СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Альтруизм и эгоизм"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Альтруизм и эгоизм"»

Тема: «Альтруизм и эгоизм»

Цель: формирование представлений о нравственных понятиях «альтруизм» и «эгоизм».

Задачи:

  • познакомить с понятиями «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;

  • формировать умения работать с новой информацией по теме ( отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

  • совершенствовать умения работы в группе: излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

  • воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности

- Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный)день. Давайте пустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 1.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, милые ребята,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало в нашем классе

И светлее, и теплей!


- Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?

- Я уверена, что у нас сегодня всё получится!

- Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики

  1. Актуализация знаний

- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?

- Соотнесите понятие с его определением (работа с интерактивной доской. Слайд 2)

  • Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это … (этика)

  • Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» … (культура)

  • Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (мораль)

  • Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…(добро)

  • То, что мораль стремиться устранить и исправить … (зло)

  • Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом … (добродетель)

  • Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется … (порок)

  • Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …(свобода)

  • Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор … (ответственность)

  • Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. … (справедливость)

- К какой категории относятся эти понятия?(нравственные)

  1. Постановка учебной задачи

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Я предлагаю вам составить рассказ.

У каждой группы есть кадры из мультфильма и инструкция, которая поможет вам в работе. Познакомьтесь с инструкцией. Прочитайте первый пункт инструкции. О каком герое древнегреческого мифа вам предстоит составить рассказ? Кто знаком с мифом о Прометее?

  1. Рассмотри внимательно картинки (слайд 3).

  2. Подумайте, в каком порядке происходили события.

  3. Разложите картинки в нужном порядке так, чтобы получился связанный рассказ.

-Удалось ли вам восстановить ход событий? Почему?

-Поразмышляем, как могли развиваться события, которые привели к данной концовке.

-Для того, чтобы убедиться в правоте своих предположений я предлагаю вам посмотреть пропущенные кадры мультфильма.

ПРОСМОТР мультфильма (слайд 4).

-Какой подвиг совершил Прометей?

-Во имя кого он совершил этот подвиг?

-Каким был Прометей?

-Подвиг, который совершил Прометей можно определить понятием «альтруизм». А Прометея можно назвать «альтруистом».

- Подумайте и назовите понятие, противоположное по значению понятию «альтруизм». («эгоизм», альтруист-эгоист)

- Определите тему урока.

Тема нашего урока: «Альтруизм и эгоизм» (слайд 5)

-Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке по данной теме (слайд 6)?

  1. «Открытие» нового знания

Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей)

- Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)

Работа в группах .

1 группа работает в Интернете

2 группа работает со словарями

3 группа работает с текстом учебника (с.30-31)

4 группа работает с текстом, подготовленным учителем (Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х.):

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм — противоположность эгоизму. Эгоизм от слова «эго» («я» – перевод с латыни), альтруизм от слова «Альтер» (по-латыни «другой»). Эгоизм – все для себя, альтруизм – все для других. Альтруизм – это бескорыстная готовность действовать в интересах других. Альтруизм свойствен живому существу генетически, эволюционно. Он встречается уже у ос, пчел, муравьев и выражается, например, в том, что рабочие пчелы и рабочие муравьи добровольно отказываются откладывать собственные яйца, чтобы ухаживать за общественными яйцами матки, а пингвин подкармливает оставшихся без родителей птенцов.

- Поделитесь своими открытиями

(Слайды 7 и 8)

  1. Первичное закрепление

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу?(Альтруизм противостоит эгоизму)

(В первичном закреплении детям выдаются листы для работы в парах с пропущенными словами в понятиях:

Альтруизм – это …. действовать в интересах …..

Эгоизм - действие, направленное на ….. в ущерб интересам других людей.)

- Как будут называть людей, обладающих такими качествами?

Игра «Разведчики» (Выбираются «альтруист» и «эгоист», которые пройдя по классу набирают карточки с нравственными понятиями, характеризующими «их»)

- Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей)

- Обратимся к притче «Зеркало» Слайды 12-18 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)

- Все ли богатые люди эгоисты?

- Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?

Работа с учебником

- Обратимся за помощью к учебнику (с. 31).

- Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм-способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу)

Работа с иллюстрацией учебника (с.30)

- Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит

- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.

- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?

- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с индивидуальными карточками и проверка по эталону на доске (Слайд 17)

  1. Включение в систему знаний

- Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:

(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения) (Слайд18.)

Золушка

Колобок

Кот Леопольд

Человек – Паук

Баба – Яга

Илья Муромец

Карлсон

Айболит

- С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?

- Предлагаю вам дома найти литературных героев альтруистов и эгоистов

- Подберите синонимы к новым понятиям.

- Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника

  1. Рефлексия

- С какими понятиями работали на уроке?

- О чем вы хотите рассказать родителям?

Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)

Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)

Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга).