СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Про кошек и собак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Про кошек и собак"»



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный и мотивационный этап.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

На уроке я сижу.

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю

Если спросят, отвечаю.

-Улыбнёмся друг другу, ребята. Сядьте ровно, закройте глаза и повторяйте за мной:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

-Открывайте глаза.

-Теперь приступаем к работе.



-Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок.

Регулятивные УУД: -организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать учителя.

2. Актуализация знаний.


- Какие бывают животные?

- Что необходимо животным для жизни?


Закончите предложения:


1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят  себе жилище, заботятся о потомстве, называются …

2.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

- Зачем люди держат животных дома?

- О чем нужно задуматься, прежде чем заводить домашнего питомца?


Отвечают на вопросы учителя, используя ранее полученные знания.





Дикими



Домашними



Ответы детей

О условиях содержания, о питании…


Регулятивные УУД: -ставить задачи, планировать.



Коммуникативные УУД:


-уметь отвечать на вопросы учителя, слушать учителя.

3. Выявление места и причины затруднения.


-Ребята, посмотрите на иллюстрации на доске и перечислите, кто на них изображён. (перечисляют)

- Как можно назвать одним словом?. (животные)

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Предлагаю вам соотнести фотографии животных с табличками, где написаны породы животных

- Какие фотографии остались?

- Почему мы не определили их ни к какой породе?

-Подумайте,  о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

Какую цель поставим?

-Цель поставили, а какие будут задачи?(1.Узнать о породах кошек и собак. 2) Поговорить о значении для человека. 3)Вспомнить как ухаживать.).

Перечисляют животных.


Животные.


На диких и домашних.

-Соотносят животных с породами.

Иллюстрации кошек и собак редких пород.


-О кошках и собаках

-Познакомиться с породами кошек и собак.

Регулятивные УУД: -уметь ставить цели.

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

4. Построение выхода из затруднения.

- Как вы думаете, всегда ли кошка и собака были домашними животными?

Есть такое выражение: «живут, как кошка с собакой».

- Как вы это понимаете?

- А как вы думаете, могут ли собаки и кошки жить дружно?

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог.

Объясняют значение выражения.

Отвечают на вопрос.

Регулятивные УУД:

-ставить задачи, планировать дальнейшую работу.

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.


5. Первичное закрепление знаний.

-Сейчас мы разделимся с вами на группы.

-Вспомним правила работы в группе (иллюстрация на доске)

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Вам нужно прочитать текст в группе, а затем кто-то один перескажет его. Пока одна группа отвечает, все остальные слушают. После выступления всех групп, я вам задам вопросы по разным карточкам.


1 группа:

- Когда и зачем человек приручил кошку?

Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров.


2 группа:

- Когда и зачем человек приручил собаку?

Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Частые встречи людей и собаки-волка натолкнули человека на мысль о полезности пребывания этого животного в его жилище. Собака могла помогать древнему человеку охотиться на парнокопытных, загонять зверя, надеясь на долю от добычи. Она отгоняла или предупреждала человека о приближении крупного хищника. Из всех диких животных именно собака легко шла с человеком на контакт.

3 группа:

- Какие родственники есть у кошек и собак?

В дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.

-Ребята, вы прослушали интересную информацию. А теперь ответьте на вопросы:

1 группа – Какие родственники есть у кошек и собак?

2 группа – Когда и зачем человек приручил кошку?

3 группа – Когда и зачем человек приручил собаку?

-Ребята, 1 и половина второго ряда прочитайте текст в учебнике на странице 84 о кошках, а третий ряд и вторая половина второго ряда прочитайте текст на странице 84- 85 конец 84 о собаках, и найдите ответ на вопрос:

- Сколько пород кошек и собак существует?

-Прочитайте текст «Портрет кошки» на странице 86 и расскажите:

- Как выглядит кошка? Что бы ещё вы добавили к рассказу в учебнике о повадках этого животного?

Физминутка

-А сейчас отдохнём.

Вот окошко распахнулось - (руки развезти в стороны)

Вышла кошка на карниз (имитировать походку кошки)

Посмотрела кошка верх

Посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась,

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз (сесть на свой места).



-Вспоминают правила работы в группе.





-Слушают задание.





-Работают с текстом из карточки.




















-Работают с текстом из карточки.

















-Работают с текстом из карточки.





















-Отвечают на вопросы использую услышанную информацию.






-Читают текст.



-Пород кошек: около 60, а пород собак примерно 400.


-Читают текст.


-Отвечают на вопросы. Добавляют информации из собственного опыта.



-Выполняют физминутку.

Познавательные УУД:

-уметь работать с учебником, информацией, находить ответы на вопросы, анализировать;

-систематизировать, обобщать изученное.

Регулятивные УУД:

- адекватно реагировать на указанные ошибки;

-ставить задачи, планировать.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.

Личностные УУД:

-уважать мнение других участников групп.



















































Познавательные УУД:

-уметь работать с учебником, информацией, находить ответы на вопросы, анализировать.

Регулятивные УУД:

-удерживать учебную задачу.







-Вернемся к домашним кошкам и собакам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

-Послушайте, сейчас я вам расскажу о других породах кошек, а вы внимательно слушайте у какой породы какие особенности и почему:

Сибирские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь шерстью. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Ангорская кошка спокойна, несколько медлительна. Эта кошка очень привязана к своему хозяину, очень умна и дружелюбна, хорошо ладит с другими домашними животными. Ангорские красавицы могут чувствовать душевное состояние хозяина. Они не любят одиночество, очень общительны животные. Отличается своим интеллектом и сообразительностью.

 

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Они настоящие охотники. Часами они будут караулить мышь, пока не добьются результата. Ушки у животного всегда стоят вертикально, оно на страже ежесекундно и ни одна добыча не проскользнет мимо. Очень красивые котята этой породы. Они похожи на маленьких, пухлых медвежат за счет плюшевой круглой головки. На шерсти малышей различаются полоски, это делает их схожими с тигрятами. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.

-Ребята, а зачем кошке такие чуткие уши?

Сиамские кошки, кроме грациозного внешнего вида, являются умными, игривыми и преданными питомцами.

У этой породы много уникальных характеристик, и они являются одними из самых узнаваемых кошек в мире, благодаря экзотическому окрасу и энергичности.

У сиамских кошек длинное тело, красивые миндалевидные глаза голубого цвета, крупные уши и клиновидная мордочка. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.

-Как выглядят Сиамские кошки?

-Назовите особенности этой породы.

Норвежские лесные кошки отличаются крепким телосложением и большим размером. Однако они обладают мягким характером и хорошими манерами. Это нежные, дружелюбные и очень привязывающиеся к людям кошки. Они храбрые и игривые. Норвежские лесные кошки обычно сдержанны с незнакомыми людьми из-за своих сильных инстинктов выживания, но с семьей они дружелюбны и нежны. Как только норвежская лесная кошка поймет, что вам можно доверять она станет любящей и преданной. Эти кошки склонны устанавливать близкие отношения со всем членами семьи, а не только с одним человеком.

Американская короткошерстная кошка – в числе самых красивых среди многочисленных существующих сегодня пород. Это очень умная и находчивая кошка, которая к тому же довольно послушна. Несмотря на спокойный характер, эти кошки любят играть и общаться с собаками. «Американцы» дружелюбны. Обожает высоту, поэтому может облюбовать себе верх какого-нибудь шкафа. Гордость американской короткошерстной кошки – мягкая и шелковистая шерсть.

Персидская кошка - это одна из красивейших кошек в мире. Это милое, прелестное существо. Отличительным признаком породы является маленький, широкий и курносый нос. Персидские кошки очень привязчивы. Они любят спать или сидеть у хозяина на коленях, а зачастую даже на плечах, приятно мурлыча у него над ухом. По сравнению с другими породами, персидские кошки — самые домашние. Они не могут жить вне дома. В целом кошки этой породы отличаются ласковым характером и полным доверием к человеку.

-Ребята, а по какой особенности можно узнать эту породу?



-Кошки, необычные животные. Они  предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку. Создают уют в доме, доставляют положительные эмоции от общения с ними.



-Не менее важны в нашей жизни собаки.

Всех собак можно разделить на три большие группы по значению для человека. Как вы думаете, какие это группы? (Какую роль они играют в жизни человека?):

  • охотничьи;

  • служебные;

  • декоративные.

Лайки — охотничья порода. У этих собак уникальный характер, хорошо развито зрение, слух, острота нюха, что необходимо для охоты. Используются не только для охоты на мелких зверьков, но и на крупную дичь, такую как лось, кабан, медведь. Видя зверя или птицу, они громким лаем задерживают их до прихода охотника. Готовы сделать все для своего хозяина. Обладают удивительной красотой, дружелюбностью и воспитанностью.

-Посмотрите на неё. Что в её облике подсказывает, что это – Охотничья порода?

Такса – это одна из наиболее охотничьих собачьих пород в мире. Ее короткие ноги и вытянутый корпус позволяют таксам забираться в глубокие барсучьи норы. Они могут долгое время находиться под землей. Такс заводят не только охотники, но и обычные люди, которые любят этих собак за храбрость, высокий интеллект, прекрасный характер, игривость необыкновенную внешность.

-Как вы думаете, на кого можно охотиться с этой собакой?

-Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Немецкая овчарка очень сообразительная, поэтому легко поддается обучению и дрессировке. Обладает острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью. Имеет крепкое телосложение и развитую мускулатуру. Собаки этой породы прекрасно знают пределы территории, которую надо защищать. Служит и в армии, и в милиции, и у пограничников.

-Где человек использует таких собак?

-Особой популярности пользуется порода колли. Это необычайно умная и верная собака, которая непонятным образом способна предугадывать желания своего хозяина. Они отличаются своей нежностью, дружелюбием и отзывчивостью. Обожает проводить время с детьми, играть и присматривать за ними. Щенки колли обычно очень любознательны и игривы, они легко идут на контакт с людьми. Безумно преданы. Активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Австралийская овчарка – это веселая и жизнерадостная собака. Она с любовью относится не только к хозяину, но и ко всем членам семьи, включая детей. К домашним питомцам они спокойны, особенно к тем, которых знают с щенячьего возраста. Очень преданы хозяину, обожают находиться в его обществе. У них прекрасный острый ум, любопытство. Прекрасно поддаются дрессировке.

-Благодаря мультфильму Диснея «101 далматинец» эта порода собак хорошо известна во всем мире.

-Как называют таких собак?

Действительно, порода по-своему уникальна. Особенности окраса далматинца заметно выделяют это домашние животное среди множества других. Далматинец имеет игривый и добрый характер, питомец сильно привязан к своему хозяину. Собаки обожают находиться среди людей и принимать участие во всех семейных мероприятиях. Они любят ездить в машине и играть с детьми.

-У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

-Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

-Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

-До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

-У многих из нас есть эти животные.

- У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?



- У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?

-Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

-Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему селу бегают десятки бездомных собак и кошек.

- Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

-Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

-Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.


-Слушают учителя. Устно ищут информацию для ответа на вопрос.











































-Потому что, кошки этой породы настоящие охотники.













-У них экзотический окрас, длинное тело, голубые глаза, крупные уши и клиновидная мордочка.

- Темная "маска" на мордочке и голубые глаза.

















































-маленький, широкий и курносый нос.















































-Слушают учителя. Устно ищут информацию для ответа на вопрос.













-Ответы детей.











-Ловит преступников, может идти по следу. Много фильмов снято – «Пограничный пёс Алый», «Мухтар», «Пёс».































-Далматинцы.































-Рассказывают, как ухаживают за своими кошками.



-Рассказывают, как ухаживают за своими собаками.







-Слушают учителя.





-Люди выбрасывают на улицу.



-Слушают учителя.










Познавательные УУД:

- воспринимать информацию на слух.

Регулятивные УУД: -ставить задачи, планировать;

-удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке;

-отвечать на вопросы учителя.

Личностные УУД:

-проявлять положительное эмоциональное отношение к кошкам и собакам.



























































































































































































Познавательные УУД:

-воспринимать информацию на слух.

Регулятивные УУД:

-удерживать учебную задачу;

-делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

-отвечать на вопросы учителя;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

-уважать мнение других участников групп.












6. Итоги.










-Ребята, давайте подведём итог урока. Для этого вспомним задачи, которые ставили в начале уроке.





-Выполнили ли мы эти задачи?

-Могут они жить мирно друг с другом? Почему?



-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.


-Называют задачи:

1)Узнать о породах кошек и собак. 2) Поговорить о значении для человека. 3)Вспомнить как ухаживать.


-Эти животные могут жить вместе с человеком и человек одинаково ухаживает и за кошкой и за собакой.

- Да.

Регулятивные УУД:

-делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

-способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к окружающему миру.

7. Рефлексия.























9. Домашнее задание


Если вы любите животных и готовы ухаживать за ними, то покажите косточку и рыбку.

Если вы любите животных, но не готовы за ними ухаживать, то покажите косточку.

Если вы не любите животных, и не готовы за ними ухаживать, то покажите рыбку.











-Ребята, а теперь запишем домашнее задание. Дома вам нужно прочитать в учебнике стр.84-87 и ответить в конце на вопросы.
























-Прослушивают инструктаж по выполнению домашнего задания. Записывают.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои достижения.

Личностные УУД:

-развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.















Викторина:

  1. Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)

  2. Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)

  3. Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")

  4. Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)

  5. Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)

  6. Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)

  7. Как называют дикую собаку? (Динго.)

  8. Какой континент является родиной кошек? (Африка.)

  9. Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)

  10. Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)

  11. Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)

  12. В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!