СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан в 1 классе.Тип урока:"открытие" нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)»

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

ТЕМА: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

ЦЕЛЬ: создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [б], [б’] и буквами «Б, б», для формирования навыка чтения с буквой Б.б.

Задачи:

1.Формировать представления об особенностях новых согласных звуках [б], [б], буквах Б, б; познакомить с их графическим изображением.

2. Развивать умения различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

3. Воспитывать интерес к предмету.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные.

Готовность к обучению (привлечение произвольного внимания), сформированность произвольного поведения на всех этапах урока.

Метапредметные.

Регулятивные.

Способность принять учебную задачу. Работая по плану, сверять свои действия с целью; оценивать результаты своего труда.

Познавательные.

Использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа; формирование умения структурировать знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные.

Формирование умения аргументировать свое высказывание, слушать других, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Предметные.

Знать буквы Б.б. обозначаемые ими звуки; характеризовать звуки; читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.


Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный















Артикуляционная гимнастика















Актуализация знаний.


Прежде, чем нам начать урок чтения, проверьте, все ли у вас готово на рабочем столе: учебник «Азбука», цветные карандаши, ручка.

- Руки?
- На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти?
- У края!
- Спина?
- Прямая!


-Улыбнемся друг другу, нашим гостям, вот какое у нас хорошее настроение;

-Губы в трубочку, в ниточку.

-Язычком помоем зубки.

- Погоняем шарик из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

А теперь скажите, как девочка укачивает куклу? 

-как пыхтит каша?

-как рычит собака? 

- вспомните песенку сердитого гуся;

- песенку водички; 

- как поют комарики? 

-как жужжит жук? 

-Молодцы.

А скажите мне, что дети любят больше всего делать?

Вот и мы поиграем в игру «Доскажи словечко» (игра с мячом)


Учащиеся проверяют готовность к уроку.












Выполняют гимнастику совместно с учителем.







А-а-а

П-п-п-п

Р-р-р

  Ш-ш-ш-ш

С-с-с

З-з-з

Ж-ж-ж



играть




Личностные УУД

Эмоционально-положительный настрой на урок.

Коммуникативные УУД

Соблюдение простейших норм речевого этикета.

Планирование учебного сотрудничества детей с

учителем и сверстниками. 


Познавательные УУД


Осознанное построение речевых высказываний в устной форме.


Извлечение необходимой информации из рассказа учителя.


Коммуникативные УУД


Обмен мнениями, построение понятных речевых высказываний.



































Постановка проблемной ситуации( цели и плана урока).

1.Речь бывает устная и …..

2. Наша речь состоит из …

3. Звуки бывают гласные и

4.При произношении гласных мы….

5. Согласные бывают твердые и….,

глухие и ……

6. Гласные звуки [а, о, у, ы] что придают согласным…

7. Гласный звук[ и]. придает согласным что…

8. Гласная буква «Е» обозначает 2 звука когда...

9. Гласная буква «Е» обозначает звук

[э ] после согласных и придает им ? Хорошо. Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

А давайте мы с ним немного поиграем.

Скажите, а у вас хорошее настроение?

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.


(На доску вывешивается солнышко)



-Дети любят играть, а что еще любят делать дети?

Вот и мы пойдем гулять.

С нами отправились буквы:

А, О, У, И, Е, Н, М, З, П, Р, Б

- Назовите, какие буквы отправились с нами на прогулку. (по указке учителя)

Светит солнышко.

Появились тучки. Спрятали солнышко.

Холодно нашим буквам стало.

Куда спрятаться буквам? Давайте спрячем каждую букву в свой домик (красный, сине-зеленый).

Какие буквы побегут в красный домик? В сине-зеленый домик?

Выходит один ребенок и распределяет буквы.

Остальные работают в парах

Какая буква нам не знакома?

Осталась буква Б. Куда же ей бежать? Давайте выяснять.

Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Какую цель перед собой поставим?

Посмотрите, как мы будем открывать тайны новой буквы.

План на доске (на каждой тучке)

- Даем характеристику звуку.

- Знакомимся с буквой.

- Читаем слоги, слова и предложение с новой буквой.

письменная

предложений

согласные

поем

мягкие

звонкие


твердость

мягкость


в начале слова и после гласных


мягкость



Ответы детей



Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

Перебрасывают «солнышко» с руки на руку.

Улыбаются друг другу

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко




гулять






Ответы детей




Распределяют буквы по домикам.


Саша у доски

Миша, Варя-только гласные заселяют

Вероника, Егор-согласные




Ответы детей






































Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации для решения поставленной задачи.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Осмысление соответствия звука

 букве.

Моделирование звукового состава слова, определение количества и последовательности звуков в словах.

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и детьми, умение слышать,

слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, высказывать свое мнение.

Личностные УУД

Осознание своих возможностей в обучении.


Проблемное объяснение нового материала.
































































































Физминутка






Чистоговорка















Работа с учебником












Зрит. физминутка.


Чтение по учебнику







Обобщение усвоенного учебного материала.




Работа с трудными словами








Сообщение детей































А кто будет нам помогать открывать тайны новой буквы вы узнаете, отгадав загадки.

-Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине.


Работаем со словом Барсук (вывешиваю картинку)

-Откройте тетради и сделаем звуковую схему данному слову.

Разделите слово Барсук на слоги.

Назовите первый слог.

Что мы слышим?


Назовите первый звук.

Какой он? Гласный или согласный. Почему?

Как произносим?

Верно, когда мы произносим звук [б], он встречает препятствие. Что мешает нам произнести этот звук?

Покажите мне, какое слияние мы слышим.

Почему?

-Какой звук слышим дальше (р)

-Какой он? Каким цветом закрашиваем?

-Работаем со 2 слогом(сук)

--Что Вы слышите

-Дайте характеристику

-Какой звук командует?(у)



-Какой звук слышим на конце?

Каким цветом закрасим?

-Почему?

-Молодцы.


Барсук к нам пришел не один. Кто же с ним еще пришел?

С ветки прыгает на ветку

Рыжая красавица.

Шишки, желуди, орехи

Запасает на зиму (белка)

(вывешиваю картинку)

Разделите на слоги слово белка

Назовите первый слог.

(мягкий согласный – “на улыбочке”,

Что мы слышим?

Покажите мне, какое слияние мы слышим.

Почему?


Вывод: звук [б] – у нас согласный, бывает твердым и мягким, А про какое еще одно свойство мы забыли?

Нам нужно узнать звук [б] звонкий или глухой?

Как это можно сделать?

Слышим звук своего голоса?

Значит звук[б] –какой? Верно – звонкий.

Какой новый звук вы сейчас выделили и работали над ним? Какой он?

(Убираем одну тучку с солнышка.)



-Как же правильно произносить будем нашу букву.

Наша буква Б

-В какой же домик спрячем букву Б?.

- Буква «Бэ» с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.


Какая она, эта буква?(попробуйте запомнть и мне ответить)

Болтушка, с большим брюшком.
И как у неё не вырастет брюшко, если в булочной она покупает булочки , бисквиты и батоны, блинчики, бублики и баранки? А на обед предпочитает бульон с бутербродом.
-Что же Вы запомнили об этой букве?

-А зачем нам нужна большая буква и маленькая?


-У кого из детей встречается в фамилии эта буква?


Посмотрите еще раз на нашу заглавную букву, а теперь давайте ее напечатаем, я-на доске, вы в своих коробочках пальчиком.

(раздаю емкость с манкой).

-Молодцы.

(убираем еще одну тучку с солнышка)


Прыгай белка,

Хлопай белка.

Приседай со мной соседка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.


Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. 
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.



А сейчас, давайте попробуем прочитать слоги, которые написаны на доске

Ба би

Бо бу

Бе бы

-По одному надо выйти к доске и распределить слоги в 2 корзинки. Одна корзинка у барсука. Туда необходимо положить твердые слоги, а к белке в корзину мягкие слоги.

Откройте учебники по закладке. Найдите жирным шрифтом выделенные слова.

Зеб-ра зуб-ры бел-ка

Коб-ра зеб-ры бар-сук

А сейчас найдите слова, которые выделены жирным черным шрифтом, поставьте пальчик на первое слово, читаем вместе слова 1 столбика.

- поставьте пальчик на первое слово второго столбика, читаем вместе слова 3 столбика.

- Как, одним словом назвать всех?

-Назовите слова, которые употреблены в единственном числе, во множественном числе.

- В каком слове звук б мягкий, почему. Какой звук второй? Почему?


Чтение связного текста. (с.97)

- Сейчас мы прочитаем текст. Читает сначала учитель.

- О ком говорится в тексте?

-Какие деревья растут в парке?

Кто скакал с ветки на ветку? Где она жила? Что она брала с рук? Что вас удивило в тексте?

Как вы думаете, где белке лучше.в клетке или на воле?

Доверчива ли она? Когда это происходит?

- Как можно озаглавить текст?

Вам встретятся такие слова, как

Ин-те-рес-но

Ска-ка-ла

Ба-ран-ки

Прочитаем их хором.

-Чтение текста по цепочке.

- Найдите в тексте слова, в которых звук [б] стоит в начале слова.

- Найдите в тексте слова, в которых звук [б,] мягкий.

У нас есть дети в классе, которые хотят дополнить нам про белку.

1. Белка – это грызун. Она питается растительной пищей: грибочками, ягодами, плодами деревьев, орехами, желудями.

2. Белка умна, проворна, но   забывчива. Закапает орехи и забудет про них. А зимой питается запасами мышей и бурундуков.

3. Два раза в год белка линяет. Но хвост линяет один раз в год. Бельчата появляются у белки два-три раза в год. Воспитывает их самка.

А кто расскажет про друга, с которым белка к нам пришла, про барсука?

Барсук роет нору с большим количеством ходов. В ней он отдыхает, ведет ночной образ жизни. Барсук - всеядное животное, он ест корни, ягоды, желуди, личинок и гусениц насекомых, лягушек.

Зимой спит. Линяет барсук один раз в году -

летом.

-Спасибо, дети






Барсук






Один ребенок у доски

Бар-сук

Бар

Слияние+примыкает согл

ббб

Согласный

твердо

Ответы детей.

без “улыбочки” — твёрдый согласный



Твердое

«У» дает команду произносить твердо

Согласный, твердый

синим


Сссс

Слог-слияние

су

Согласный, твердый

слог-слияние


[к]

Синим.

Согласный,твердый











Бел-ка


[б]

мягкое


«Е» дает команду произносить мягко.






Закрывают ушки, произносят звук.

Звонкий


Согласный, бывает твердым и мягким, звонкий.

Бэ



Рассматривают букву.

В сине-зеленой








Ответы детей



Чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц

Называют фамилию мальчика, которая начинается на букву Б.










Выполняют физминутку





Отвечают дети





Звук [б] в слогах ба, бо, бу, бы – произносится твердо, а в слогах би, бе –мягко



















Животные. Звери






Отвечают на вопросы учителя.

О детях

Липы и сосны


Белка

Она жила на воле

в парке


Не боится людей, берет еду с рук.















Сообщение о белке рассказывают и дополняют друг-друга Саша, Вероника, Миша.














Расказывает Егор




































Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации для решения поставленной задачи.










Познавательные УУД Осмысление соответствия звука букве, моделирование схем. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. 

Регулятивные УУД

Умение действовать по плану и планирование своей деятельности. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля в индивидуальной работе.

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном обсуждении проблем.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные УУД

Осознание алгоритма своего действия, понимание значения полученных знаний.






























Личностные УУД

Укрепление здоровья младших школьников.




















Познавательные УУД

Выделение существенных признаков, построение речевых высказываний в устной форме, построение логической цепи рассуждения. Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и на иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Умение воспринимать на слух художественное произведение, включаться в диалог с учителем и детьми. Умение объяснять свои действия и высказывать

свое мнение.

Регулятивные УУД

Планирование своих действий в процессе работы над текстом. Воспроизведение содержания произведения по иллюстрации.

Личностные УУД

Формирование познавательных мотивов учения.


Рефлексия.

- Вот и открыли мы с вами тайны буквы Б.


- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

Если вы поняли урок, вам было интересно и легко, то поднимите улыбающегося смайлика. Если нет, то грустного.

 Сегодня на уроке вы порадовали меня, белочку, барсука.

Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.

- Они прощаются с нами и говорят: «До новых встреч».

А наше солнышке тоже открыто и продолжает нас радовать своими солнечными лучиками.

Спасибо за урок




Ответы детей.










Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД Стабилизация эмоционального состояния. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные УУД

Самооценка на основе

критериев успешности

учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли.



2