СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. О доказательстве общих утверждений.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. О доказательстве общих утверждений.»

Технологическая карта урока:

Ф.И.О. педагога: Кожевникова Татьяна Юрьевна, имеющая первая и запрашиваемая высшая категория.

МБОУ СОШ № 10 г. Воткинск Удмуртская Республика

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник (УМК): Математика. 5 класс.Часть 1:Уч. Для 5 кл. «Баллас», «С-инфо» Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон

Тема урока: О доказательстве общих утверждений.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Информационно-технологические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint

Технологии: Здоровьесбережения, проблемное обучение, развитие исследовательских умений, групповая работа.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся данного класса:

Учащиеся владеют:

  • Регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме

- выстраивать алгоритмы

- обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Познавательными УУД:

- умеют выделять существенную информацию из текстов для решения проблемы

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

  • Коммуникативные УУД:

- высказывать свою точку зрения

- уметь выслушивать мнение членов группы

  • Личностными УУД:

- Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

- Развитие познавательных интересов.





Цели урока как планируемые результаты обучения:


Планируемые результаты


Предметные УД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Повторить что такое высказывания, виды высказываний, тренировать способность к распознаванию и выражению в речи разными способами высказываний общего вида и высказываний о существовании.

Тренировать способность к доказательству общих утверждений методом перебора.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Формирование навыков анализа, формирование устойчивого интереса к изучению нового, осуществлять рефлексию своего отношения к изучаемой теме.











Этапы урока, время этапа

Планируемый результат в области

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы,

формы взаимодействия

1.Организационный момент

2 мин.

Личностные




Коммуникативные

Регулятивные

- положительное отношение к познавательной деятельности

- умение слушать

- мобилизовать умственную энергию на учебный процесс.

Проверяет готовность детей к уроку, сосредотачивает внимание и настраивает на работу

Воспринимает на слух слова учителя, контролирует свою готовность к уроку. Пожелания друг другу.

Словесный


2. Определение темы и цели урока.

2 мин.

Регулятивные


Коммуникативные






Личностные



Познавательные







- формировать целевые установки

- Умение вступать в учебный диалог





- желание узнать новое



- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на экспрессе под названием «Высказывания». В пути мы посетим много станций, но наша главная задача добраться до станции под названием «Доказательство утверждений». Значит, какая цель нашей поездки? Сегодня мы должны разобраться, как доказывать общие утверждения. Предлагает записать число и тему урока.

Слушают, отвечают на вопрос, формулируют цель урока.









Учиться доказывать утверждения.





Записывают число и тему.

беседа

3. Актуализация прежних знаний.

10 мин.


Регулятивные



Коммуникативные






Личностные





Познавательные







Предметные


-Осознавать уровень и качество усвоения материала.

- умение слушать, управлять своим поведением.




- положительное отношение к познавательной деятельности.


- выделение наиболее важной информации, развитие кругозора.





- воспроизводить знания в устной форме.


- Ребята, что необходимо чтобы путешествие было удачным и интересным

-Итак, давайте соберём наш багаж.

- Что такое высказывание?

- Что такое тема и рема?

Назовите виды утверждений

- Приведите пример общих, утверждений «хотя бы один».

- Какие слова «помощники» мы используем, чтобы определить вид высказываний? На доске появляется слайд № 3 с чемоданом. Итак, мы собрали багаж, можно двигаться.

Первая станция «Космическая». Предлагает найти высказывания, выделить в них тему и рему, определить истинность и ложность.

Слайд № 4 1.Солнце вращается вокруг Земли. 2.Луна- спутник Земли. 3.Солнечная система. 4.Скорость света приближённо равна 300000 км/с. 5.Первый полёт человека в космос совершён в 1961 году.

Молодцы, справились с заданием. Двигаемся дальше.


Высказывают своё мнение.





Отвечают на вопросы. Приводят примеры.










Ещё раз смотрят схему на слайде.




Отвечают на вопросы.

Беседа, вопросы





























4. Поисково- исследовательский этап.

10 мин.

Регулятивные




Коммуникативные






Личностные





Познавательные







Предметные

- обнаруживать учебную проблему

-осуществлять действия по реализации плана

- умение оформлять свои мысли, управлять своим поведение, выслушивать мнение других


- формирование навыков сотрудничества, желание приобретать новые знания

- уметь выделять в тексте существенную информацию, выполнять анализ




- уметь выполнять классификацию, выполнять доказательство, выстраивать логическую цепочку рассуждений

Следующая станция самая важная «Доказательство утверждений» Мы уже знаем как доказать утверждения «хотя бы один», встаёт вопрос, а как доказать общее утверждение?

Предлагает поработать в группах по 3-4 человека. Трём группам даёт задание с общими высказываниями, а трём с высказываниями «хотя бы один». 1.Прочитать в учебнике пунк 4 «О доказательстве общих утверждений»

2. Найти среди предложенных общие.

3. Провести доказательство истинности или ложности, опираясь на учебник.

Второе задание то же, только с высказываниями «хотя бы один»

Итогом обсуждения, может быть составление таблицы

Тип утверждения

Доказательство истинности

Доказательство ложности

общие

?

контрпример

«хотя бы один»

Привести пример

?


В процессе беседы выясняет, в какой степени достигнуто решение проблемы и в каком направлении будет продолжена работа.

Слушают, выполняют задание в группах. Читают текст, выделяют в нём главную информацию, делают выводы, обсуждают, пытаются доказать утверждения.








Обмен информацией. Группы отчитываются о проделанной работе. Делают вывод о том, что для доказательства общего утверждения, то есть для опровержения данного утверждения, достаточно привести «контрпример». В то же время для доказательства его истинности привести даже большого количества примеров не достаточно.







Вступают в диалог.

Групповая работа

Создание проблемной ситуации

Исследовательская работа






















беседа


5. Физкультминутка.

2 мин.

личностные

Стремление быть здоровым.

Итак, Мы хорошо потрудились, давайте выйдем на перрон и немножко отдохнём.

Истинные утверждения – руки вверх, ложные- приседаем.

Молодцы! Можно продолжать наше путешествие.


Выполняют упражнения, слушая учителя.

Игровой приём

6. Практическое применение новых знаний.

8 мин.

Регулятивные




Коммуникативные






Личностные





Познавательные







Предметные

-осознание качества и уровня усвоения



- включаемость в коллективное обсуждение вопросов

-учёт позиции других людей


-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

развитие кругозора

-контроль

- и оценка промежуточных результатов деятельности



-умение использовать новые знания, доказывать истинность и ложность утверждений

Следующая станция «Логическая».

Каждой группе предлагает выполнить № 261 в учебнике, далее проводится обсуждение. Каждая группа объясняет по одному предложению.

Выполняют задание из учебника. Объясняют правильность доказательства.

Работа в группах

7.Практический этап.

7 мин.

Регулятивные




Личностные





Познавательные








Предметные

-осуществлять действия по осуществлению плана


- применение знаний для достижения результата



- выбор способа действий

-использовать новые знания необходимые для поставленной задачи



- отработка умения доказывать истинность и ложность высказываний, определять виды высказываний.

Экспресс отправляется дальше и следующая станция «Математическая»

Слайд 6

Выдаёт индивидуальные задания, в которых нужно доказать высказывания.

1 вариант

1.доказать истинность или ложность высказывания:

а) Чётное число делится на 2.

Б) Все натуральные числа делятся на 5.

В) В квадрате есть острый угол.

2) Придумать и записать:

а) два общих высказывания

б) два высказывания «хотя бы один»

в) два предложения не являющимися высказываниями.

2 вариант

а) В прямоугольнике все углы прямые.

Б).все натуральные числа делятся на 3


в) 3 от 15 равно 8.

5

2.

Придумать и записать:

а) два общих высказывания

б) два высказывания «хотя бы один»

в) два предложения не являющимися высказываниями.



Выполняют самостоятельную работу.

Самостоятельная работа.

8. Рефлексивно-оценочный.

4мин

Регулятивные






Коммуникативные






Личностные


Познавательные



Предметные

-оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё предстоит усвоению, осознание качества усвоения

-умение аргументировать свою точку зрения, включаемость в коллективное обсуждение

-оценка своих действий


-выделение и формулирование познавательной цели

-способность использования полученных знаний для защиты своей точки зрения.

Итак, наше путешествие завершено. Предлагает оценить факт достижения цели. Просит заполнить оценочные листы, сдать работы.

Ну, а после путешествия всегда хочется поделиться впечатлениями со своими друзьями и близкими.

Просит продолжить фразы, записанные на доске.

Слайд 6

Задаёт домашнее задание: придумать 10 высказываний для соседа по парте на следующий урок. (которые необходимо будет доказать)

Оценивают свою работу, сдают тетради.

Делятся впечатлениями.

Слушают и записывают Д/з

беседа

Самоанализ урока


Этап урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа




низкий

средний

высокий


Стадия вызова

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности

Проявлять интерес к новому содержанию


Коммуникативные: - умение слушать

Умение оформлять свои мысли в устной речи, вступать в учебный диалог с учителем.

Умение высказывать свои мысли в устной форме, слушать других.

Регулятивные: - мобилизовать умственную энергию на учебный процесс. Осознавать уровень и качество усвоения материала.

Определять цели учебной деятельности

Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- выделение наиболее важной информации, развитие кругозора.

Предметные: Воспроизведение знаний, необходимых для дальнейшей работы.





1 Не могут сформулировать цель урока.






2. Не могут ответить на отдельные вопросы.


1.Задаёт наводящие вопросы.







2. Использует заготовленные слайды.



Стадия содержания.




































Регулятивные: - обнаруживать учебную проблему

-осуществлять действия по реализации плана

-осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: - уметь выделять в тексте существенную информацию, выполнять анализ

-контроль

- и оценка промежуточных результатов деятельности

Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли, управлять своим поведение, выслушивать мнение других

- включаемость в коллективное обсуждение вопросов

-учёт позиции других людей

Личностные: - формирование навыков сотрудничества, желание приобретать новые знания

Стремление быть здоровым.

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

развитие кругозора

Предметные: - уметь выполнять классификацию, выполнять доказательство, выстраивать логическую цепочку рассуждений

-умение использовать новые знания, доказывать истинность и ложность утверждений

- отработка умения доказывать истинность и ложность высказываний, определять виды высказываний.


.



1. Затрудняются в доказательстве отдельных утверждений








1.Просим помощи других групп.





Стадия рефлексии

Регулятивные: -оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё предстоит усвоению, осознание качества усвоения

Познавательные: -выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные: -умение аргументировать свою точку зрения, включаемость в коллективное обсуждение

Личностные: -оценка своих действий

Предметные: -способность использования полученных знаний для защиты своей точки зрения.





1.Забыли цель урока.



2.Не могут оценить свою работу на уроке.


3. Не поняли домашнее задание.

1. Наводящие вопросы.


2. Напоминает правила оценивания.



3. Приводит пример.