СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Национальный состав населения РФ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Национальный состав населения РФ"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

Тема: « НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные УУД: расширить знания о об этническом составе населения России. Дать знания о многонациональном российском государстве Уметь выявлять причинно-следственные связи. Научить применять знания, работать с географическими картами.

   - Метапредметные УУД: продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности.     Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.

Личностные УУД: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Технологии: проектный метод, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, ИКТ
Вид урока: практическая работа с различными источниками информации, групповая, индивидуальная.

Оборудование: атласы, раздаточный материал, учебники, компьютер


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

4

5

7

8

9

1

Организационный момент

Перед объяснением нового материала учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями, а также Лист контроля.

Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки.


Прогнозирование своей деятельности. -


Умение слушать и вступать в диалог.

1

Вводная беседа.

- Начать наш урок я хочу со стихотворения:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
( В. Степанов)

О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос.

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Умение слушать и вступать в диалог.

2

Актуализация знаний.

Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие народы проживают на территории нашей страны- на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Национальный состав населения России (тема урока открывается на доске). Открываем тетради и записываем тему урока.


Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос.

осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки


3

Изучение нового материала.

(Работа над проектами)






"Россия – страна многонациональная. Каждая нация имеет свой язык значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков"

Работа в группах:

Темы проектов

1 группа – народы России

2 группа – языки России

3 группа – религии России


Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.


Умение слушать и вступать в диалог, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


5

Физминутка.






6

Отчет групп по темам проектов




Отчет групп по темам проектов

Практическая работа «Определение особенностей размещения крупных народов России». Заполнение таблицы


осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.


- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;


7

Рефлексия

Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила. (Л. Рубальская)


Заполнение оценочных листов.


- Объясните, представители, каких национальностей распространены на территории Барабинского района?


- Предложите свои методы сохранения традиций и обычаев людей разных национальностей при проживании на одной территории?


Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

8

Домашнее

Задание.

§7. Составить кроссворд «Народы России», - Поделись своими наблюдениями, толерантно ли в нашем селе относятся к представителям других национальностей.


Запись Д.З в дневник






Приложение 1

Практическая работа. «Определение особенностей размещения крупных народов России».


Языковые семьи

Группы и крупнейшие

народы, численность

Районы компактного проживания

Национально-территориальные образования

Религии

Особенности культуры, быта, традиций,

обычаев этих народов

Индоевропейская (88%)






Алтайская , (7%)






Уральско-юкагирская (2%)






Северокавказская (2%)






Другие: (1%) полиазиатская, чукотско-камчатская, семито-хамитская






Общие выводы, проблемы и пути решения







Приложение 2

«Лист самоконтроля» (у каждого на столе)

Ведётся в течение всего урока.

Фамилия, имя ученика ______________________________


Вид задания

Отметка

1

Практическая работа в тетради


2

Индивидуальное сообщение


3

Работа в группах


4

Опережающее домашнее задание



Итоговая отметка



Приложение 3

Группа 1 – народы России

Ключевые слова и понятия: к каким расам относятся, сколько народов живет в нашей стране, какие районы России самые многонациональные, какие народы преобладают в населении нашей страны, какие – саые малочисленные, в каких регионах России преобладает коренное население.

Текст, который необходимо изучить группе:

Формирование нашего государства шло 1000 лет. С расширением границ России увеличивалось и число проживающих в ней народов. Сейчас Россия – одна из самых многонациональных стран мира.

Народы России относятся к двум основным географическим расам: европеоидной и монголоидной. Народы Севера Европейской части России (русские, карелы, коми) имеют типичные черты северных европеоидов – белую кожу, светлые глаза и волосы. Южные европеоиды со смуглой кожей, тёмными волосами и глазами преобладают среди народов Кавказа. Монголоидные черты присущи народам азиатской части России.

Многовековая история совместного проживания на территории России способствовала тому, что у большинства населяющих её народов расовые признаки смешаны.

В России проживает около 160 народов. Большая их часть постоянно живёт в нашей стране и является коренным населением России. Это русские, татары, башкиры. Они составляют 95% населения РФ. Довольно многочисленны представители народов, проживающих в сопредельных с Россией странах, -их около 20: украинцы, казахи, поляки. Менее1/10 некоренного населения составляют представители народов, проживающих в дальне зарубежье.

Народы России различаются по численности. Семь народов насчитывают более миллиона человек – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Крупнейший по численности народ России – русский. Самые малочисленные народы – кайтагцы – 5 человек, кереки – 8 человек, чамалалы – 12 человек.

Исторически каждый народ формируется в пределах какой – либо одной территории, но его представители могут переселяться в другие районы и страны. Многочисленные народы России в течение веков тоже перемещались по её необъятным просторам, поэтому чаще всего на одной территории живут представители разных народов. Однако пестрота национального состава в разных частях России неодинакова. Особенно выделяются 5 наиболее многонациональных районов.

«Дорожная карта» расширения информационного поля группы 1

  1. Разместить в работе карту народов России с выделением пяти наиболее многонациональных районов;

  2. Назвать субъекты РФ, входящие в многонациональные районы;

  3. Разместить на страницах проекта фотографии представителей наиболее многочисленных народов России.

  4. Найти дополнительную информацию о самых малочисленных народах, указанных в тексте, поместив фотографии этих народов, рассказать о природных условиях, в которых они живут, и основных занятиях этих людей;

  5. Приведите примеры стран, таких же многонациональных, как Россия.

Группа 2 – языки России

Ключевые слова и понятия: на каких языках говорят жители России, что такое язык межнационального общения, что такое языковая семья, какие языковые семьи наиболее крупные, какие языки наиболее распространены в мире, почему русский язык стал в России языком межнационального общения.

Текст, который необходимо изучить группе:

Язык – один из главных признаков, по которому народы отличаются друг от друга. Наша страна многонациональная, а, следовательно, многоязычная.

По оценкам учёных, в России более 150 языков, некоторые очень похожи. Языки России объединяют в 4 языковые семьи, которые делятся на группы. У языков, относящихся к одной семье есть единый общий источник – язык предок. Самая многочисленная из языковых семей – индоевропейская.

Помимо четырёх крупных, в России есть 2 самые малочисленные языковые семьи. На языках чукотско-камчатской семьи говорят менее 30 тысяч человек. Ещё меньше представителей алеутской языковой семьи – чуть более двух тысяч человек. Языки некоторых небольших по численности народов – нивхов, живущих на острове Сахалин и в устье Амура, кетов, проживающих в бассейне Енисея, изолированные. Они не входят ни в одну из выделяемых языковых семей.

Наряду с крупными языками в России множество языков, на которых говорит небольшое число людей. Например, на этецком языке разговаривают менее 200 человек, на керетском и кетском – менее 100 человек. Как бы ни был мал язык, он – важнейшая часть национальной культуры и поэтому нуждается в охране. Более 60 языков народов России занесено в Красную книгу языков.

Русский язык считают родным 9/10 евреев, ¾ поляков, 2/3 белорусов и ½ украинцев, проживающих на территории России. Все языки равноценны, и большая часть народов России считают родным языком язык своей национальности. И всё же для общения всех народов необходим один общий язык. Таким языком стал русский.На нём могут свободно говорить 98% населения страны. По числу говорящих на нём русский язык входит в десятку крупнейших языков мира. Он один из шести рабочих языков ООН.

«Дорожная карта» расширения информационного поля группы 2

  1. Разместить в работе карту языков/языковых семей народов России.

  2. Найти информацию о количестве национальных школ в России, сколько языков народов России в них изучается; на скольких языках ведётся телевизионное и радиовещание в РФ;

  3. Привести примеры газет и журналов, издаваемых в России на разных языках разных народов


Группа3 – религии России

Ключевые слова и понятия: сколько верующих в России, какие религии исповедуют народы России, какие мировые религии вам известны, в каком историко – культурном районе расположена Россия и каковы его основные черты, в каких районах страны наиболее высокая доля верующих, какие религии исповедуют люди, проживающие в вашей местности.

Текст, который необходимо изучить группе:

Религия – важнейшая часть человеческой культуры. Россия находится на стыке разных цивилизаций и историко – культурных районов мира. Это обусловило большое разнообразие культур и религий.

Численность верующих в России точно определить невозможно по нескольким причинам. Во – первых, в годы советской власти проводилась насильственная атеистическая политика. Верующие люди преследовались, потому многие из них скрывали свою веру в Бога. Многие по привычке скрывают её сейчас. Во – вторых, до сих пор не ведётся детальный статистический учёт верующих. Приблизительные оценки и опросы населения свидетельствуют о снижении доли атеистов – людей, не исповедующих никакой религии. Доля верующих постоянно растёт. При этом в тех районах России, где больше сельского населения, - В Центральном Черноземье, на Кубани, в Ставрополье – выше и доля верующих. В районах, освоенных относительно недавно, - на Европейском Севере, на Дальнем Востоке верующих меньше.

В стране зарегистрировано 23 тысячи религиозных организаций, относящихся к 60 религиозным направлениям. В России проживают православные и мусульмане, католики и буддисты, протестанты и иудеи, индуисты и последователи языческих культов. Наибольшая часть верующих россиян исповедует православие – одно из трёх направлений христианства. Другое направление христианства – католицизм. Его исповедуют проживающие в России литовцы и поляки. Ещё одно направление – протестантизм, имеющий много самостоятельных течений: лютеранство, баптизм, кальвинизм. Лютеранство исповедуют большинство верующих немцев, финнов, латышей, эстонцев.

Второе место по числу верующих в стране занимают мусульмане. Большинство из них – последователи суннизма. Буддизм – ламаизм распространён среди верующих калмыков, тувинцев, бурятов. Традиционные верования (родовые культы, шаманизм), обожествляющие окружающую природу, преобладают среди малых народов Сибири и Дальнего Востока. Большинство верующих евреев в России исповедуют иудаизм.

Люди, исповедующие разные религии, должны показывать друг другу пример взаимного уважения традиций и обычаев.

«Дорожная карта» расширения информационного поля группы 3:

  1. Православие – основное вероисповедование народов славянской группы – русских, украинцев, белорусов. Назовите другие православные народы нашей страны.

  2. Разместите в работе карту религий народов России, обозначьте на ней территории с преобладание православия и традиционных верований;

  3. Как называются священные книги у тех, кто исповедует разные религии?

  4. Разместите в работе фотографии православного храма, костёла, мечети, буддийского храма.

Ожидаемые конечные результаты проектной деятельности: проектные работы; видео и фотоматериалы, картографические материалы, электронная презентация, авторские рисунки, копии документов и фотографий из личных альбомов