СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Древнейший Рим"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Древнейший Рим"»

Урок «Древнейший Рим»

Дата: 05.04.2021

Класс: 5

Цель урока:

-способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян;

- создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнем Риме;

-содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование (изучение и первичное закрепление новых знаний)

Планируемые результаты:

Предметные:

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Сформировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Древнего Рима, его географических особенностях.

Метапредметные:

Познавательные

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика.

Выделять главное. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы. Выявлять причинно-следственные связи. Регулятивные

Планирование последовательности действий

Определять цель – проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели

Коммуникативные

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи

Личностные:

Формирование уважительного отношения к другому народу, его культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям;

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Выступать перед одноклассниками, представляя результаты своей познавательной и творческой деятельности

Основные понятия, термины: Местоположение и природа Апеннинского полуострова, население Древней Италии, этруски. Легенда об основании Рима. Патриции, плебеи, весталка, плебс, ликтор, сенат, народное собрание, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромкул, Рем, Тарквиний Гордый.

Понятия:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.

Дата: 753 год до н. э. – основание Рима

Образовательные ресурсы:

Компьютерная доска, презентация, раздаточный материал










Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности ученика

I. Орг. момент

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята, садитесь! Как вы уже успели заметить, сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости.

Приветствуют учителя, гостей. Готовят к уроку рабочее место

II. Актуализация знаний

В этом году на уроках истории мы с вами познакомились с историей разных стран. Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по странам древнего мира. А перед тем, как мы с вами отправимся изучать новую страну мы должны вспомнить, в каких странах мы уже побывали. Я буду показывать вам картинки, а вы должны, угадать о каком государстве идет речь. Будьте внимательны, отвечать будем по одному, желающий ответить - поднимает руку.

(Сл. 2-10)

Разгадывают, какая страна по изображениям

III. Мотивация к учебной деятельности

В начале путешествия, мы должны узнать, в какую страну отправляемся. А чтобы узнать, как она называется, вы должный отгадать ребус. (сл. 12)

Ответ: Древний Рим





А Рим, сегодня – столица какого государства?

Ответ:

В наши дни Рим – это столица государства Италии. А в древности Римом назывался и город, и государство.

Сегодня мы отправимся в Древнейший Рим это 1 урок большой темы.

История этой цивилизации завершает курс истории Древнего мира.


Учащиеся разгадывают ребус








Отвечают на вопросы, выдвигают версии

IV. Создание проблемной ситуации

Итак, сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Тема нашего урока: «Древнейший Рим». (Сл.13-14)

А какая цель сегодняшнего урока?

Цель урока: узнать об истории возникновения Древнейшего Рима. (сл. 15)




С чего мы начинаем знакомство с историей нового для нас государства?







Все верно, своими ответами вы составили план нашего урока. (сл. 16)

Итак, сегодня на уроке мы определим местоположение Рима, познакомимся с легендой о возникновении города, узнаем о природных условиях и занятиях жителей древней Италии, рассмотрим строение древнеримского общества.

Мы сегодня будем выполнять задания на рабочих листах, подпишите их. Первый лист – лист для работы. Второй лист – это лист самооценки, вам необходимо после каждого выполненного задания, поставить плюс в нужной колонке. В конце урока подведем итоги.



На первом рабочем листе запишите число и тему нашего урока: «Древнейший Рим»



Посмотрите на задания, какой вопрос я вам хочу задать. Обратите внимание на первое задание.

Итак, главный вопрос нашего урока: «Чем отличается Рим от Древней Греции?» (сл. 17)


Формулируют тему урока, Определяют цель.







Создают кластер, определяя основные вопросы урока

(Природа, климатические условия, кто проживал, какое было управление, определяем место положения, историю возникновения, занятия жителей)














Подписывают рабочие листы. Записывают число и тему урока



Определяют главный вопрос урока



V. Открытие нового знания

Пункты плана 1,2,3



























































Пункт плана 4.


































Пункт плана 5.

Ребята, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)

Итак, Рим – один из древнейших городов Европы.

А кто нам покажет путь из Греции в Рим?

Верно, если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – Рим. (сл. 18-19)



Аппенинсикий полуостров с древних времен называют Италией. Ребята, посмотрите на полуостров. Скажите, на что он похож? (сапог). Все верно полуостров похож на старинный сапог, у носа которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы Альпийскими горами. С юга, востока и запада Аппенинский полуостров омывается морями Адриатическим, Ионическим и Тирренским.

С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (Балканский полуостров)

Какое государство на нем находится? (Древняя Греция)

Ребята, посмотрите на задание 2 в рабочем листе, вы видите таблицу, которую сейчас мы будем заполнять, а использовать для заполнения данной таблицы мы будем ваши знания и мой рассказ.

Через Аппенинский полуостров тянется невысокий горный хребет Аппенины. У подножия Аппенин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались выращиванием винограда, зерновых культур (рожь, пшеница) и садоводством. (сл.20)

Вспомните, чем занимались греки? (выращивали оливки, виноград, разводили овец).

Приступаем к заполнению сравнительной таблицы. (сл. 21-22)

Греция Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, коз и овец, занимались ремеслом, торговлей.

Занимались садоводством, выращиванием винограда и зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов


- Ребята, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)
- Мы работали с источниками какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

- Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Ребята, давайте посмотрим на карту и скажем какие племена населяли Италию? (этруски, самниты, умбры, галлы, апулы и латины).

4. Легенда о возникновении Рима. (сл. 23-26)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. Дома вы познакомились с легендой об основании Рима.

Обратимся к ней. На доске представлен набор фраз, повторяющих сюжетную линию легенды, но последовательность перепутана, ваша задача состоит в том, чтобы вы по очереди исправили и правильно воспроизвели сюжет легенды.

Кто знает продолжение, поднимаете руку и встаете, и расставляете правильно, можно дополнить предложение:










- И так, что мы узнали в легенде, есть ли в ней правда?

Для этого обратимся к материалу учебника пункт 2, абзац 1 стр. 216-217, подтвердим фактами (сл. 27)

Есть ли здесь конкретные факты, подтверждающие легенду? (Сл. 28)


Работа с лентой времени. (сл. 29-30)

Теперь, ребята, я предлагаю вам поработать с лентой времени.

Задача:

Сейчас 2021 г. Рим основан в 753 году до н. э.
Сколько лет сейчас Риму?
На ленте времени необходимо отметить правильно года и посчитать:


Ответ: 2021 +753 = 2774 (года) г. Риму.

5.Государственное управление. (сл. 31)

Также как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вспомните, как назывались коренные жители Афин. (Граждане)

Для того, чтобы узнать какие слои населения проживали в Древнем Риме, ознакомьтесь с 1 абзацем пункта 3 учебника. (Задание 4 в рабочем листе)

Патриции - древнейшие жители Рима

Плебеи - переселенцы из других областей Италии. (сл. 32 - 33)


Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет)

А как вы думаете, плебеи участвовали в управлении Римом? (тоже нет).

А я думаю, что плебеи могли участвовать!

А так или нет, и какая система управления существовала, мы с вами узнаем, познакомившись с материалом учебника на стр. 218, пункт 3 последние 2 абзаца. (сл. 34-35)

Как вы считаете, мое предположение было правильным?

( нет, плебеи не участвовали в управлении, т.к. они являлись переселенцами.)

1. Кому принадлежала высшая власть?

2. Как звали последнего из царей Рима?

3. Какими вопросами занималось народное собрание?

4. Почему римляне изгнали царя?

5. Как будет называться форма правления в Риме?

6. Где появилось это слово и что оно означает?

Заполняем схему (задание 5 в рабочем листе) (сл.36-37)

Учащиеся показывают по карте путь из Греции в Рим. (Работа с картой учебника стр. 151)



Отмечают путь на контурной карте




Слушают рассказ учителя, заполняют таблицу





















































Работа с текстом с 214-216

Смотрят на набор фраз, повторяющий сюжетную линию легенды.

Выстраивают правильный сюжет легенды.

1. Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр

2.Волчица вскормила близнецов

3.Пастух нашел детей и принес их домой

4.Детей назвали Ромулом и Ремом

5.Близнецы выросли и расправились с Амулием

6. В ссоре Ромул убил Рема

7.Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом

8.Ромул стал первым царем Рима


Читают пункт учебника 2, 1 абзац на стр. 216-217, дают научное обоснование





Выполняют задание 3 в рабочем листе, решают задачу.









Читают 3 пункт 1 абзац учебника, выполняют задание 4 в рабочем листе.













Читают пункт 3 учебника, последние 2 абзаца, отвечают на вопросы.










Заполняют схему (задание 5 в рабочем листе)

VI. Применение нового знания

Наш урок подходит к концу. В начале урока вы предложили план нашей работы. Теперь давайте ответим на главный вопрос урока: Чем отличается Рим от Греции? (сл.38)




Задание  «Найди ошибки в тексте исправь их» (сл. 39)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.


Дают ответ на главный вопрос урока: климат, географическое положение, основание города, год основания Рима, управление в древнем Риме, состав населения.


Выполняют задание

Правильный ответ:   Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском  полуострове. В Италии - теплый  климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

VII. Рефлексия

  • Сегодня я узнал…

  • Урок для меня показался…

  • Для меня было открытием то, что…

  • Мне показалось важным…

  • Материал урока был мне…

Учащиеся самостоятельно подводят итог своей деятельности.

Домашнее задание

Прочитать параграф 44 учебника, учить новые слова.

Выполнить задания 47, 49 в рабочей тетради. (Сл. 40)

Записывают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!