СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Величины. Работа с величинами: измерение длины (единица длины — метр)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТТехнологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Величины. Работа с величинами: измерение длины (единица длины- метр)..............................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Величины. Работа с величинами: измерение длины (единица длины — метр)"»

Практическая работа № 4. Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету.

Задание. Выберите учебный предмет, по которому Вы будете составлять технологическую карту урока. Выберите тему урока. Изучите содержание примерной рабочей программы данного учебного предмета по данной теме: планируемые результаты, содержание, особенно внимательно – «Тематическое планирование». Уточните формулировку темы с учетом содержание примерной рабочей программы. Выделите, какое содержание не представлено в Вашем УМК, но есть в примерной программе. Этим содержанием необходимо будет дополнить урок. В тематическом классификаторе на сайте «Единое содержание общего образования»: https://tc.edsoo.ru/ , вы найдете предметные планируемые результаты, которые конкретизированы по каждой теме по каждому предмету (необходимо установить соответствующий фильтр), также есть рекомендуемые личностные результаты для каждого урока.

Разработайте технологическую карту учебного занятия для 2 класса в соответствии с указанной формой, основываясь на новую примерную рабочую программу по учебному предмету и учебник, который Вы используете (учебник должен быть включен в ФПУ).

Требования к выполнению задания. Учебное занятие разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе содержания примерной рабочей программой учебного предмета и с использованием ресурсов УМК, входящего в ФПУ. Содержание учебного занятия должно отражать все этапы учебной деятельности: мотив, цель, планирование действий, выполнение действий/операций, самоконтроль процесса и результата, самооценка. Технологическая карта учебного занятия оформляется в виде таблицы. В ней должны быть отражены следующие позиции:

  1. Тема, цель учебного занятия.

  2. Планируемые результаты обучения в соответствии с новой примерной программой учебного предмета. Они должны быть представлены по группам: предметные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), личностные. Результатов не должно быть много (личностных и метапредметных – 1-2 результата по каждой группе). Планируемые результаты формулируются в глагольных формах (знает/умеет или знать/уметь).

  3. Содержание учебного занятия, в том числе формы и виды организации учебной деятельности, учебные задания (задачи) для разных этапов учебного занятия, разноуровневые диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

Рекомендации. Обратите внимание, что оргмомент (организация рабочего места, приветствие, «стишки» и т.п.) не входит в структуру урока, его писать не нужно. При заполнении таблицы необходимо конкретно описать деятельность педагога (например, предлагает детям выполнить …, организует наблюдение над … и др.), целесообразно определить оптимальные формы организации деятельности детей, методы и приемы (беседа, игра и др.). Привести примеры конкретных учебных заданий, в том числе включенные в урок рекомендуемые виды деятельности детей из раздела «Тематическое планирование» примерной рабочей программы учебного предмета. Учебные задания на разных этапах учебного занятия должны быть нацелены на формирование указанных в техкарте планируемых результатов. Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) должно быть описано также с ориентиром на запланированные результаты. Диагностические материалы должны быть разноуровневыми и нацелены на оценку достижения обучающимися предметных планируемых результатов, особенно тех, которые указаны в Тематическом классификаторе содержания в разделе ПУ ПЭС и КУ ПЭС. Не рекомендуется использовать формальный подход к организации рефлексии: Я узнал… Я научился…, также всевозможные «светофоры».



Структура технологической карты учебного занятия во 2 классе

Предмет: математика

УМК (автор учебника): Математика М.И. Моро, М.А. Бантова и другие, УМК "Школа России".

Тема: Величины. Работа с величинами: измерение длины (единица длины — метр)

Цель: познакомить с новой единицей измерения длины- метром.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), преобразовывать одни единицы данных величин в другие;

—определять с помощью измерительных инструментов длину; сравнивать величины длины, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;

-Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач.


Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока)

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

—понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

—применять изученные методы познания (измерение)

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

-планировать этапы предстоящей работы, определять после- довательность учебных действий;

-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

-оценивать рациональность своих действий, давать им каче- ственную характеристику.


Коммуникативные УУД (общение)

-конструировать утверждения, проверять их истинность;

-комментировать процесс вычисления, построения, решения;

—объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

—в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать высту- пления участников,

По направлениям воспитания

- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; - развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их;

—применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;





о



Этапы урока

Содержание этапов



Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной

Содержание учебной деятельности (деятельность ученика)

  1. Мотивационно-целевой этап:


    1. Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы, результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.).

Содержание предлагаемого учителем материала должно быть связано с предстоящей темой.

Проговаривание стихотворения:

В дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

- Для чего они нам нужны?

2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. Значит, чему будет посвящён наш урок? Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?


Примерные ответы на вопросы.



-Открытию нового знания.


«Что я не знаю?», «Сам найду способ»

    1. Организация целеполагания

Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи.

Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке.

Однажды бабушка собралась связать внукам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать?

– Я вам приготовила для всех одинаковые модели клубочка бабушки и мерку, которая у неё была.

(Учитель раздаёт модели клубочков из бумаги и модели 1 дециметра.)

– Чему равна длина мерки?

–Измерьте длину полоски меркой в 1 дм.

Дети измеряют длину полоски, постепенно разворачивая её.

– Какова же длина полоски в дециметрах?

Выписывает все варианты ответов детей на доску.

– Что же получилось?

– Чего же вы не смогли сделать?















– Вы поняли, что у вас есть трудность?



– Поставьте перед собой цель.



Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.



1 дециметру.




15 дм, 12 дм, не можем точно сказать, …

Модели у всех одинаковые, а при измерении длина полоски получилась почему-то разная, кто-то запутался при измерении, …

Мы не смогли точно измерить длину полоски меркой в 1 дециметр. Подумать, почему она возникла.

Нам неизвестна бóльшая единица измерения длины.


Узнать о новой (большей) единице измерения длины.

  1. Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:


2.1. Актуализация имеющихся знаний

Актуализация – это не просто повторение. Когда дети на предыдущем этапе выявили причины затруднения, они теперь могут определить те способы предметных действий, знания и умения, которыми они владеют и которые могут им понадобится для достижения цели.

Поиск способов выхода из затруднения: дети могут проверить известный им способ и удостовериться в том, что он не подходит, установить в чем отличие новой ситуации.

Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей.

Планирование деятельности – определение возможных этапов деятельности, способов, шагов, обеспечивающих результат.

На этапе планирования может осуществляться выбор ресурсов и их распределение для реализации цели.



– Что же в задании было для вас новым?



– Расскажите, как вы измеряли отрезок, и когда почувствовали неудобство?




– Какой единицей измерения длины вы пользовались?


– То есть, единица измерения длины вам известна. Почему же длина отрезка, изображающего клубок, в дециметрах получилась разная?





– Как же быть?






– Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины?

Это – тема нашего урока: «Метр».



Надо было измерить длинный отрезок.


Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке.


Дециметром.


Отрезок очень длинный, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно, получается неточно.


Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины






    1. Фиксация плана письменной форме (на доске или рабочем листе) или проговаривание этапов работы устно.

Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к другому. Они это будут делать осознанно, благодаря составленному плану.


- Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре.

- Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может понадобится? Почему?

– А знание, о какой единице счёта вам может помочь?






Дециметр, так как ...

Знания о сотне.

План:

1.Сами попробуем узнать о новой единице измерения длины.

2. Научимся устанавливать соотношения между единицами измерения длины.

3. Применим новые знания.


3. Этап изучения нового / практический этап

    1. Организация открытия «нового» знания

Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п.

Результатом данного этапа является освоение детьми нового знания, предметного способа действия, проверка правильности своих действий.


- Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины?

– Почему?

Учитель вывешивает на доску карточку:



– А сколько в одном дециметре сантиметров?



– Значит, сколько сантиметров в одном метре?

Открыть всю карточку:

1 м = 10 дм = 100 см




– Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины.



– Что же вы узнали о метре?





– Для чего нужен метр?





Из 10 дециметров.

10 единиц меньшего разряда при счёте и измерении обычно образуют единицу следующего разряда.


1 дм = 10 см.



В одном метре 100 сантиметров





Соотношение единиц счёта.


Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.


Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ...


Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности.

Результатом данного этапа является проверка работы алгоритма, примените способов действий при решении практических задач (коллективном и самостоятельном). Организация индивидуальной помощи ученикам, которые испытывают затруднения (в ходе самостоятельной работы).

– Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины?




– Что ж, у нас в руках только модели дециметров. Как же с их помощью точнее измерить полоску бумаги, изображающую клубок?


Учитель прикрепляет магнитами одну из длинных полосок на доску за концы, дети по двое выходят к доске и прикрепляют магнитами модели дециметра «встык».

– Какова же длина полоски?

– Выразите длину полоски в метрах и дециметрах.

Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.


Надо посчитать, сколько дециметров вместится в длинную полоску.



15 дм.

…, 1 м 5 дм.

    1. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач.

– Выполним несколько заданий.

– Выразите в дециметрах и сантиметрах 2 метра. (1 м = 10 дм = 100 см, значит, 2 м = 20 дм = 200 см.)

– Выразите в десятках и единицах 2 сотни. (2 с = 20 д = 200.)

Учитель прикрепляет на доске 2 больших треугольника – общее обозначение 2 сотен и 2 метров.

– Выразите в единицах 4 сотни. (4 с = 400.)

– Выразите в сантиметрах 4 метра. (4 м = 400 см.)

На доске вывешиваются 4 больших треугольника.

Вопросы к ученикам:


Учащиеся решают нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины

  1. Этап самоконтроля

    1. Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап.


– Что нужно было сделать?

– Удалось выполнить это задание?

– Сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.


Ответы обучающихся


    1. Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов.

1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы.

2-ой уровень - задания, оценивающие умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации).

3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик).

Предлагает выполнить разноуровневые задания.

1-ый уровень .

Вспомни таблицу соотношения длин и допиши равенства.

1дм=…см              100см=…м

1м=…дм                100см=…дм

1м=…см                 10дм=…м

2-ой уровень.

Запиши равенства

          67см=..дм…см  3дм+9см=…см

          4дм1см=…см    31см-11см=…дм

3-ий уровень.

Вставь пропущенные единицы длины:

Длина тигра: 3 ____ 10 _____.

Высота шкафа: 20 _________.

Длина коридора: 6 ________.

Высота дома: 30 _______.

Длина муравья: 7 _________.


Работают с карточками, выполняя задания разного уровня. Проводят самопроверку правильности выполнения заданий с экрана.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы).

Учитель предлагает ответить на вопросы:

– Какая цель стояла перед вами на уроке?


– Достигли ли вы цели?

- Что вы узнали?



Учащиеся высказывают свои мнения.

5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель).

– У кого остались вопросы, неясность?

– У кого всё получилось?

– Что понравилось, запомнилось на уроке?


Мне больше всего удалось...

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.)

Методика "Смайлы"

О цените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).











Критерии оценивания: соответствие/несоответствие содержания и структуры учебного занятия предъявляемым требованиям.

Оценка: зачет/незачет. Зачет ставится при выполнении задания в полном объеме, в соответствии с требованиями и при отсутствии грубых фактических и методических ошибок. В зависимости от качества выполненной карты может быть выставлено 2 балла или 1 балл. Технологические карты, структура которых не соответствует данной табличной форме, оцениваются в 0 баллов, так как при этом не представляется установить авторство и оригинальность работы.