Ейск, 2021 г.
Цель: формировать ценностное отношение к окружающей природе через осмысление роли царства грибов в природе и в жизни людей;
Оборудование: картинки, учебник, раздаточный материал, видеоролик, презентация, интерактивная доска.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1 | Мотивация самоопределение к деятельности | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Владимировна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. -Давайте вспомним с вами правила поведения на уроке. -Хорошо, давайте соблюдать эти правила и уважать друг друга. -Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку. | -здороваются с учителем, вспоминают правила поведения на уроке. -не выкрикивать с места; -поднимать руку при ответе; -не разговаривать во время урока. -проверяют готовность к уроку. | Л1 Л2 |
2 | Актуализация фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Выявление места и причины затруднения в пробном действии | - Ребята, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие в одно из царств живой природы. Но для начала посмотрите на картинки, размещенные на доске. Что общего можем сказать? - А живые организмы какими признаками обладают? - Что же мы отнесем к первой группе и как ее назовем? - Что отнесем ко второй группе и как ее назовем? -Какое название дали учёные–биологи этим группам? - А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе? - К какому царству вы отнесете ягоды? - А грибы можно отнести к этому царству? Почему? - Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы? - Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство. Значит, оставшиеся картинки мы отнесем к третьей группе – царство грибов. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Давайте сформулируем цель урока. Что мы узнаем? | - Они все живые - Дышат, питаются. - Береза, ромашка, одуванчик – группа РАСТЕНИЯ. - Заяц, тигр, лиса – группа ЖИВОТНЫЕ. - Учёные - биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных. - Ягоды, грибы - К царству РАСТЕНИЯ - Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков. - Их можно отнести к царству грибов. - В царстве грибов. - Познакомиться с царством грибов, будем учиться классифицировать грибы. Узнать, какие бывают грибы? | П1 П2 Р1 К1 |
3 | Построение проекта выхода из затруднения | - И первое, с чем мы познакомимся, это места, где они растут. А для этого нужно отгадать загадки Вот лесок березовый. 1. В шляпке здесь не розовой. В шляпке бурой, светлой С длинной ножкой и заметный. 2. Посмотрите все направо. Этот лес красив. Дубрава. А живет здесь главный гном. Шляпа темная на нем Гриб отважный, смелый, и зовется… 3. Вас в осинник привела, Гриб другой вам назвала. В шляпке ярко-красной. Рви. Он не опасный. - Какой можно сделать вывод о местах, в которых растут грибы? - А сейчас я предлагаю посмотреть вам мультфильм грибах. - Что вы узнали нового? | - Подберезовик - Белый - Подосиновик - Каждый гриб растет в определенном месте. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопрос. | П1 Р2 К1 К2 |
| Физминутка | Повторение правил работы в группе. Разведите в емкости гуашь. Зачерпните пластиковой ложечкой немного гуаши и вылейте на бумагу в произвольном порядке. Накройте лист с кляксой чистым листом бумаги и прижмите. Снимите верхний лист. Рассмотрите пятно. На что или на кого оно похоже? Дорисуйте недостающие детали фломастером. Итог работы в группах: обучающиеся рассказывают классу о своей работе. Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети, А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали! | Выполняют физминутку | Л2 |
4 | Реализация построенного проекта выхода из затруднения | - Ребята, сейчас мы должны уточнить знания об услышанных грибах, их строении. Откройте учебник на странице 112. Прочтите текст, самостоятельно изучите строение гриба. - Назовите части гриба. - Что такое грибница? - Какую роль она выполняет? - Какую пользу приносят грибы деревьям? -Какую ещё пользу приносят грибы? - Итак, строение мы рассмотрели, а теперь давайте узнаем, на какие группы делятся грибы. Посмотрите на слайд, какие две группы здесь представлены? - Сейчас я вам расскажу почему они так называются. ПЛАСТИНЧАТЫЕ – потому что в шляпке гриба имеются пластинки. ТРУБЧАТЫЕ – потому что в шляпке гриба имеются трубочки – это те же самые пластинки, только они очень плотно соединены между собой, и мы видим только верхнюю их часть. - Посмотрите на слайд, на какие группы можно разделить эти грибы? - В нашей стране встречается около 300 видов съедобных грибов, хотя широко известно всего несколько десятков. Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми. | Учащиеся читают и рассматривают иллюстрацию. - Шляпка, ножка, грибница - Подземная часть гриба - Всасывает из почвы воду с растворенными в ней минераль-ными солями, поглощает питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. - Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. - Ими питаются многие животные. - Пластинчатые и трубчатые. 1, 4 – несъедобные; 2, 3 – съедобные | П2 П4 Л1 |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Давайте рассмотрим какие грибы можно складывать в корзину, а какие нельзя. - Эти грибы клади в корзинку! Белый гриб. Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде сеточки, мякоть на срезе остается белой. Опенок осенний. Шляпка снизу желтовато-белая с темными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Шампиньон. Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка. - А эти оставь в лесу! Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб. Шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Ложноопенок кирпично-красный. Шляпка снизу темная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Желчный гриб (ложный белый). Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовит, но очень горький. - Хоть царство это и огромное, но есть грибы, которых становится меньше. Они занесены в Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Посмотрите на слайд. - Следующая группа грибов, которая входит в это царство – это плесень. Плесень бывает разная: ядовитая и благородная. Но их объединяет одно – у них есть нить и коробочка, в которой есть споры. И одна из разновидностей плесени – это гриб мукор. Оказывается, есть еще одна группа грибов – это дрожжи. - Где вы с ними встречались, что о них слышали? Что у них общего? | Учащиеся рассматривают грибы Учащиеся рассматривают и читают названия грибов из Красной книги. Учащиеся рассматривают виды плесени. -Общее: - грибные нити -размножаются спорами и грибницей - растут всю жизнь -питаются сахаром или сладким веществом. | П2 П3 К1 К2 |
6 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Чтобы проверить, как вы усвоили знания на уроке, я предлагаю вам пройти тест, который написан у вас на карточках, время на выполнение 3 минуты. 1. Найди «лишнее». 1) шляпка 2) корень 3) грибница 4) ножка 2. Укажи, с какими растениями связаны грибы. 1) с травами 2) с деревьями 3) с кустарниками 4) с цветами 3. Определи, какой гриб не имеет двойника. 1) белый 2) опёнок 3) маслёнок 4) шампиньон 4. Выбери места, где нельзя собирать грибы. 1) около заводов 2) возле шоссе 3) в лесу 4) в городских скверах - Сдайте свои работы, я проверю тест и поставлю вам оценки. | Выполняют тест корень с деревьями маслёнок 124 | П3 К1 Л2 |
7 | Включение в систему знаний и повторений | - Домашним заданием у вас будет проведение эксперимента. На карточках у вас всё подробно расписано. - Эксперимент: Возьмите 2 одинаковых кусочка хлеба, полстакана теплой воды, чайную ложку сахара. Опустите их в эту воду и подождите, пока намокнут. Положите в 2 разных целлофановых мешка и один из них поместите в холодильник, а другой у батареи. Через неделю аккуратно посмотрите результаты. На каком кусочке быстрее появится плесень? Какие условия необходимы для роста гриба? | Учащиеся знакомятся с карточками, записывают домашнее задание в дневник. | П3 П4 |
8 | Рефлексия | -Итак, вы большие молодцы! Вы быстро и с легкостью справлялись со всеми заданиями! Если на сегодняшнем уроке у вас все получилось и не возникло трудностей, то похлопайте в ладоши, но если же вам что-то удавалось с трудом, то закройте ладошками свое лицо. Спасибо за сегодняшний урок, с вами было приятно работать, до скорых встреч! | Оценивают свою работу на уроке. Прощаются с учителем. | Р3 |