Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
Организационный момент. | - Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! -Здравствуйте скажем мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему! Речевка: - Мы пришли сюда учиться, - Не лениться, а трудиться. - Работать как? - Старательно. -А слушать как ? -Внимательно? -Если хочешь отвечать? -Руку не забудь поднять. -Если спросят? -Надо встать. Громко, четко отвечать. -С какой целью мы идем на каждый новый урок? (узнать новое) -А раз у нас урок обучения грамоте, то какова наша цель на уроке? (познакомится с новой буквой; учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой) | приветствует учителя - настраивается на урок -осуществляет самоконтроль готовности к уроку | Метапредметные УУД: Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: -эмоциональный настрой на урок положительный. Коммуникативные: умение вести диалог, слушать учителя. |
Актуализация опорных знаний и умений | Найди лишнюю букву? п, ы, к, з, ш, т,ю По какому принципу объединены оставшиеся буквы? п, к, з, ш, т,ю По какому принципу объединены оставшиеся буквы п, к, з, ш, т По какому принципу объединены оставшиеся буквы п, к, ш, т По какому принципу объединены оставшиеся буквы Что вы можешь рассказать о согласных звуках? Как вы считаете, почему мы заговорили об изученных глухих согласных? Выскажите предположение. Мы будем изучать какой-то глухой согласный. Дифференцированная работа у доски Наборщик: Апельсины (пыль, сила, пила, сын, ель и т.д) Схемы слова: груша, редис Звуко - буквенный разбор слова : редька - …слогов,…букв, …звуков Допиши словечко: сли…, поми…, огу…, тык… | Ы – не бывает заглавной буквы Я-гласная (хитрая) З – зв.согл Глухие согласные | Предметные: различать гласные и согласные звуки, Глухие и звонкие звуки. Метапредметные УУД: Коммуникативные: умение вести диалог, слушать учителя. |
Постановка учебной задачи | У. Ставит проблемный вопрос. Что объединяет все эти слова. (растения) На какие две группы разделим Назовите овощи. Что обозначают остальные слова – Фрукты. Произнесите первый звук слова фрукты. Дайте характеристику этого звука Какой звук мы не изучали? Фиалка – к какой группе растений относится? (цветы) Назовите первый слог. Произнесите первый звук. О каких звуках мы будем сегодня говорить на уроке? Кто знает как называется буква? Сформулируйте цель и тему нашего урока: | Отвечает на вопросы учителя «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф». Формирует учебную задачу -Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. - Научиться выделять новый звук, давать характеристику звуку. Читать слоги, слова с новой буквой. | Предметные: определять звук в слове. Метапредметные УУД: Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные: целеполагание. формируем умение прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные готовность слушать учителя и вести диалог. |
Открытие нового знания Физминутка | Звуко-буквенный анализ слов и составление характеристики звуков. Выделение нового звука из слова фрукты -Произнеси слово. -Сколько слогов в этом слове? -Какой первый слог? -Какой второй слог? -Какой слог ударный? -Произнеси первый звук? Какой он? (гласный или согласный) - Почему? -Глухой или звонкий? Почему? -Твёрдый или мягкий ? Почему? Выбери схему для слова. Выделение нового звука из слова фиалка. -Произнеси слово. -Сколько слогов в этом слове? -Какой первый слог? -Какой второй слог? -Какой слог ударный? -Произнеси первый звук? Какой он? (гласный или согласный) - Почему? -Глухой или звонкий? Почему? -Твёрдый или мягкий ? Почему? Выбери схему для слова. 2)Знакомство с буквами Ф,ф. У каждой буквы есть имя. Буква называется эф. - Почему их две? - Для чего нужна заглавная буква? - На что похожа буква ? Определи место буквы Ф в Буквограде.- Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.) Какой сделаем вывод на этом этапе работы? (с помощью учителя) Музыкальная физминутка | -1 [ф] согласный, выдыхаемый Воздух встречает преграду. Глухой . не слышно голоса. Твёрд . Выбирает схему для слова. [ф’] фиалка согласный, выдыхаемый Воздух встречает преграду. Глухой . не слышно голоса. Мягкий . стоит перед буквой и. Выбирает схему для слова. Одна заглавная, другая строчная. С заглавной буквы пишутся имена, клички животных, города. Буква Ф похожа на ножницы, филина и т.д. -Они образуют пару. Вывод : Мы познакомились со звуками [ф], [ф’], которые обозначаются буквой Ф, ф(эф). Звук [ф], [ф’], Согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, парный. Выполняет движения. | Предметные : делить слова на слоги, проставлять ударение, определять звуки в слове, давать характеристику звукам. Метапредметные УУД: Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение делать выводы; Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу . Коммуникативные готовность слушать учителя и вести диалог. |
Первичное закрепление | 1)Упражнения в слышании звуков. хлопни в ладоши, если услышишь [ф,] : фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна, флаг , февраль, Фёкла, Фёдор. (Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон.) 2) Найди и подчеркни буквы Ф,ф АвФйёуЦфЗхпафшьИфсмиРеУЙф ЫвяфычхгеуыфАФэ 3. Раздели слоги на 2 группы (мягкие, твёрдые). Фа фо фу фы фэ Фя фё фю фи фе Вспомни, какие гласные буквы показывают на мягкость предшествующего согласного звука. | Определяет звук в слове. Узнаёт букву ф, подчёркивает. Читает слоги, делит на 2 группы. | Предметные: узнавать букву, читать слоги. Метапредметные УУД: Познавательные построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание . Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. |
Применение новых знаний | Чистоговорка АФ- аф - аф- в Африке живёт жираф. Фа-фа-фа - мы пропели ноту «фа». Фе-фе- фе - пишем букву мы в графе. Работа с учебником . Чтение текста «светофор» стр.72 . Для чего нужны светофоры? О чём говорит красный свет? О чём говорит жёлтый свет? А зелёный свет? | Читает слова. Отвечает на вопросы учителя. | Предметные: читать слова. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формируем умение выражать свои эмоции Регулятивные: формирование умения удерживать учебную задачу |
Рефлексия учебной деятельности | - Вспомни, какую цель, мы определили в начале урока? - Подумайте достигла ты ее или нет. - Дай характеристику звуков [фʼ] или [ф], и скажите какой буквой они обозначаются? А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке. Оцените с помощью «светофора», Зелёный – все понял. Желтый – понял, но ещё сомневаюсь. Красный – много непонятного. | Соотносят цель и результат учебной деятельности Самооценка | Метапредметные УУД: Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности. |