна.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется в виде самоконтроля (проверка по образцу), фронтальной проверки (проверка работы групп), а самооценка проводится с помощью оценочных листов.

Для отработки универсальных умений и первичного усвоения применяются средства ИКТ.