ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС
Тема: « НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»
Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные УУД: расширить знания о об этническом составе населения России. Дать знания о многонациональном российском государстве Уметь выявлять причинно-следственные связи. Научить применять знания, работать с географическими картами.
- Метапредметные УУД: продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.
- Личностные УУД: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технологии: проектный метод, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, ИКТ
Вид урока: практическая работа с различными источниками информации, групповая, индивидуальная.
Оборудование: атласы, раздаточный материал, учебники, компьютер
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные |
1 | 2 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 |
1 | Организационный момент | Перед объяснением нового материала учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями, а также Лист контроля. | Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки. | | Прогнозирование своей деятельности. - | Умение слушать и вступать в диалог. |
1 | Вводная беседа. | - Начать наш урок я хочу со стихотворения: Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд Один черкеску носит Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. ( В. Степанов) О чем это стихотворение? (Ответы детей.) | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос. | Поиск и выделение необходимой информации. | Постановка цели учебной задачи. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). | Умение слушать и вступать в диалог. |
2 | Актуализация знаний. | Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие народы проживают на территории нашей страны- на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Национальный состав населения России (тема урока открывается на доске). Открываем тетради и записываем тему урока. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос. | осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. | -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки | |
3 | Изучение нового материала. (Работа над проектами) | "Россия – страна многонациональная. Каждая нация имеет свой язык значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков" | Работа в группах: Темы проектов 1 группа – народы России 2 группа – языки России 3 группа – религии России | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности. | Умение слушать и вступать в диалог, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
5 | Физминутка. | | | | | |
6 | Отчет групп по темам проектов | | Отчет групп по темам проектов Практическая работа «Определение особенностей размещения крупных народов России». Заполнение таблицы | осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. | умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности. | - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; |
7 | Рефлексия | Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Народностей много живет В стране под названьем Россия Но вместе мы – русские, русский народ И в этом наша главная сила. (Л. Рубальская) | Заполнение оценочных листов. - Объясните, представители, каких национальностей распространены на территории Барабинского района? - Предложите свои методы сохранения традиций и обычаев людей разных национальностей при проживании на одной территории? | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
8 | Домашнее Задание. | §7. Составить кроссворд «Народы России», - Поделись своими наблюдениями, толерантно ли в нашем селе относятся к представителям других национальностей. | Запись Д.З в дневник | | | |
Приложение 1
Практическая работа. «Определение особенностей размещения крупных народов России».
Языковые семьи | Группы и крупнейшие народы, численность | Районы компактного проживания | Национально-территориальные образования | Религии | Особенности культуры, быта, традиций, обычаев этих народов |
Индоевропейская (88%) | | | | | |
Алтайская , (7%) | | | | | |
Уральско-юкагирская (2%) | | | | | |
Северокавказская (2%) | | | | | |
Другие: (1%) полиазиатская, чукотско-камчатская, семито-хамитская | | | | | |
Общие выводы, проблемы и пути решения | | | | | |
Приложение 2
«Лист самоконтроля» (у каждого на столе)
Ведётся в течение всего урока.
Фамилия, имя ученика ______________________________
№ | Вид задания | Отметка |
1 | Практическая работа в тетради | |
2 | Индивидуальное сообщение | |
3 | Работа в группах | |
4 | Опережающее домашнее задание | |
| Итоговая отметка | |
Приложение 3
Группа 1 – народы России
Ключевые слова и понятия: к каким расам относятся, сколько народов живет в нашей стране, какие районы России самые многонациональные, какие народы преобладают в населении нашей страны, какие – саые малочисленные, в каких регионах России преобладает коренное население.
Текст, который необходимо изучить группе:
Формирование нашего государства шло 1000 лет. С расширением границ России увеличивалось и число проживающих в ней народов. Сейчас Россия – одна из самых многонациональных стран мира.
Народы России относятся к двум основным географическим расам: европеоидной и монголоидной. Народы Севера Европейской части России (русские, карелы, коми) имеют типичные черты северных европеоидов – белую кожу, светлые глаза и волосы. Южные европеоиды со смуглой кожей, тёмными волосами и глазами преобладают среди народов Кавказа. Монголоидные черты присущи народам азиатской части России.
Многовековая история совместного проживания на территории России способствовала тому, что у большинства населяющих её народов расовые признаки смешаны.
В России проживает около 160 народов. Большая их часть постоянно живёт в нашей стране и является коренным населением России. Это русские, татары, башкиры. Они составляют 95% населения РФ. Довольно многочисленны представители народов, проживающих в сопредельных с Россией странах, -их около 20: украинцы, казахи, поляки. Менее1/10 некоренного населения составляют представители народов, проживающих в дальне зарубежье.
Народы России различаются по численности. Семь народов насчитывают более миллиона человек – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Крупнейший по численности народ России – русский. Самые малочисленные народы – кайтагцы – 5 человек, кереки – 8 человек, чамалалы – 12 человек.
Исторически каждый народ формируется в пределах какой – либо одной территории, но его представители могут переселяться в другие районы и страны. Многочисленные народы России в течение веков тоже перемещались по её необъятным просторам, поэтому чаще всего на одной территории живут представители разных народов. Однако пестрота национального состава в разных частях России неодинакова. Особенно выделяются 5 наиболее многонациональных районов.
«Дорожная карта» расширения информационного поля группы 1
Разместить в работе карту народов России с выделением пяти наиболее многонациональных районов;
Назвать субъекты РФ, входящие в многонациональные районы;
Разместить на страницах проекта фотографии представителей наиболее многочисленных народов России.
Найти дополнительную информацию о самых малочисленных народах, указанных в тексте, поместив фотографии этих народов, рассказать о природных условиях, в которых они живут, и основных занятиях этих людей;
Приведите примеры стран, таких же многонациональных, как Россия.
Группа 2 – языки России
Ключевые слова и понятия: на каких языках говорят жители России, что такое язык межнационального общения, что такое языковая семья, какие языковые семьи наиболее крупные, какие языки наиболее распространены в мире, почему русский язык стал в России языком межнационального общения.
Текст, который необходимо изучить группе:
Язык – один из главных признаков, по которому народы отличаются друг от друга. Наша страна многонациональная, а, следовательно, многоязычная.
По оценкам учёных, в России более 150 языков, некоторые очень похожи. Языки России объединяют в 4 языковые семьи, которые делятся на группы. У языков, относящихся к одной семье есть единый общий источник – язык предок. Самая многочисленная из языковых семей – индоевропейская.
Помимо четырёх крупных, в России есть 2 самые малочисленные языковые семьи. На языках чукотско-камчатской семьи говорят менее 30 тысяч человек. Ещё меньше представителей алеутской языковой семьи – чуть более двух тысяч человек. Языки некоторых небольших по численности народов – нивхов, живущих на острове Сахалин и в устье Амура, кетов, проживающих в бассейне Енисея, изолированные. Они не входят ни в одну из выделяемых языковых семей.
Наряду с крупными языками в России множество языков, на которых говорит небольшое число людей. Например, на этецком языке разговаривают менее 200 человек, на керетском и кетском – менее 100 человек. Как бы ни был мал язык, он – важнейшая часть национальной культуры и поэтому нуждается в охране. Более 60 языков народов России занесено в Красную книгу языков.
Русский язык считают родным 9/10 евреев, ¾ поляков, 2/3 белорусов и ½ украинцев, проживающих на территории России. Все языки равноценны, и большая часть народов России считают родным языком язык своей национальности. И всё же для общения всех народов необходим один общий язык. Таким языком стал русский.На нём могут свободно говорить 98% населения страны. По числу говорящих на нём русский язык входит в десятку крупнейших языков мира. Он один из шести рабочих языков ООН.
«Дорожная карта» расширения информационного поля группы 2
Разместить в работе карту языков/языковых семей народов России.
Найти информацию о количестве национальных школ в России, сколько языков народов России в них изучается; на скольких языках ведётся телевизионное и радиовещание в РФ;
Привести примеры газет и журналов, издаваемых в России на разных языках разных народов
Группа3 – религии России
Ключевые слова и понятия: сколько верующих в России, какие религии исповедуют народы России, какие мировые религии вам известны, в каком историко – культурном районе расположена Россия и каковы его основные черты, в каких районах страны наиболее высокая доля верующих, какие религии исповедуют люди, проживающие в вашей местности.
Текст, который необходимо изучить группе:
Религия – важнейшая часть человеческой культуры. Россия находится на стыке разных цивилизаций и историко – культурных районов мира. Это обусловило большое разнообразие культур и религий.
Численность верующих в России точно определить невозможно по нескольким причинам. Во – первых, в годы советской власти проводилась насильственная атеистическая политика. Верующие люди преследовались, потому многие из них скрывали свою веру в Бога. Многие по привычке скрывают её сейчас. Во – вторых, до сих пор не ведётся детальный статистический учёт верующих. Приблизительные оценки и опросы населения свидетельствуют о снижении доли атеистов – людей, не исповедующих никакой религии. Доля верующих постоянно растёт. При этом в тех районах России, где больше сельского населения, - В Центральном Черноземье, на Кубани, в Ставрополье – выше и доля верующих. В районах, освоенных относительно недавно, - на Европейском Севере, на Дальнем Востоке верующих меньше.
В стране зарегистрировано 23 тысячи религиозных организаций, относящихся к 60 религиозным направлениям. В России проживают православные и мусульмане, католики и буддисты, протестанты и иудеи, индуисты и последователи языческих культов. Наибольшая часть верующих россиян исповедует православие – одно из трёх направлений христианства. Другое направление христианства – католицизм. Его исповедуют проживающие в России литовцы и поляки. Ещё одно направление – протестантизм, имеющий много самостоятельных течений: лютеранство, баптизм, кальвинизм. Лютеранство исповедуют большинство верующих немцев, финнов, латышей, эстонцев.
Второе место по числу верующих в стране занимают мусульмане. Большинство из них – последователи суннизма. Буддизм – ламаизм распространён среди верующих калмыков, тувинцев, бурятов. Традиционные верования (родовые культы, шаманизм), обожествляющие окружающую природу, преобладают среди малых народов Сибири и Дальнего Востока. Большинство верующих евреев в России исповедуют иудаизм.
Люди, исповедующие разные религии, должны показывать друг другу пример взаимного уважения традиций и обычаев.
«Дорожная карта» расширения информационного поля группы 3:
Православие – основное вероисповедование народов славянской группы – русских, украинцев, белорусов. Назовите другие православные народы нашей страны.
Разместите в работе карту религий народов России, обозначьте на ней территории с преобладание православия и традиционных верований;
Как называются священные книги у тех, кто исповедует разные религии?
Разместите в работе фотографии православного храма, костёла, мечети, буддийского храма.
Ожидаемые конечные результаты проектной деятельности: проектные работы; видео и фотоматериалы, картографические материалы, электронная презентация, авторские рисунки, копии документов и фотографий из личных альбомов