II. Постановка цели и задач урока (мотивация) | Ребята, давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? Мы сегодня будем с вами изучать самый большой водоем нашей планеты, покрывает ¾ поверхности Земли Предлагает учащимся отгадать загадку и сформулировать тему и цели урока. Он могучий и огромный, Состоит он из морей Ну, давай, ответь скорей Это не воды стакан, А огромный ……. (Океан) -Итак, тема нашего урока «Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. Знаете ли вы, что название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось. А можно ли попасть в любую точку Мирового океана, не пересекая сушу? Предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей планете с целью подтвердить или опровергнуть это предположение. Как вы считаете, какова цель нашего урока? Цель: сформировать представления о Мировом океане, как о синей бездне. | Слушают музыку с шумом прибоя, на экране-фото Земли из космоса. Комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме. (шум волны, море, океан) Записывают тему урока «Мировой океан и его части». Выдвигают гипотезы и приходят к выводу, что необходимо узнать, что такое море, пролив, залив. Путешественники «Земляне» на судне «Морской» - будут изучать Мировой океан и его части. Формируют цель урока | Презентация (слайд 1) Музыка с шумом прибоя (слайд 2) (на экране фото стартующего корабля, на котором предполагается облететь земной шар слайд 3) |
III.Организация познавательной деятельности | Этап №1. Сам.работа по маршрутному листу Дайте определение Мирового океана? Площадь Земного шара 510 млн.кв.км, Площадь суши – 149 млн.кв.км Чему равна площадь Мирового океана? Назовите составные части Мирового океана. Назовите океаны и покажите их на карте. Сравните океаны по площади. Тихий океан- 179,7 млн.кв.км, Атлантический - 93,4 млн.кв.км, Индийский – 74,9 млн.кв.км, Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км | Учащиеся отвечают на вопросы 1.Ответ: Мировой океан – это совокупность всех океанов. 2.Ответ: 361 млн.кв.км 3.Ответ: океана, моря, заливы, проливы. 4.Ответ: Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический (один ученик показывает на карте полушарий) 5.Выполняют задание на маршрутном листе. Вывод: все океаны различны по площади. | Маршрутный лист. Работа с географической картой атласа, а так же с физической картой полушарий. (слайд 4) |
IV.Открытие нового знания и способов действий V.Физминутка | Этап 2. 1. Определите, о какой части океана идет речь. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна – И горька, и солона. (Море) 2.Найдите в учебнике на стр.77 определение моря 3.По степени обособленности от океана моря подразделяются: -окраинные моря (береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) -внутренние моря (береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей) -межостровные …… дайте характеристику этому виду моря самостоятельно Перед вами список морей: Черное море, Белое море, Красное море, Азовское море, Японское море, Филлипинское море Распределите эти моря на группы и впишите в таблицу. Определите, о какой части океана идет речь: Он у моря – как язык Он берега лизать привык, И пляж в часы разлива Он вылизал на диво. (Залив) Найдите на физической карте Бенгальский залив, Мексиканский залив и Большой Австралийский залив. А теперь постарайтесь сами дать определение ЗАЛИВУ. Определите, о какой части океана идет речь? Он ведет из моря в море Не широк – всего верста И в нем, как в школьном коридоре, И шум, и звон, и теснота Давайте вместе дадим характеристику ПРОЛИВУ. В далёком XVI веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив 1.Найдите его на карте. 2. Какие океаны соединяет данный пролив? 3. А какой материк и остров разделяет? Встаньте пожалуйста. А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. | Предлагается приступить ко второму этапу в маршрутном листе. 1.Ответ: Море 2.Море – это часть океана, более или менее обособленная от него сушей или возвышениями подводного рельефа. 3.Ответ: море, которое находится между островами, окруженное группой островов. 4.Выполняют задание в маршрутном листе. Окраинное | Внутреннее | Межостровное | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5.Ответ: Залив. 6.Находят в атласах заливы, а один учащийся работает у карты полушарий. 7.Залив - часть океана, которая глубоко вдающаяся в сушу и имеет свободный водообмен с океаном. 8.Ответ: Пролив. 9.Дают аналогичную характеристику: Пролив - это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. 10.Ответ: Атлантический и Тихий океаны. Ответ: Материк Южная Америка и остров Огненная Земля. Выполняют физминутку. | (слайд 5) На слайде №6 список морей: Черное море, Белое море, Красное море, Азовское море, Явонское море, Филлипинское море. Карта полушарий (слайд 7) (слайд 8) (слайд 9) |
VII. Этап информации о домашнем задании | Домашнее задание: параграф 19, стр.79-81 самостоятельное изучение. Контурная карта: подписать океаны, моря (окраинные, внутренние, межостровные), заливы, проливы. | Записывают домашнее задание. | (слайд 10) |