Я хочу начать наш урок со стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» и попрошу вас оценить моё прочтение. (учитель читает не соблюдая интонации) -Как бы вы охарактеризовали моё прочтение отрывка? (Дети оценивают прочтение отрывка) – Почему отрывок стихотворения не был понятен и не был интересен вам ? -То есть как? -Что я должна делать, чтоб моя речь стала понятной и красивой? (Учитель читает отрывок еще раз уже с выражением). -А сейчас вам понятен смысл того, что я прочитала? | – Вы не соблюдали знаки препинания, говорили быстро, непонятно, громко, некрасиво, невыразительно. – Без интонации! Дети отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других. Высказывать собственные предположения. Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, развитие гибкости ума, воображения. Познавательные- логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета. |
– Для того, чтобы вы сами прочувствовали как важна выразительность в разговорной речи, я предлагаю поиграть в игру. Вам нужно произнести фразу “я хочу учиться” с разным выражением – с удивлением, – утвердительно, – вопросительно, – восхищенно, радостно, – хитро, – зло, – грустно, когда получил двойку, – обиженно, – нагло. (Проводится упражнение-игра “Произнеси фразу”) – Теперь вы понимаете, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг другу. Или “интонация”. – А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается? -Вот послушайте, что случилось в одном королевстве из-за неграмотного короля. (Учитель рассказывает сказку.) – Жил-был король в одной стране и имел он право подписывать смертный приговор. А был он не очень-то грамотным. И написал он однажды: “Казнить нельзя помиловать”. Слуги не могли понять, что же делать? (учитель спрашивает у детей) -Вот видите, как от одной маленькой запятой зависит чья-то жизнь. -В письменной речи интонация выражается знаками препинания. Этап урока: 4.Построение выхода из затруднений. Можно сделать вывод, что говорить мы сегодня будем об интонации. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока –Итак, темой нашего урока стали слова российского музыковеда, педагога, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Вячеслава Вячеславовича Медушевского « В каждой интонации спрятан человек». – Запишите тему урока в тетрадь и определение слова «интонация» Этап урока:5. Реализация построенного проекта. - Сейчас мы с вами послушаем пьесу Д. Кабалевского «Три подружки». На ваших столах лежат изображения музыкальных инструментов и характеристики интонаций. Ваша задача – после прослушивания произведения, определить какие инструменты композитор использует для передачи образа каждой девочки и какие интонации прозвучат для изображения характера девочек. 6.Этап первичного закрепления Этап урока 7. Вокальная работа –Как настроение? А сможем ли мы прямо сейчас создать интонацию нашего настроения? -Конечно, если споём шуточную песню про медведя, который спит зимой. 9.Этап рефлексии. -Давайте подведем итог нашего урока. Приём «Незаконченное предложение». •На уроке я узнал(а)… •Больше всего мне понравилось… 10 Домашнее задание Нарисовать рисунок одной из подружек, с которыми вы познакомились на уроке. –Наш урок подходит к концу. Вы меня порадовали сегодня своей активной работой! До новых встреч! | Дети играют в игру. определяют как важна интонация в разговорной речи -Интонация важна и в разговорной и письменной речи. Работа в тетрадях. Слушание музыки. Работа в парах Физкультминутка Выполнение движений под музыку Ответы детей ответы детей Исполняется песня «Почему медведь зимой спит». Ответы детей – Каждая интонация может раскрыть настроение, характер человека, нарисовать его портрет. | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. Познавательные- логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные- поиск способов разрешения проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные-анализ, сравнение, логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака. Логические – характеристика произведения и его обоснование. Регулятивные- контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном. Регулятивные: актуализация правил исполнения вокальных произведений Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и выражать свои мысли. Познавательные- рефлексия. Регулятивные- Самооценка. |
| Садятся ровно, закрывают глаза и считают! -Поднимаются, потягиваются, умываются, быстро съедают завтрак, пьют чай. Поехали… -Правильная осанка при пении. -Итальянская улица дом 13 – вход в театр Музыкальной комедии. (Площадь Искусств, рядом Большой зал филармонии им. Дмитрия Шостаковича) Из «Ленинградской симфонии». - Нет! Там мы не видим артистов, нет декораций и театрализации. | Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе. Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, развитие гибкости ума. Оргдеятельностные - умение организовать достижение поставленной цели, способность к творчеству. Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; установить связь музыкального театра с жизнью. |
Возвращаемся к дверям театра музыкальной комедии. Ну что ж, надо открыть дверь и войти. Встаньте, закройте глаза и под мой счёт кружимся вокруг себя. Раз! Два! Три! (учитель меняет шарф на цветок) Учитель-экскурсовод: Здравствуйте! Как рада вас видеть. Я экскурсовод театра Музыкальной комедии. Проходите и послушайте… СЛАЙД № 4 «Парадная лестница театра» -Это один из старейших театров России. Здание был построено в 1801 году. Сначала это был один из многочисленных домов, который был предназначен для сдачи жилья внаем. После сильного пожара в 1910 году здание было перестроено, и на втором этаже был открыт театр, где игрались оперетты. В современном театре вы и сегодня можете услышать зажигательные арии оперетт и мюзиклов. -Вы спрашиваете, что такое оперетта? Оперетта – итальянское слово, которое переводится, как маленькая опера. Оперетта наследует традиции академической музыки и классические оперные формы. ОТЛИЧИЕ ОТ ОПЕРЫ: Арии, вокальные ансамбли, хоры, но они обычно короче, проще по форме и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыка оперетты отличается общедоступностью и тесно связана с музыкальным бытом соответствующей страны и эпохи. В целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер. И ещё одно очень интересное представление вас ждёт, если вы придёте на мюзикл! Военные и национальные конфликты в Европе 20 века привели к тому, что многие композиторы оперетты по разным причинам иммигрировали в США и стали работать в этой стране, где уже существовала своя традиция музыкальной комедии. Сплав этих жанров с музыкой джаза, рок-музыкой привёл к появлению новой разновидности музыкального театра – мюзикла. В ОТЛИЧИЕ ОТ МЮЗИКЛА, оперетта обычно имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры. Также имеются отличия в хореографии – в оперетте ведётся своя драматургическая линия, которую танцы лишь украшают. В мюзикле же хореография является одним из главных средств выразительности. И ТРЕТЬЕ ОТЛИЧИЕ оперетты от мюзикла: Оперетта пишется только на комедийный сюжет, а мюзикл может быть и комедией, и драмой, и может иметь в основе религиозную направленность. Голос из зала: Уважаемая Татьяна Юрьевна, как же так? Почему Вы здесь? Вас внизу ждёт группа на экскурсию, а Вы здесь с артистами! Их, кстати, уже ждут на сцене! Скоро их выход!!! Учитель-экскурсовод: Как артистов? Вы артисты? - Быстрее на сцену, зал полон, билетов в кассе нет! Аншлаг! Представление начинается! Какое же представление? СЛАЙД №5 (Афиша оперетты «Летучая мышь») СЛАЙД №6 (Портрет Иоганна Штрауса (сына)) - Музыку к оперетте «Летучая мышь» написал австрийский композитор Иоганн Штраус (сын). Посмотрите, какой красивый портрет! Этого композитора ещё называют «Королём Вальсов». Я сказала - Иоганн Штраус (сын), из этого следует, что был ещё и Иоганн Штраус (отец). Правильно! Хочется рассказать один факт из их биографии. Сам И. Ш.(отец) был талантливым композитором и его сын, тоже был очень одарённым. Так вот отец запрещал и даже жестоко наказывал за то, что сын занимался сочинением музыки. Разрешались и поощрялись только классические занятия музыкой. Эта проблема закончилась, когда Отец И. Ш. ушёл из семьи и не имел влияния на сына. - Но ведь вам предстоит выступление. А вы знаете, что будете делать в этом спектакле? Я открою вам тайну. Вам надо представить на сцене одну только сцену. Это «Вальс»! СЛАЙД № 7 («Вальс») Надо будет танцевать! Сможете? -Предлагаю вам кое-что посмотреть! ВИДЕО. Раздаются цветы ребятам (звучит фрагмент «Вальса» из оперетты «Летучая мышь») Учитель надевает красный шарф и белую шляпу. - Дорогие артисты, как вы думаете, кто сейчас перед вами? Активное слушание «Вальса» И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь» Вопросы к прослушанному произведению: -Вы можете дать название данному музыкальному произведению? -Знаете ли вы перевод слова «Вальс», и из какого языка это название заимствовано? -Сможете назвать главное средство выразительности, по которому можно сразу узнать, что это вальс? - Молодцы! Справились! Но это не всё… -Вечером Мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» и нам предстоит участвовать в сцене арии Элизы «Я танцевать хочу» СЛАД № 8 (Афиша мюзикла «Моя прекрасная леди») СЛАЙД № 9 (Портрет Фредерика Лоу) - Американский композитор австро-немецкого происхождения, Он родился в Берлине, в семье артиста оперетты. В 5 лет он уже играл на пианино, в 7 лет писал музыку для выступлений отца, в 13 лет стал юным солистом оркестра Берлинской филармонии. Подлинный триумф настал, когда был написан мюзикл «Моя прекрасная леди», по которому был поставлен фильм, который получил 8 призов «Оскар». СЛАД № 10 (Сцена «Я танцевать хочу») - Только вчера художник нам прислал новые декорации и сказал, что это как раз для сцены «Я танцевать хочу!». Давайте разбираться вместе!!! Кто хочет? Прошу. - Раз! Два! Три! Замри. -Настал вечер, опять полный зал в театре. Наш звёздный час настал! Публика ждёт!!!! Пластическая импровизация «Я танцевать хочу!» Вопросы к прослушанному произведению: -Не правда ли, музыка арии Элизы «Я танцевать хочу!» очень похожа на колыбельную? Спать, спать… -Когда ария звучала, я слышала темный фон в сопровождении оркестра. -Музыка очень тяжёлая для восприятия. Не правда ли…? - Ну, конечно! Ведь это МЮЗИКЛ!!!! - Аплодисменты Вам, дорогие мои! Возвращаемся в школу, в класс, в настоящее, в 16 марта 2016 год. Встали, закрыли глаза, кружимся вокруг себя: Раз! Два! Три! Подведём итоги: В каком театре мы сегодня «работали»? Вспомните название оперетты, из которой мы слушали «Вальс» Иоганна Штрауса. О каких видах музыкальных спектаклей сегодня шла речь? Помните ли вы фамилии композиторов, чьи произведения сегодня звучали? | -Да, мы артисты! Да!... Нет!... Не знаем!.... -Режиссер, дирижёр. (сбор цветов в коробку) - «Вальс» -В переводе с французского «кружение». - Да, это 3-х дольный МЕТР! (На фоне звучащей арии - показ овладения декорацией; выбор главной героини и её костюма!) - Конечно нет! Она танцевальная и очень яркая! -Нет! Музыка светлая, она искрилась энергией! -Музыка лёгкая, живая, под неё хочется танцевать и петь! -Музыкальной комедии. - «Летучая мышь». - Оперетта и мюзикл. - Иоганн Штраус и Фредерик Лоу. | Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности. Ценностно-смысловые - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству и жизни. Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений. Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности. Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности. |