Мотивационно-целевой этап | 1) Загадка: Здесь только жёлтые пески, Здесь солнце полыхает, Здесь от жары и от тоски Всё сразу засыхает. А в небе нет ни облаков, Ни самой малой тучки. Вот потому средь тех песков Растут одни колючки. - Какие климатические условия в этой зоне? Почему? 2) - В пустыне есть растения, которые называют насосами. Даже в самые жаркие дни они стоят с зелеными листьями. Почему? 3) – Как животные приспособились к жизни в пустыни? Слайд 1.Таблица Приспособления | Животные | Способность в случае опасности мгновенно погружаться в песок | | Ночной образ жизни | | Не нуждаются в питьевой воде, им хватает влаги, которая находится в пище | | Маскирующая желтовато-серая окраска | | Слайд 2. 4) Восстановить схемы цепей питания зоны пустынь Растения – кузнечик – ушастый ёж – лиса корсак Растения – песчанка – песчаный удавчик – ушастый ёж Слайд 3 5) Экологические проблемы пустынь. Приведите свои примеры Причины проблем | Последствия | | Приходят в движение пески | Неумеренное орошение | | Разрушение мест обитания животных | | 6) - Какие заповедники организованы в зоне пустынь России? Слайд 4. (Заповедник «Чёрные земли»: мохноногий тушканчик, ушастый ёж, сайгак, ушастая круглоголовка) | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Этап актуализации знаний | Слайд 5. Сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и теплая морская вода. Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут. Почему так природную зону зовут. - Что такое субтропики? Слайд 6 1) Тропики – область Земли, где всегда тепло. - Есть в России тропики? Слайд 7 - Посмотрите на территорию около тропиков. «Около» переводится как «суб». Значит территория около тропиков называется субтропики. В России субтропики расположены на берегу Черного моря. 2) Работа с картой природных зон («Окружающий мир» - с.76, 77), карта «Природные зоны России» 3) Практическая работа - выделить субтропическую зону в контурной карте Слайд 8 - Найдите верное утверждение: Субтропическая зона – самая большая природная зона России Субтропическая зона – самая маленькая природная зона России Субтропическая зона – самая северная природная зона России | Предметные: -закрепление умений работать с картой «Природные зоны», контурной картой Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли. Личностные: - определять правила работы в парах; |
Этап изучения нового знания | Видеоурок Работа по группам: 1 группа: «Географы» (учебник с.100) Учи.ру «Субтропическая зона» - карточка 1 «Особенности тропической зоны», составить схему «Почему у Чёрного моря теплая зима?» 2 группа: «Ботаники» (учебник с.102) «Дырявый» текст Почва Черноморского побережья Кавказа плодородна, поэтому богата ____________. ________ и _______ дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это ____________. Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: _________________. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: ___________________________ В _________________и _______________ собраны уникальные растения со всего света. Сообщение о Сочинском Дендрарии 3 группа: «Зоологи» (учебник с.103) Соедините начало и конец предложения Богомол, дельфин, жужелица кавказская, аурелия | | чистильщики Черного моря. | Мидии, водоросли, крабы | хищники. | Микроскопические животные, ночесветки | обитатели морского дна. | Афалина, корнерот, ставрида, скумбрия | вызывают свечение моря. | Асцидия, морской гребешок, крабы, морские звёзды | свободно плавают в толще воды. | Олеандровый бражник, цикада, бакланы, ящерица кавказская | жители черноморского побережья | 3) Представление отчетов группа: схема «Почему у Черного моря теплая зима?» Слайд 9 - 15 группа: сообщение о Сочинском Дендрарии Слайд 16 – 21 группа: проверка работы группы «Зоологи» Заполнение таблицы «Природные зоны» Природная зона | Климат | Растительный мир | Животный мир | Деятельность человека | Субтропики | Короткая и влажная зима. Длинное и умеренно жаркое лето. | Вечнозеленые жестколистные деревья и кустарники: самшит, лавр, лавровишня. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт. | Косуля , олень, кабан, медведь, бакланы, чайки, дельфины, бабочки | Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака. | | Предметные: сравнивать, анализировать, делать выводы. Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; -оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в информации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |