2.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. | (7мин) | Ученики сосредотачивают свое внимание на учителе. Внимательно слушают притчу, которую зачитывает им учитель. Отвечают на вопросы, которые задает им учитель. Высказывают предположения о том, какова будет тема сегодняшнего урока. Записывают в тетрадках тему урока. Формируют цель урока и задачи, которые будут реализовываться на уроке. | Учитель просит обучающихся сконцентрировать свое внимание на прослушивании притчи, так как после ее прослушивания ученикам необходимо будет ответить на вопросы. Слово учителя: А сейчас, ребята, я прочту вам притчу, после ее прочтения задам вопросы, и мы выясним главную мысль этой притчи. Учитель зачитывает притчу. Однажды луч сказал солнцу: Каждый день я летаю на Землю и согреваю все живое, но я хотел бы согреть сердце человека. Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, - разрешило солнце. Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей. Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?» Тут он услышал грустные мысли юноши: «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит». У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! - воскликнул луч и подарил юноше свой огонь. Вспыхнул он в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Взял юноша краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. Это чудо! - сказала девушка и поцеловала его. Юноша взял кисти и так покрасил дом заказчика, что тот пришел в восхищение: Я думал, вы маляр, а вы оказались настоящим художником! Мой дом превратился в произведение искусства! И стал юноша известным художником. Луч вернулся к солнцу и виновато сказал: Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку... Ты поверил в человека, - радостно ответило солнце. А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды. Слово учителя: Итак, ребята, о чем эта притча? Чему учит, и что дает понять? Слово учителя: Как вы думаете, какое отношение имеет притча к теме нашего урока? Какова тема нашего урока? Учитель просит обучающихся открыть тетрадки, записать число и тему урока «Труд и творчество». Слово учителя: Давайте подумаем и определим цель нашего урока. Учитель обращает внимание на экран. Слово учителя: Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? Учитель обращает внимание обучающихся на экран, где продемонстрирован план урока. | Личностные (жизненное, личностное определение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях). Регулятивные (целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, саморегуляция). Познавательные — общеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей); логические действия (установление причинно-следственных связей); действия постановки и решения проблем (формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи). |
3.Актуализация знаний | (3мин) | Внимательно слушают учителя, вспоминают тему урока «Труд — основа жизни». Отвечают на вопрос учителя. Предполагаемый ответ: Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Высказывают свои мнения по проблемному вопросу, заданным учителем. | Учитель актуализирует знания учащихся с помощью проблемного вопроса. Слово учителя: На предыдущих темах вы ознакомились с таким понятием как труд, узнали, что все необходимое человеку дает труд, что создается трудом, и что труд может оплачиваться материально и морально. Задает ученикам вопрос - что такое труд? Слово учителя: Ребята, как вы думаете, почему так важно связывать между собой труд и творчество? Выслушивает предположения обучающихся. | Регулятивные (прогнозирование). Познавательные — логические действия (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений). Коммуникативные (умение выражать свои мысли). |
4.Первичное усвоение новых знаний | (16мин) | 1.Слушают учителя. Высказывают мнения о том, похож ли труд животных на труд человека. Обращаются к учебнику на стр.81-82§10 для ответа на вопрос. Дают ответы на заданные учителем вопросы. Делают вывод вместе с учителем о различии трудовой деятельности животных и человека. 2.Отвечают на вопрос учителя. Слушают рассказ учителя существовании общего между такими понятиями, как мастер и ремесленник. Обращаются к учебнику на стр.83§10. Дают определения след.понятиям: Ремесло — деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. Ремесленник — человек, владеющий ремеслом. Мастер — человек, достигший высокого мастерства. Выяснят отличие мастера от ремесленника. 3.Слушают учителя. Обращают внимание на экран, здесь определяют кто изображен, и что объединяет всех этих людей. Дают определения понятию творчество. После обращают внимание на экран, выполняют задание — продолжи предложение. 4.Ученики рассказывают кого из знаменитых художников они знают. На каких учебных дисциплинах с ними встречались. Обращают внимание на экран. Отвечают на вопрос учителя. Предполагаемые ответы: На ней пышный декоративный кокошник, серебристая оторочка. Внимателно слушают рассказ учителя о музе М.А.Врубеля. Описывают образ Нестора — летописца. Предполагаемые ответы: Он изображен мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком. Слушают рассказ учителя о вкладе Нестора в историю Древней Руси. Делают вывод. | 1.Трудовая деятельность человека Слово учителя: Ребята, вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьев в муравейнике, или паука, плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Получается, что животные тоже трудятся? Как выдумаете труд животных и птиц похож ли на труд человека? Выслушивает предположения обучающихся. Слово учителя: Для того чтобы узнать ответ на вопрос, давайте обратимся к учебнику на стр.81-82 §10. Слово учителя: Итак, так как же трудятся животные, а как человек? В чем состоит отличие труда животных от человека? Назовите основные компоненты трудовой деятельности человека и животных. Учитель вместе с учениками подводят вывод о том, что животным умения передаются по наследству (все выполняют инстинктивно), а человек на протяжении всей жизни учится трудится, ставя перед собой цель, используя средства для ее достижения (на основе плана действий). 2.Мастер и ремесленник Слово учителя: Ребята, вы, наверное встречали такие понятия как ремесленник и мастер. Эти понятия имеют как общее, так отличное друг от друга. Путь к мастерству лежит через ремесленничество. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет он возвращался на то место, откуда отправился в путь, и сдавал экзамен на звание мастера. Слово учителя: А чтобы выяснить в чем состоит отличие мастера от ремесленника, давайте обратимся к учебнику на стр.83§10. Слово учителя: Дайте определения таким понятиям как Ремесло — это... Ремесленник — это... Мастер — это... Слово учителя: Так в чем же отличие мастера от ремесленника? Учитель с учениками подводят вывод. 3.Что такое творчество Слово учителя: Наверняка большинство из вас являются творческой личностью. Одни сочиняют стихи, другие рисуют, третьи занимаются танцами или гимнастикой, а кому-то нравится играть на музыкальных инструментах. Способность творить заложена во всех людях. Учитель обращает внимание на экран, где изображены творческие профессии: поэт, композитор, ученый, художник, писатель, архитектор. Слово учителя: Скажите пожалуйста, кто все эти люди, что их объединяет? Назовите профессии не творческого характера? Выслушивает ответы обучающихся. Слово учителя: Попытайтесь дать определение понятию творчество. Выслушивает предположения обучающихся. Слово учителя: Запишите в тетрадках определение понятия творчество Творчество — создание чего-то нового, ценного, не только для данного человека, но и для других. Учитель обращает внимание детей на экран, где нужно продолжить незаконченное предложение. Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от … (творчества). Учитель вместе с обучающимися делает вывод. 4.Творчество в искусстве Учитель просит обучающихся ответить на след.вопрос: Кого из знаменитых художников вы знаете? На каких учебных дисциплинах вам приходилось знакомиться с ними и их произведениями? Учитель выслушивает обучающихся. На экран выводит репродукции картин В.М.Васнецова «Нестор-летописец», М.А.Врубель «Царевна-лебедь». Слово учителя: Ребята, рассмотрите внимательно репродукции картин. Опишите образ Царевны-Лебедь. Слово учителя: На картине Врубель изобразил свою жену, русскую певицу Н.И.Забелу. Она являлась лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане...». Просит рассмотреть образ Нестора, затем описать его. Слово учителя: Монах Нестор написал значимый труд — летопись Древней Руси «Повесть временных лет». В этой летописи он рассказал об истории Древней Руси, ее столице Киеве, первых русских князьях. Учитель с обучающимися делает вывод: Разобрав творчество в искусстве на примере произведений известных художников, можно сказать, что человек, стремящийся достичь признания, должен рассматривать собственную деятельность с точки зрения изобретательства, обеспечения нового понимания очевидного. | 1. Личностные (жизненное, личностное самоопределение). Познавательные — общеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение как осмысление цели чтения выбор вида чтения в зависимости от цели); логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей). Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи). 2. Познавательные — общеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения); логические действия (синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов, подведение под понятия, построение логической цепи рассуждений). Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи). 3. Личностные (ориентация в социальных ролях, личностное, профессиональное самоопределение). Познавательные — общеучебные действия (моделирование); логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, подведение под понятия, построение логической цепи рассуждений). Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи). 4. Личностные (действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания). Познавательные — общеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение осознанно строить свое речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей); логические действия (синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения). Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи). |
6.Первичное закрепление | (4мин) | Ученики выполняют задание на карточках - «вставить пропуски», после вклеивают их себе в тетрадки. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. | Учитель раздает задание «вставить пропуски» каждому ученику, для проверки контроля усвоенных знаний. Вставить пропуски «Труд и творчество». Труд — это … … - это черта деятельности человека. … не умеет планировать свою работу. Ремесло — это … … отличает деятельность очень многих людей — ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов, и многих-многих других. Выдумка, фантазия, … неотделимы от ….......... . … учится трудится. Слово учителя: Ребята, помните в начале урока мы задались вопросом - почему важно связывать между собой труд и творчество? Так давайте же выясним почему? Заслушивает ответы обучающихся. Учитель вместе с учениками делает вывод о том, что труд и творчество нужно связывать для того, чтобы работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим... | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка). Познавательные — общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические (построение логической цепи рассуждений). Коммуникативные (умение выражать свои мысли). |