Учитель – составитель урока | Катасонова Елена Михайловна |
Предмет | Музыка |
Образовательная программа | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» |
Класс | 3 класс |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема урока | «Проводы зимы. Масленица» |
Цель урока | Знакомство с обрядами и традициями народного праздника «Масленица» |
Дидактические задачи | Образовательные: познакомить с обрядами и традициями русского народа; познакомить с музыкой, посвящённой празднику «Масленица»; закрепить и систематизировать полученные знания. Развивающие: развивать внимание, слуховую память, воображение; способствовать расширению кругозора; развивать вокально-хоровые навыки учащихся. Воспитывающие: формировать культуру слушателя и исполнителя; формировать чувство сопричастности к сохранению традиций русского народа; пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету. |
Планируемый результат | Личностные УУД: Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: |
Формы организации деятельности учащихся | |
Методы обучения | беседа; игровая методика. |
Оборудование | ТСО: автоматизированное рабочее место учителя. Экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, видео материал. |
Литература | Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина - «Музыка», 2012г. |
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Результат | Примечание |
Организационный момент | Подготовка учащихся к работе. | Приветствие. Проверка готовности рабочего места. | Вместе с учителем приветствуют друг друга. | Личностные УУД: - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. | Эмоционально положительный настрой на урок. | - |
Этап подготовки к усвоению новых знаний | Введение в новую тему урока. | Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого ученики сформулируют тему и цель урока. | Слушают учителя, отвечают на вопросы и определяют тему и цель урока. | Регулятивные УУД: - учатся слушать вопросы и отвечать на них. | Умение внимательно слушать, формулировать свой ответ. | - Как называется праздник массового гуляния с выпечкой блинов? - Как вы думаете, что мы с вами будем изучать, смотреть, слушать? - Что вы знаете об этом празднике? |
Этап усвоения новых знаний | Знакомство с основными традициями и обрядами русского праздника «Масленица» | Учитель рассказывает об истории возникновения праздника «Масленица», о её традициях и обрядах. | Слушают учителя о традициях и обрядах празднования «Масленицы». | Познавательные УУД: учащиеся учатся использовать музыкальную терминологию. Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД: формирование умения глубже понимать смысл музыкальных произведений. | Умение внимательно слушать, концентрировать внимание, формулировать ответ. | 1. Вопросы: охарактеризуйте мне эту песню. О чем пелось в песне? Какая она по характеру? |
1.Прослушивание русской народной песни «Пришла к нам Масленица». 2.Прослушивание русской народной песни «Блины». 3. Разучивание песни «Блины» с учащимися. 4. Прослушивание русской народной песни «Прощай масленица». | 1.Просматривают видео и слушают русскую народную песню «Пришла к нам Масленица». Характеризуют музыкальное произведение. 2.Просматривают видео и слушают русскую народную песню «Блины». Характеризуют музыкальное произведение. 3.Разучивание русской народной песни «Блины». 4.Просматривают видео и слушают русскую народную песню «Прощай масленица». Характеризуют музыкальное произведение. | | 2.Вопросы: охарактеризуйте мне эту песню. О чем пелось в песне? Какая она по характеру? 3. Выполняют упражнение для разогрева голосовых связок. Проговаривают слова песни, проучивают мелодию. 4.Вопросы: охарактеризуйте мне эту песню. О чем пелось в песне? Какая она по характеру? |
Физминутка | Помогает предупреждению и снятию умственного утомления. | Учащимся предлагается ходьба под музыку П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» для здоровьясбережения учащихся. | Учащиеся вместе с учителем шагают под марш. | Личностные УУД: выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроения. | Физическое расслабление и эмоционально положительный настрой учащихся на дальнейшую работу на уроке. | - |
Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока. | Знакомство с произведениями искусства, связанными с обрядами русского праздника «Масленица». | Учитель рассказывает о созданных произведениях в поэзии, живописи и музыке, посвященных русскому празднику «Масленица». | 1.Прослушивают стихи современных поэтов Татьяны Лавровой и Андрея Усачева. 2.Просматривают репродукции Художников, которые изображали пышное народное гулянье в своих картинах: А) Б. Кустодиев (1916-1920); Б) П.Н. Грузинский "Масленица", 1889 г. В) Н. Фетисов "Широкая Масленица", 1990 г.; Г) В. Белых "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.; Д) В.И Суриков "Взятие снежного города", 1891 г.; Е) С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г. 3.Прослушивание музыкальных произведений: А) П.Чайковский Цикл Времена года «Февраль. Масленица». Б) отрывок из мультфильма «Снегурочка» на музыку из оперы Н.Римского-Корсакого «Снегурочка». | Личностные УУД: выражение своих чувств и настроения. Познавательные УУД: формирование умения глубже понимать смысл каждого произведения. Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию. Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. | Умение внимательно слушать, концентрировать внимание, формулировать ответ. | 1.Вопрос: О чем говориться в этих стихах. Какое передается нам настроение? 2.Вопрос: Что вы видите на картине? Что пытался передать нам художник? Какие краски он при этом использовал? Какую музыку можно представить себе, глядя на все эти картины? 3.Вопросы: А)охарактеризуйте музыку П.Чайковского. Какая она по характеру? Что хотел передать нам композитор? Б) какая песня звучала в данном отрывке из мультфильма «Снегурочка»? Какой был ритм песни? Что было изображено в мультфильме? Какая традиция? |
Этап подведения итогов учебной деятельности | Подведение всего учебного материала урока к единой намеченной цели «Знакомство с обрядами и традициями народного праздника «Масленица» | Учитель подводит итог пройденного урока. | Учащиеся принимают участие в итоговой беседе, делаю выводы. | Регулятивные УУД: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. | Умение самостоятельно решать, а затем принимать решение. | - На каком большом празднике мы сегодня с вами присутствовали? - А как её в народе называют? - А что это за праздник? Чему он посвящен? - Сколько дней идет Масленица? - что самое главное на Масленице? - Почему блины круглые? - Что делают на масленицу на улице? - в какие игры играют? - Как называется последний день масленицы? Что делают с чучелом? Куда выбрасывают пепел и для чего? |
Итоговый этап рефлексии учебной деятельности. | Самоанализ и самооценка | Учитель благодарит учащихся за активную и плодотворную работу и предлагает игру «Пирамида творчества» | Учащиеся играют в игру «Пирамида творчества». Прикрепляют на пирамиду смайлики: - Было легко и интересно! - Было трудно, но интересно. - Было трудно и не интересно. | Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности. | Положительный настрой от полученного нового материала. | Вопрос: Отразите свое отношение к изученному материалу на уроке. |
Этап информации о домашнем задании. | Повтор пройденного материала. | Выставление оценки за урок. Учитель сообщает задание на следующий урок. В учебнике стр.64-67 читать, отвечать на вопросы. Нарисовать рисунок «Масленица» | Учащиеся запоминают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге. Познавательные УУД: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | Выраженная мысль в красках от услышанной музыки, стихов и увиденных картин. | - |