СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему " Музы не молчали "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи урока: 

  • Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
  • Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.

Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему " Музы не молчали "»

Класс: 4

Тема: Музы не молчали

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи урока: 

  • Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.

  • Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.

  • Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок - историческое путешествие.

Информационно-методическое обеспечение: аудиозаписи, методические пособия, иллюстрации

Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

      Дети входят в класс под музыку «Торжественного марша». Учитель приветствует учащихся (музыкальное приветствие), обращает  внимание на музыку, сопровождающую их вход в класс, просит вспомнить к какому жанру относится это произведение (марш), где оно может звучать (концерты, парады и т. п.). Сообщает название военного марша, его автора.

II. Вступительное слово учителя

  – Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников. И сегодня  я предлагаю вам поговорить об образе русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.Познакомить со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I, Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК? (ответы детей)

- Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.

III. Слушание: «Богатырская симфония» А.П.Бородина

– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

   Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра.
    В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».

– Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии и подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название? Пусть дети прислушаются к тому, что впечатление тяжёлой поступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.

Вопросы для общения: 

– Подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название?
– Каков характер музыки этой темы?
– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?

IV. Разучивание песни: «Солдатушки, бравы ребятушки» 

Памятник какому полководцу мы видим в нашем учебнике-тетради?

           Ученики 1 класса рассказывают дополнительный материал, который они самостоятельно нашли в библиотеке, со слов родителей, учителя начальных классов.
– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью.
Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

  • Чему учил этот великий русский полководец?

  • Показ песни.

  • Беседа об истории создания этого произведения.

  • В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.

  • Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.

  • О чём эта песня?

  • Современная ли эта песня или старинная?

V.  Музыкально - ритмическая игра «Не опоздай» 

VI.  

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии.

  • О каких событиях повествуется в данной песне?

  • В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?

(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):

– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

Молодцы! Всем спасибо !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!