Предмет, класс | Математика. Т.Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких, 2 класс. |
Тема | Деление с нулем и единицей. |
Тип урока | ОНЗ |
Концептуальные подходы | УМК «Школа 2100», технология деятельностного подхода, проблемного обучения, ИКТ |
Цель темы | Рассмотреть случаи деления с нулём и единицей. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Производить действия деления с нулем и единицей. | Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные. Развиваем умения: 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом. Регулятивные Развиваем умения: 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
Формы работы: групповая, в парах, индивидуальная, фронтальная. |
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска Elite Panaboard, документ камера, учебник «Математика. 2 класс», Т.Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких, раздаточный материал. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1-2 минуты. | - Девиз нашего урока «С маленькой удачи начинается большой успех!» (слайд 2) - Как вы понимаете это высказывание? - Сегодня мы познакомимся с новой темой, продолжим открывать новые знания. Как мы будем это делать? (слайд 3) | Высказывания детей. Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.) | Слайд 2 Слайд 3 |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут | 1. Проверка домашнего задания. (проверяется тетрадь одного из учащихся) - Что необходимо было сделать? - Какие знания понадобились при выполнении задания? - Были ли затруднения? Какие? - Выполнял сам или с чьей-то помощью? 2. Фронтальная работа. а) Из чисел 4, 8, 10, 12, 15, 20, 25 выпишите те, которые делятся: только на 2; только на 5; на 2 и на 5. б) Дидактическая игра «Кто первый» (соревнование между рядами на знание изученных случаев табличного умножения и деления) в) Найдите выражения, значение которого равно 0. (67 – 34 + 12) – 4 · 0 77 + 10 – 3 · 4 (54 – 22 – 32) + 10 0 · 1 + 2 · 0 + 5 · 0 6 · 1 + 3 · 1 + 7 · 1 г) Индивидуальная работа. На слайде записаны примеры, у учащихся такие же примеры на карточках. 35 · 1 0 · 2 1· 0 0 : 5 1 · 4 8 : 1 - Кто не выполнил все задание? - Какие примеры вызвали затруднения? | Один из учащихся выходит к доске с тетрадью и объясняет, как выполнял домашнее задание. Ответы учащихся Учащиеся выходят к интерактивной доске, выбирают нужный ответ. Затруднения вызвали примеры на деление с числами 1 и 0. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
III. Постановка учебной задачи – 2-3 минуты | - Почему при решении примеров 0 : 5 и 8 : 1 возникли трудности? - Мы выяснили, в чем заключается трудность при решении таких примеров. Как нам выйти из этой трудности? - Мы будем добывать знания самостоятельно. | Мы не знаем правила деления с нулем и единицей. Можно найти правило в учебнике или попробовать его сформулировать самим. | Слайд 8 |
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут | - Какова цель нашего урока? - Какие знания нам понадобятся для этого? - Давайте вспомним как деление и умножение связаны между собой. - Вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе. (слайд) - Каждая группа формулирует свое правило. Для работы вам понадобится план. 1.Выполните вычисления в первом столбике. 2. Используя знания о взаимосвязи умножения и деления, выполните вычисления во втором столбике. 3. Сделайте выводы. - Отчет каждой группы о выполнении задания. (слайд 10) - Где мы с вами сможем проверить, верно ли сформулированы правила? - Сравните свои выводы с выводом в учебнике на с. 10. Физминутка. | - Изучить случаи деления с нулем и единицей. Знания о взаимосвязи умножения и деления. Работа со слайдом 8 (используется прием «Сорбонка») Учащиеся вспоминают правила работы в группе. Работа в группах. По одному представителю от каждой группы объясняют, как они выполняли задание, формулируют правило. В учебнике. Учащиеся читают правила. | Слайд 9 Слайд 10. Слайд 11. Слайды 12, 13, 14, 15 Слайд 16 |
V. Первичное закрепление – 4-5 минут | - Закрепить умение выполнять деление с числами 1 и 0 нам помогут задания из учебника № 2, 3, 4. (работа в парах). Вспомните правила работы в парах. (слайд). - При выполнении задания проговаривайте изученные правила. | Работа в парах. | Слайд 17 |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут. | - Самостоятельное выполнение задания на слайде с самопроверкой по образцу. - Что нужно было сделать? - Удалось ли правильно выполнить задание? - Какие возникли трудности? - У кого задание не вызвало затруднения? - Молодцы! | Ученики самостоятельно выполняют задание. Используется алгоритм самооценки. | Слайд 18. |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. | - Ребята, где мы будем применять новые знания? - Что мы будем делать дальше? - Выберите из учебника задание, которое нам подойдет для нашей цели. - Задание 6, 8 (б). - Какой пример из задания 6 вы не стали решать? Почему? | При решении примеров, уравнений, задач, неравенств. Выполнять задание на повторении, но в него будем включать знания полученные на этом уроке. Выполняют задание 6. Выполнение заданий. Если учащиеся испытывают затруднения, с ними работают консультанты. На нуль делить нельзя. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. | - Что нового узнали на уроке? - Что необходимо сделать, прежде чем закончить урок? - Какую цель ставили на уроке? - Удалось ли нам ее достигнуть? - Какое было затруднение? -Как выходили из затруднения? - Где мы будем применять новые знания? Работа с жёлтым полем. - Вова справился со всеми яблоками, а вот решить ничего не смог. - Помогите Вове справиться с выражениями. Что вы для этого уже знаете? - На перемене можно подойти к доске и выберите высказывание, которое подходит именно вам. | Подвести итог урока. | Слайд 19 Слайд 20 |
IX. Домашнее задание. | - Выберите задание, которое вы бы хотели выполнить дома. | Учащимся на слайде предлагается несколько заданий на выбор. (слайд 20) |