СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Буквы е-и в корнях с чередованием" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Буквы е-и в корнях с чередованием" (5 класс)»

5 класс


УМК: Русский язык 5 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М., 2013. – Ч.2. – 191 с.

Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием

Место урока: первый урок в системе уроков по данной теме.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

воспитывающие:

– создавать условия для формирования мотивации обучения;

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании.

развивающие:

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи, мышления обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы;

– создавать условия для формирования коммуникативных навыков у обучающихся.

обучающие:

– создавать условия для освоения алгоритма выбора чередующейся гласной Е – И в корне слова;

– способствовать обогащению лексического запаса обучающихся при работе с художественным текстом.

Личностные результаты.

– осознают потребность в развитии и саморазвитии;

– осознают ответственность за результаты своей учебы.

Предметные результаты:

– сформировано представление об алгоритме выбора чередующейся гласной Е – И в корне слова;

– обучающиеся владеют новыми лексическими понятиями, усвоенными при работе с художественным текстом.

Метапредметные результаты:

– определяют и формулируют тему урока;

– анализируют, сравнивают, делают выводы;

– владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ;

– делают выводы и обобщают по теме урока;

– способны осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.

Методы: словесный, эвристический, метод выполнения практических упражнений, метод языкового анализа.

Оборудование: презентационный материал, компьютер, проектор.

Основные понятия: глагол, вид, чередование.

План урока:

I.Организационный момент (1 мин)

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 мин)

IV.Этап открытия новых знаний (16 мин)

V.Закрепление полученных знаний (14 мин)

VI.Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)

VII. Задавание домашнего задания (1 мин)


ХОД УРОКА


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Планируемые УУД

  1. Организационный этап (1 мин)

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

-приветствуют учителя


-проверяют готовность к уроку.

Словесный метод.

Слово учителя

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 мин)

Цель этапа: сформулировать тему урока, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию по теме урока.




















Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами слова, которые нужно распределить в два столбика.


Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,

разбери, запереть, напирать, растирать.




Проверим.

Почему вы распределили слова таким образом?

Какие это слова?


Какое фонетическое явление представлено в этих словах?

Какие гласные чередуются?


Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда – И. Сформулируйте тему нашего урока.

Записываем тему урока.








Выполняют задание по распределению.

1 столбик: подбирать, блистать, напирать, растирать.

2 столбик: стереть, заблестеть, разбери.



У одних слов в корне пишется Е, у других – И.

Однокоренные.

Чередование гласных.

Е – И.



Буквы е – и в корнях с чередованием.

Словесный метод. Фронтальный опрос.

Метод практической работы обучающихся (распределительный диктант).





















Личностные:

-нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные: - самоконтроль.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- взаимодействие с учителем и сверстниками.














III.Этап открытия новых знаний (16 мин)

Цель этапа: создавать условия, способствующие ознакомлению обучающихся с новым материалом


























Давайте к каждому из записанных слов найдем однокоренное, нам легко это будет сделать, потому что мы уже сказали, что в каждом столбике представлено однокоренное слово.

Определите вид глаголов.



Какой вывод можно сделать?



Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.





– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

– Попробуйте сформулировать правило.





– Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. Откройте учебники на стр.112. Давайте проверим наши выводы.

Записываем схему.

- ТИР-

- БИР-

-ПИР-

-ДИР-

- МИР-

- СТИЛ –

- ЖИГ-



Пиши И, когда есть А.

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, который появляется на слайде.

1. Выделяю в слове …

2. Ставлю…

3. Нахожу…

4. Вспоминаю

5. Проверяю, …

6. Если есть…, если нет








Выполним задание 647 письменно.













Замените словосочетания глаголами устно, объясните гласную в корне с чередованием.







Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони.




подбирать (несов.вид) – разбери (сов.вид)

растирать (несов.вид) – стереть (сов.вид)

блистать (несов.вид) – заблестеть (сов.вид)

напирать (несов.вид) – запереть (сов.вид)



Глаголы образуют видовые пары.



-бир-/-бер-

-стир-/-стер-

-блист-/-блест-

-пир-/-пер-








Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е.





Ученики читают правило и делают вывод.




































1. Выделяю в слове корень.

2. Ставлю знак ударения.

3. Нахожу безударную гласную в корне.

4. Вспоминаю корни с чередованием Е-И.

5. Проверяю, есть ли суффикс А после корня.

6. Если есть суффикс А, пишу И, если нет пишу Е.



Звезды заблестели.

Взбираемся на вершину.

Замереть от восторга.

Зажигать костер.

Степь расстилается.

Опираться на перила.

Запереть дверь.

Натирать пол.

Постелить ковер.

Протереть окно.

Прибирать комнату.


  1. От восторга – существительное; замереть (от чего?) от восторга.

  2. Н.ф. – восторг; ед.ч., нариц., м.р., Р.п.

  3. Замереть (от чего?) от восторга.



Сверкать на солнце – блестеть, подниматься на гору – взбираться, выдергивать сорную траву – выдирать, закрывать дверь – запирать, разгораться ярко – зажигаться, оцепенеть от страха – заме­реть, убегать от погони – удирать.

Словесный метод.

Эвристический метод.

Метод выполнения практических упражнений.

Лингвистический эксперимент.


Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем и сверстниками;

- соблюдение правил речевого поведения;

- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

- умение анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-построение цепи логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.


V.Закрепление полученных знаний (14 мин)

Цель этапа: организация применения нового знания на языковом материале


Прочитайте текст. О чем он? Назовите основную мысль.

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы.
За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко ст...лется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце, туман исчезнет. От шороха листьев зам..рает сер..це. Красива русская природа!


Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?

А что такое патриотизм? Обратите внимание на словарную статью.

Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

Озаглавить текст.





К какому стилю относится текст?


- К какому типу речи относится текст?


Запишите текст. Выделите орфограммы, объясните их.





















К слову «заблестит» подобрать синонимы (синонимический ряд).


 О красоте русской природы.













Патриотизм.

Любовь к Родине.







Патриот.

Картины природы.

Красота природы.

Художественному.


Описание.


Сердце (сердечный) замирает (суффикс –а-) от восторга при виде чудесной картины природы.
За селом (сёла) расстилается (суффикс –а-) гладкое (гладок) зеркало большого озера. Низко (низок) стелется (нет суффикса –а-) туман. Но вот скоро заблестит (нет суффикса –а-) солнце (солнечно) , туман исчезнет. От шороха листьев замирает (скффикс –а-) сердце (сердечный). Красива русская природа!


Засияет, засверкает.

Эвристический.

Словесный метод.

Метод выполнения практических упражнений.

Метод самостоятельного выполнения практических упражнений.


Познавательные:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

построение цепи логических рассуждений;

-самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные:

- контроль, самоконтроль;

- анализировать, различать, группировать, делать выводы.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- владеть монологической речью;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)

  1. Обобщение по теме урока

  2. Выставление оценок

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке


- Что нового вы узнали сегодня на уроке?


- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.



На доске записаны фразы:

  • Урок полезен, все понятно.

  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

  • Еще придется потрудиться.

  • Да, трудно все-таки учиться!


Какая фраза подходит к сегодняшнему уроку?

Чередование с буквами е – и в корне.


Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е.










Оценка собственной работы на уроке.


Эвристический.

Словесный метод.

Личностные:

-оценка собственных достижений на уроке. Регулятивные:

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

-самоконтроль, самооценивание;

-выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем и сверстниками

Познавательные:

-структурирование знаний;

-поиск и выделение необходимой информации;

-развитие умения извлечь главное, подвести итог.

VI.Задавание домашнего задания (1 мин)

Цель этапа:

объяснить ход выполнения домашнего задания.

Ребята, запишите в дневники домашнее задание:

– Выучить правило на стр. 112.

– Упражнение 648 (вам необходимо выписать только слова с чередованием, объяснить написание, выполнить разбор под цифрой 2).

Записывают домашнее задание в дневник.

Словесный метод.

Регулятивные: планируют необходимые действия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!