IV. Создание проблемной ситуации | Итак, сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. Тема нашего урока: «Древнейший Рим». (Сл.13-14) А какая цель сегодняшнего урока? Цель урока: узнать об истории возникновения Древнейшего Рима. (сл. 15) С чего мы начинаем знакомство с историей нового для нас государства? Все верно, своими ответами вы составили план нашего урока. (сл. 16) Итак, сегодня на уроке мы определим местоположение Рима, познакомимся с легендой о возникновении города, узнаем о природных условиях и занятиях жителей древней Италии, рассмотрим строение древнеримского общества. Мы сегодня будем выполнять задания на рабочих листах, подпишите их. Первый лист – лист для работы. Второй лист – это лист самооценки, вам необходимо после каждого выполненного задания, поставить плюс в нужной колонке. В конце урока подведем итоги. На первом рабочем листе запишите число и тему нашего урока: «Древнейший Рим» Посмотрите на задания, какой вопрос я вам хочу задать. Обратите внимание на первое задание. Итак, главный вопрос нашего урока: «Чем отличается Рим от Древней Греции?» (сл. 17) | Формулируют тему урока, Определяют цель. Создают кластер, определяя основные вопросы урока (Природа, климатические условия, кто проживал, какое было управление, определяем место положения, историю возникновения, занятия жителей) Подписывают рабочие листы. Записывают число и тему урока Определяют главный вопрос урока |
V. Открытие нового знания Пункты плана 1,2,3 Пункт плана 4. Пункт плана 5. | Ребята, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту) Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. А кто нам покажет путь из Греции в Рим? Верно, если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – Рим. (сл. 18-19) Аппенинсикий полуостров с древних времен называют Италией. Ребята, посмотрите на полуостров. Скажите, на что он похож? (сапог). Все верно полуостров похож на старинный сапог, у носа которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы Альпийскими горами. С юга, востока и запада Аппенинский полуостров омывается морями Адриатическим, Ионическим и Тирренским. С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (Балканский полуостров) Какое государство на нем находится? (Древняя Греция) Ребята, посмотрите на задание 2 в рабочем листе, вы видите таблицу, которую сейчас мы будем заполнять, а использовать для заполнения данной таблицы мы будем ваши знания и мой рассказ. Через Аппенинский полуостров тянется невысокий горный хребет Аппенины. У подножия Аппенин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались выращиванием винограда, зерновых культур (рожь, пшеница) и садоводством. (сл.20) Вспомните, чем занимались греки? (выращивали оливки, виноград, разводили овец). Приступаем к заполнению сравнительной таблицы. (сл. 21-22) Греция Рим На Балканском полуострове | На Апеннинском полуострове | Климат жаркий | Климат тёплый, благодатный | Омывается Эгейским и Ионическим морями | Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским. | Горы Олимп | Горы Альпы | Рельеф горный, мало равнинных мест | Рельеф - долины, равнины, холмистые местности | Выращивали виноград и оливки, коз и овец, занимались ремеслом, торговлей. | Занимались садоводством, выращиванием винограда и зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов | - Ребята, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные) - Мы работали с источниками какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения). - Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ) - Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками? Ребята, давайте посмотрим на карту и скажем какие племена населяли Италию? (этруски, самниты, умбры, галлы, апулы и латины). 4. Легенда о возникновении Рима. (сл. 23-26) Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. Дома вы познакомились с легендой об основании Рима. Обратимся к ней. На доске представлен набор фраз, повторяющих сюжетную линию легенды, но последовательность перепутана, ваша задача состоит в том, чтобы вы по очереди исправили и правильно воспроизвели сюжет легенды. Кто знает продолжение, поднимаете руку и встаете, и расставляете правильно, можно дополнить предложение: - И так, что мы узнали в легенде, есть ли в ней правда? Для этого обратимся к материалу учебника пункт 2, абзац 1 стр. 216-217, подтвердим фактами (сл. 27) Есть ли здесь конкретные факты, подтверждающие легенду? (Сл. 28) Работа с лентой времени. (сл. 29-30) Теперь, ребята, я предлагаю вам поработать с лентой времени. Задача: Сейчас 2021 г. Рим основан в 753 году до н. э. Сколько лет сейчас Риму? На ленте времени необходимо отметить правильно года и посчитать: Ответ: 2021 +753 = 2774 (года) г. Риму. 5.Государственное управление. (сл. 31) Также как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вспомните, как назывались коренные жители Афин. (Граждане) Для того, чтобы узнать какие слои населения проживали в Древнем Риме, ознакомьтесь с 1 абзацем пункта 3 учебника. (Задание 4 в рабочем листе) Патриции - древнейшие жители Рима Плебеи - переселенцы из других областей Италии. (сл. 32 - 33) Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет) А как вы думаете, плебеи участвовали в управлении Римом? (тоже нет). А я думаю, что плебеи могли участвовать! А так или нет, и какая система управления существовала, мы с вами узнаем, познакомившись с материалом учебника на стр. 218, пункт 3 последние 2 абзаца. (сл. 34-35) Как вы считаете, мое предположение было правильным? ( нет, плебеи не участвовали в управлении, т.к. они являлись переселенцами.) 1. Кому принадлежала высшая власть? 2. Как звали последнего из царей Рима? 3. Какими вопросами занималось народное собрание? 4. Почему римляне изгнали царя? 5. Как будет называться форма правления в Риме? 6. Где появилось это слово и что оно означает? Заполняем схему (задание 5 в рабочем листе) (сл.36-37) | Учащиеся показывают по карте путь из Греции в Рим. (Работа с картой учебника стр. 151) Отмечают путь на контурной карте Слушают рассказ учителя, заполняют таблицу Работа с текстом с 214-216 Смотрят на набор фраз, повторяющий сюжетную линию легенды. Выстраивают правильный сюжет легенды. 1. Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр 2.Волчица вскормила близнецов 3.Пастух нашел детей и принес их домой 4.Детей назвали Ромулом и Ремом 5.Близнецы выросли и расправились с Амулием 6. В ссоре Ромул убил Рема 7.Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом 8.Ромул стал первым царем Рима Читают пункт учебника 2, 1 абзац на стр. 216-217, дают научное обоснование Выполняют задание 3 в рабочем листе, решают задачу. Читают 3 пункт 1 абзац учебника, выполняют задание 4 в рабочем листе. Читают пункт 3 учебника, последние 2 абзаца, отвечают на вопросы. Заполняют схему (задание 5 в рабочем листе) |