СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "Жизнь луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "Жизнь луга"»

Разработка урока окружающий мир



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема урока: Жизнь луга

Цели урока:
  1. Сформировать целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.

  2. Воспитывать экологическую культуру младшего школьника.


Планируемый результат:
    1. осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др., собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

    2. принимать (с помощью учителя, со-регуляция) учебно-познавательную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, со-регуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

    3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Задачи:
      • Актуализировать знания о природных сообществах.

      • Познакомить детей с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязи между ними, пищевыми цепями, сообщества.

      • Выяснить значение лугов для человека.

      • Рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком.

      • Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.


Учебно-методический комплект: программа УМК «Школа России» под ред. А.А. Плешакова, Крючковой Е.А /учебник

«Окружающий мир» 4 класс, 1ч., атлас – определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков, «Просвещение», 2011г;

рабочая тетрадь « Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова, часть І, 2014 г; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.


Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, исследовательский, эвристический


Технологическая карта урока


Этап урока, цель

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные

действия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивации

Цель: настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Организует и проверяет готовность детей к уроку

- Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок

развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог,

обмениваются



Предлагает прочитать эпиграф к уроку:

«Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать!»

Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает.


мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому

предмету, понимают его важность

2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для

открытия нового знания.

Предлагает ответить на вопрос:

- Где мы побывали с вами на прошлом уроке?

Предлагает графический диктант по теме предыдущего урока «Лес».







Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопросы теста.

Проверяют задание и оценивают

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной

задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной

деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные

для партнера по коммуникации речевые

высказывания,

задавать вопросы с





целью получения

Необходимой для решения проблемы информации; могут работать в

коллективе, уважают мнение других участников

образовательного процесса.






3.Постановка проблемы (темы урока)

Цель: подвести учащихся к теме урока,

определению темы урока и целеполаганию.

(смотрят видеозарисовку)

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? А что же такое луг?

  • По каким признакам вы это определили?

  • Сформулируйте тему и задачи урока.

Предположения детей.


Формулируют тему и осознают учебные задачи урока.

Познавательные:

Анализируют.

Коммуникативные:

Строят понятные для собеседника высказывания.

Воспринимают



ответы



одноклассников

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал



4.Открытие новых знаний.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Конструирование нового способа действия.

Организует учебное взаимодействие, исследование. Проведем исследование по теме.

Предлагает составить план работы (алгоритм) над этой темой.

Мы будем работать по следующему плану: ( план работы выносят на доску)

  1. Растения луга.

  2. Животные луга.

  3. Виды лугов.

  4. Цепи питания.

  5. Луг и человек.

Предлагает заполнить первую и вторую графы таблицы



Формулирует задание. Дает комментарий.

Задает вопрос

- Что такое луг?


Составляют план работы


Участвуют в обсуждении материала.

Осуществляют самоконтроль.





Заполняют первую и вторую графы таблицы.





Выдвигают гипотезу, сверяют с информацией на слайде

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного

объяснения учителя, высказываний одно- классников; систематизируют знания

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно

рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивают

усваиваемое содержание

с нравственно- этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело


Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения














В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно

называют — лужайками, большие— лугами.





Р ассказывает о видах лугов.

Часто луга располо- жены по берегам рек, озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во

время весеннего поло- водья вода заливает

прибрежные террито- рии и выносит на них много ила. Ил обога- щает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются.

Эти луга так и называются — заливные.

















Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах.

Называют такие луга - цветочные.












Узнают о видах лугов.

последовательности работы.

Регулятивные: осуществляют поиск решения

поставленных задач



  • На первый взгляд, луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное

представление. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.

  • Ч то объединяет все растения луга?


Обсудите, что объединяет все растения луга.


Травянистые растения Растут на открытой местности

Любят свет и тепло

Большинство растений - цветы





З накомит с растениями луга





Мятлик Ежа сборная Тимофеевка

Наверное, нигде нельзя встретить такого разно- образия трав, как на лугу. Среди них много рас- тений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Они являются

ценными кормовыми растениями.













Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.




Обсуждают в парах, выдвигают гипотезу, сверяют с информацией на слайде.


Участвуют в обсуждении материала.






Узнают о разнообразных растениях луга.











К олокольчик Тысячелистник Нивяник







Купальница Цикорий Василёк

На лугу очень много цветущих растений.

  • К ак вы думаете, почему животные едят не все растения луга?

Если внимательно наблюдать, как

животные едят траву, можно увидеть, что

одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.

Как вы думаете, почему?


На лугах растут и ядовитые растения.



Р ассказывает о ядовитых растениях




Лютик едкий






Вех ядовитый Чемерица

Предлагает отдохнуть и сделать физкультминутку.

  • С кем вместе мы выполняли физкультминутку?

  • Как вы думаете, о ком мы узнаем?


  • Мы познакомились с растениями луга, а теперь с

помощью иллюстрации на с 172-173 и статьи учебника с.171-174 познакомьтесь с животными луга.









Выдвигают гипотезу, сверяют с информацией на слайде.








Узнают о ядовитых растениях луга








Отвечают на вопрос учителя. Выдвигают гипотезу, проверяют по тексту учебника.

Рассматривают иллюстрацию, читают текст в учебнике. Находят





в нем информацию. Анализируют ее. Называют представителей животных луга.

Рассказывают о животных луга.


Предлагает составить цепи питания в группах. Напоминает о правилах работы в группе.

Работают в группах. Слушают друг друга. Воспринимают ответы собеседников.

Составляют цепи питания.

Представляют классу свои цепи питания.

5.Первичное закрепление нового

знания. Переход к этапу решения частных задач. Цель: первичный контроль за

правильностью

выполнения способа действия

-Мы узнали про растительный и животный мир луга. А как вы думаете, почему мы говорим природное

сообщество?

Предлагает прочитать статью в учебнике «Луга

и человек» (с. 174–175) и ответить на вопрос: «Как по вине человека может нарушиться экологическое

равновесие.

Отвечают на вопрос учителя.




Читают текст в учебнике. Находят в нем информацию. Анализируют ее. Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже

известного.


Просит ответить на вопрос

- Каково значение луга для человека?

Отвечают на вопрос учителя.


6.Систематизация нового знания.

Применение общего способа действия для

решения частных задач. Цель: коррекция отработки способа.

Организует практическую коррекционную работу.

Обобщает полученную информацию, предлагает выполнить задание.

1. Филворд

Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.




Находят в филворде название животных и растений.





С

К

А

Л

К

О

Д

У

В

А

Н

Ч











Выполняют задание

Работают в группах. Слушают друг друга. Воспринимают ответы собеседников.

Исправляют ошибки в рассказе. Составляют памятку «Как вести себя на лугу». Представляют

классу свои памятки


Т

У

К

Я

О

Б

А

Б

О

Ч

К

И

Р

З

Ш

Г

Л

П

Ч

Е

Л

А

А

К

Е

Н

А

У

О

Г

У

С

Е

Н

И

Ж

К

Е

М

Ш

К

М

У

Х

А

А

Ц

А

О

Ч

О

К

О

К

О

Н

О

Р

О

В

З

И

Р

А

Л

Ь

Ч

И

К

Ж

У

К

А

К

П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К

2. Предлагает провести экологическую игру в группах “Найди ошибку в рассказе”. Затем вы составите памятку «Как вести себя на лугу». Напоминает о правилах работы в группе.

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р.Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Какие ошибки ребят вы увидели? Подчеркните их простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе.

В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны.

Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат.

Домой вернулись довольные. Весело прошел день!




7.Рефлексия.

Цель: самооценка

результатов деятельности,

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

  • Назовите тему урока.

  • Интересно ли вам было?

Предлагает вернуться к таблице, которую заполняли в начале урока и заполнить графу «Что я узнал».


-Мы договорились с вами не рвать луговые цветы для составления букетов, но мы можем создать букет из бумажных цветов. Перед вами 2 вазы – зеленая и красная. Если вы довольны собой, своей работой в группе и хорошо усвоили тему сегодняшнего урока, поместите свой цветок в зеленую вазу. Если вам было трудно на уроке, вы недовольны своей работой или что-то не поняли – поместите свой цветок в красную вазу.

(Показ букетов.)


Формулируют конечный

результат своей работы на уроке, фиксируют степень усвоения нового знания.





Заполняют графу «Что я узнал».

Регулятивные:

оценивают собственную деятельность на уроке

8.Домашнее задание.

Цель: создать условия для возникновения

потребности включения в деятельность «надо»,

«хочу» и «могу».

Учебник с.170 – 175 читать статью, отвечать на вопросы. Составить кроссворд на тему: «Животные и растения луга»

Намечают цель самоподготовки.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!