СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "Явления природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок окружащего мира 2 класс Школа России " Явления природы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "Явления природы"»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


Огородникова Е.В. учитель начальных классов

МБОУ « Красносельская СШ»




Класс: 2 класс

УМК: Окружающий мир, УМК «Школа России, автор: Плешаков А.А.

Тема урока: «Явления природы»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний о явлениях природы, формирование знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-знать: понятия «явления природы» и «сезонные явления», виды термометров и способы измерения температуры воздуха;

- уметь: пользоваться термометрами и измерять с помощью них температуру воздуха, отличать явления живой природы от явлений неживой природы.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, сознавать важность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Ресурсное обеспечение:

Учебник «Окружающий мир»2 класс, 1 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику 2 класс 1 часть, учебная презентация, термометр, раздаточный материал.




Ход урока


Этапы урока


Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организацион-ный момент

(1-2 мин)



-Здравствуйте дети! Сейчас у нас урок окружающего мира.

Присаживайтесь те, кто замерз сегодня по пути в школу.

Теперь садятся, кто оделся тепло и не мёрз.

Приветствуют учителя

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)


- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
- На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?

- Распределите по группам предметы живой и неживой природы.
- Прочитайте слова, которые вам даны.

-2 человека работают у доски на оценку
- Выполняйте задание.

Живая природа

Неживая природа





- Что вы заметили?
- Какие это предметы?

- Они являются природой?
- Почему?
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. Сегодня мы с вами продолжим изучать природу.








Отвечают на загадку - природа




Книга, солнце, ткань, дом, горы, автомашина, акула, вода, одежда, гриб, луна, цветок, камни, бабочка, дождь, кустарник, тюлень, дерево, лось, грач, холодильник, снег, шалаш, карась, звезды

- Остались предметы, которые не относятся ни к одной из колонок.

- нет

- они созданы человеком.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

(5 мин)



– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

- Что вы видите на фотографиях? (СЛАЙД)

- Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

- И так тема нашего урока «Явления природы».

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Молодцы!


Отвечают на вопросы


- явления

-Явления природы

Тема: «Явления природы»


Цель: узнать о явлениях природы.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.


4. «Открытие» нового знания

(7 мин)


















- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. Ребята, на странице 28, найдите текст.

Начинаем читать его по цепочке, по одному предложению, пока я не остановлю вас.

-Ответьте теперь мне на вопрос, что такое явления природы?

-Ребята, найдите рисунки на с. 28. Рассмотрите их, и ответьте мне на вопрос, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами?

-Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры.

Ребята, посмотрите на доску, я привела свои примеры явлений в природе.

- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.



- Сколько времен года вы знаете?

-Давайте посмотрим с вами небольшое видео.

-Какие изменения в природе вы заметили с изменением времени года? А как по-другому они называются?

- Сейчас вы разобьетесь на группы по временам года.

- Вспомним правила работы в группе.

1.Выбрать выступающего

2.Один говорит, другие слушают

3.Работаем тихо, чтобы не мешать дургим

4.Не согласен- предлагай!

Раздаточный материал

Каждой группе достанется одно из времен года, вы должны будете назвать четыре признака этого сезона. На работу вам дается 5 минут.

Потом один ученик из подгруппы выступит с ответом у доски.

- Какие четыре признака у зимы? А у лета?

Весны Осени?


Воспринимают на слух




Выполняют чтение по цепочке


Явление природы - это различные изменение природы.


- Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.

Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы;

листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.

- 4 : лето зима осень весна

Смотрят обучающее видео



- Явлениями природы


Вспоминают правила работы в группах






Выполняют действия по заданию учителя




Отвечают на вопросы

П: cвободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;



К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.





П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;



П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.




П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Физ.минутка(3 мин)


Теперь немного разомнемся. Выполняйте упражнения в соответствии с заданием.

Включает видео


Выполняют действия по заданию.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичная проверка понимания

(10 мин)



















-Давайте откроем тетрадь на с.20 упражнение номер 1, и запишем определение явления природы. Кто может повторить определение? Теперь запишите в тетради.

- А какое время года сейчас?

- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром.

-Ребята, откройте с. 30 и найдите определение термометру, прочитай его. Теперь запишите определение в тетради.

- Теперь в учебнике посмотрите внимательно на иллюстрацию. Что на ней изображено? Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются?

-Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.

- Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?

-Посмотрите на доску, из чего состоит термометр?(СЛАЙД)

-Теперь откройте в тетради с.22, найдите задание под цифрой один, запишите части термометра.

-Теперь давайте с вами посмотрим на настоящий термометр.

- Сейчас я пройду и всем покажу его значение на данный момент. Он показывает температуру воздуха. На каком значении находится ртуть?

- Теперь я опущу его в стакан с теплой водой

- Сейчас снова пройду и покажу вам термометр, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

Посмотрите как обозначаются градусы.

- Теперь я опущу его в стакан с ледяной водой.

- Я пройду, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

-Как у нас меняется столбик с жидкостью в трубке термометра, когда он нагревается? А если температура понижается, то что делает столбик термометра?


Явление природы - это различные изменение природы.

- Осень.

Отвечают на вопрос.





Термометр - это прибор для измерения температуры.


Несколько видов термометров

- Размер, вид, крепления

- Общее: столбик с цифрами.




Отвечают на вопрос.


Рассматривают части термометра


Выполняют задание в Выполняют в рабочей тетради


Рассматривают термометр.






- Изменился уровень ртути в колбе, теперь он стал выше.




- Уровень ртути стал ниже и показывает на число меньшее.




Отвечают на вопросы учителя.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Первичное закрепление.

(8 мин)


- Теперь проверим, как вы запомнили информацию, узнанную на уроке.

Посмотрите на задание №2 Что нужно сделать?

Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра, когда нагревается и когда остывает.

И выполните №6 в рабочей тетради.

- обменяйтесь тетрадями и проверьте свои ответы по эталону.

- если есть ошибки, поставьте карандашом рядом минус, если все верно, то +

- Откройте рабочую тетрадь на странице 20 выполните №2 Что нужно сделать?

- Как понять, какие слова зашифрованы?

- выполняйте.

- проверяем по эталону.

Какие явления закрасили зеленым?

- Какие явления закрасили?

Какие пары вы составили?


Закрепляют материал

- Ответить на вопросы и выбрать верный ответ из данных


Выполняют задания




Сверяют ответы с эталоном- выполнить закрашивание явлений природы по категории


Закрепляют материал




Выполняют задание


Р: осуществлять итоговый контроль;









Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения

7. Рефлексия деятельности

(3 мин)


-Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

 - Что такое явления природы?

- Что называется сезонными явлениями?

- Чем измеряют температуру?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили?

- Теперь заполните лист самооценки, где вы оцениваете свою работу на уроке.

Спасибо за урок. До свидания.



Отвечают на вопросы





Тема: «Явления природы»


Цель: узнать о явлениях живой и неживой природы.

Оценивают свою работу на уроке.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать собственную работу.


8. Домашнее задание

(2 мин)

- Ребята, запишите домашнее задание. В рабочей тетради стр.22 №3.

Записывают домашнее задание в дневник.


























Самоанализ урока по окружающему миру

1)Основная цель урока:

Создать условия для формирования знаний о явлениях природы, формирование знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

Задачи:

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



2) Тип урока: Урок изучения нового материала.



3) Занятие состоит из 8 логически связанных между собой этапов:

1. Организационный этап – этап подготовки к началу занятия (приветствие, проверка наличия принадлежностей к уроку);

2. Второй этап – мотивация учебной деятельности, она необходима для последующей продуктивной работы на уроке;

3. Третий этап – актуализация знаний (что изучали на прошлых занятия) и постановка цели занятия (что будем изучать на сегодняшнем занятии), а также их взаимосвязь (как и какие знания, полученные ранее, помогут в изучении нового материала);

4. Первичное усвоение знаний – это изложение учителем нового материала обучающимся в той или иной форме (беседа, рассказ, разбор практического задания;

5. Первичная проверка понимания – выяснение учителем степени усвоения новых знаний с помощью фронтального опроса.

6. Первичное закрепление – совместное с учителем или самостоятельное выполнение обучающимися заданий по новой теме.

7. Рефлексия. Она необходима для анализа успешности деятельности на уроке как педагога, так и обучающихся и для выявления допущенных ошибок..


8. Последний этап урока – домашнее задание и инструктаж по его выполнению.



4) Рациональное использование времени на каждом этапе занятия.

Каждый этап урока имеет свои временные рамки, которые необходимо соблюдать педагогу для успешного проведения урока. Так, на организационный этап у меня на уроке отводится 1-2 минуты, на мотивацию – 1-2 минуты, на актуализацию и постановку целей – 5 минут, на усвоение новых знаний – 7 минут, на проверку понимания новых знаний – 10 минут, на первичное закрепление – 8 минут, на рефлексию –3 минуты, на задание на дом – 2 минуты.



5) Эффективность используемых в процессе занятия методов; целесообразность их выбора.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная и парная.

Методы:

Объяснительно – иллюстративный (вела рассказ)

Частично-поисковый метод. При этом методе способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.

Выбор формы организации урока в школе также зависит от типа урока. Особенность начальной школы заключается в том, что дети только начинают свой путь к освоению знаний, поэтому очень важно помочь им в этом и выработать стойкую мотивацию для дальнейшего успешного обучения

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика.

Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Технологии:

  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка);

  • информационно – коммуникационные (интерактивная доска, документ-камера);

  • игровые.



6) Особенности собственной самоорганизации:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока – высокая, так как при подготовке к уроку я обращалась к методическим разработкам уроков опытных педагогов, разработала собственный конспект урока и согласовала его с учителем-наставником;

б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления было оптимистичным, в процессе проведения урока увеличилась степень энергичности, при помощи педагогической находчивости и настойчивости в осуществлении поставленной цели.



7) Организация познавательной деятельности обучающихся (воспитанника):

Прежде всего, на уроке был создан хороший психологический климат и эмоциональная атмосфера. Наблюдалась заинтересованность учащихся.

Соблюдены: педагогический такт, учет индивидуальных особенностей в уровне развития способностей школьника. На уроке была полная занятость учащихся и высокая требовательность к выполнению заданий.



8) Общий вывод о достигнутых целях и задачах урока: организационные, содержательные (допускает анализ упущений, недочетов и наоборот – достижений, успехов).

Проблем с организационными моментами на уроке не обнаружилось. Все учащиеся были замотивированы на оптимистичный ход урока, стремились отвечать по теме. Я считаю, что цель урока была достигнута.

9). Психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию занятия.

Принимая во внимание отрицательные стороны исследуемого учебного коллектива можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации по преодолению имеющихся недостатков:

- поддержание благоприятных условий для еще большего сплочения и укрепления коллектива, организация совместной деятельности, объединяющей и сближающей его членов;

- формирование положительной мотивации к приобретению знаний и интереса к образовательному процессу, стремления к самообразованию и потребности в нем;

- формирование культуры поведения, чувства ответственности и самоконтроля, воспитание сознательного отношения к дисциплине;

- воспитание чуткости и отзывчивости, формирование способности понимать чувства другого человека;

Успешное осуществление работы по данным направлениям будет способствовать решению существующих проблем и дальнейшему укреплению и развитию коллектива, а также совершенствованию и развитию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!