СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "У теплого моря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с учетом групповой формы обучения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "У теплого моря"»

Технологическая карта

урока окружающего мира в 4 классе Е (УМК «Перспектива»)

Учитель Бурак Татьяна Николаевна

Урок 26.

Тема: У теплого моря

Цель урока: формирование представления о природной зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

- развивать познавательную активность детей, умение находить информацию,

- систематизировать знания,

- уметь работать с картой, учебником, дополнительной литературой,

- уметь работать в группе.

- воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России;

- характеризовать природные условия и растительный мир;

- сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь;

- понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Личностные:

- формирование мотивации учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

Метапредметные:

Регулятивные:

– формирование умения рефлексии собственной деятельности,

- формирование умения работать в статичных группах и парах, подчиняться правилам работы в группе;

- продолжить работу по формированию умения определять общую цель и путь к её достижению;

- контроль и оценка результатов своих действий.

Познавательные:

– формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- анализ с целью выделения признаков,

- синтез, как составление целого из частей,

- выбор оснований для сравнения, классификации объектов (отличать животных и растений субтропической зоны).

Коммуникативные:

- формирование умения выстраивать речевые высказывания, обосновывать и доказывать личное мнение,

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера (слушать товарища, договариваться в группе, распределять обязанности в группе)


Этапы урока

Содержание этапа

УУД

I. Организационный момент.

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Прежде чем нам начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу и нашим гостям


  1. Мотивационно-целевой этап


1) Загадка: Здесь только жёлтые пески,

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

Всё сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков,

Ни самой малой тучки.

Вот потому средь тех песков

Растут одни колючки.

- Какие климатические условия в этой зоне? Почему?

2) - В пустыне есть растения, которые называют насосами. Даже в самые жаркие дни они стоят с зелеными листьями. Почему?

3) – Как животные приспособились к жизни в пустыни?

Слайд 1.Таблица

Приспособления

Животные

Способность в случае опасности мгновенно погружаться в песок


Ночной образ жизни


Не нуждаются в питьевой воде, им хватает влаги, которая находится в пище


Маскирующая желтовато-серая окраска


Слайд 2.

4) Восстановить схемы цепей питания зоны пустынь

Растения – кузнечикушастый ёж – лиса корсак

Растения – песчанкапесчаный удавчик – ушастый ёж

Слайд 3

5) Экологические проблемы пустынь. Приведите свои примеры

Причины проблем

Последствия


Приходят в движение пески

Неумеренное орошение


Разрушение мест обитания животных


6) - Какие заповедники организованы в зоне пустынь России?

Слайд 4.

(Заповедник «Чёрные земли»: мохноногий тушканчик, ушастый ёж, сайгак, ушастая круглоголовка)

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


  1. Этап актуализации знаний


Слайд 5.

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода.

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут.

Почему так природную зону зовут.


- Что такое субтропики?

Слайд 6

1) Тропики – область Земли, где всегда тепло.

- Есть в России тропики?

Слайд 7

- Посмотрите на территорию около тропиков. «Около» переводится как «суб». Значит территория около тропиков называется субтропики. В России субтропики расположены на берегу Черного моря.

2) Работа с картой природных зон («Окружающий мир» - с.76, 77), карта «Природные зоны России»

3) Практическая работа

- выделить субтропическую зону в контурной карте

Слайд 8

- Найдите верное утверждение:

  • Субтропическая зона – самая большая природная зона России

  • Субтропическая зона – самая маленькая природная зона России

  • Субтропическая зона – самая северная природная зона России

Предметные:

-закрепление умений работать с картой «Природные зоны», контурной картой

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

Личностные: - определять правила работы в парах;


  1. Этап изучения нового знания


  1. Видеоурок

  2. Работа по группам:

1 группа: «Географы» (учебник с.100)

  1. Учи.ру «Субтропическая зона» - карточка 1 «Особенности тропической зоны»,

  2. составить схему «Почему у Чёрного моря теплая зима?»

2 группа: «Ботаники» (учебник с.102)

  1. «Дырявый» текст

Почва Черноморского побережья Кавказа плодородна, поэтому богата ____________. ________ и _______ дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это ____________. Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: _________________. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: ___________________________

В _________________и _______________ собраны уникальные растения со всего света.

  1. Сообщение о Сочинском Дендрарии

3 группа: «Зоологи» (учебник с.103)

  1. Соедините начало и конец предложения

Богомол, дельфин, жужелица кавказская, аурелия


чистильщики Черного моря.

Мидии, водоросли, крабы


хищники.

Микроскопические животные, ночесветки

обитатели морского дна.

Афалина, корнерот, ставрида, скумбрия

вызывают свечение моря.

Асцидия, морской гребешок, крабы, морские звёзды

свободно плавают в толще воды.

Олеандровый бражник, цикада, бакланы, ящерица кавказская

жители черноморского побережья

3) Представление отчетов

  1. группа: схема «Почему у Черного моря теплая зима?»

Слайд 9 - 15

  1. группа: сообщение о Сочинском Дендрарии

Слайд 16 – 21

  1. группа: проверка работы группы «Зоологи»


  1. Заполнение таблицы «Природные зоны»

Природная зона

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Субтропики

Короткая и влажная зима. Длинное и умеренно жаркое лето.

Вечнозеленые жестколистные деревья и кустарники: самшит, лавр, лавровишня. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Косуля , олень, кабан, медведь, бакланы, чайки, дельфины, бабочки

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.


Предметные:

сравнивать,  анализировать, делать выводы.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

-оценивать содержание усваиваемого материала (исходя   из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные:

- ориентироваться в информации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

-  уметь сравнивать,  объяснять выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


  1. Этап самоконтроля.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;


  1. Этап рефлексии учебной деятельности

Проверка по эталону:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ












Мне надо быть

внимательнее!

У меня не всё получилось,

но я старался(лась)

Мне всё понятно.

Я молодец!



Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

личностные:

- адекватно воспринимать оценку своей работы

  1. Домашнее задание

с.100 – 103, Учи.ру, заполнить таблицу «Деятельность человека»