СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "У Черного моря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан по окружающему миру в 4 классе (учебник А.А. Плешаков).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "У Черного моря"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока

«У черного моря» 16.11.2022г. Учитель: Понамарева И.Н.


Создание условий для формирования представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа

Задачи















Образовательные: 

  • Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью человека;

  • Научить работать с географической картой;

  • Познакомить с правилами поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря;

Развивающие:

  • Развивать речь, умение наблюдать.

  • Способствовать развитию умения устанавливать причинно – следственные связи;

  • Развивать умение аргументации своей точки зрения;

  • Развивать познавательные психические процессы: внимание, восприятие, мышление, память;

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию мотивации к учению;

  • Воспитывать уважительное отношение младших школьников друг к другу;

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты

Предметные:

-иметь представление о природной зоне субтропиков (неживая природа, растения , животные);

-иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Личностные

  • Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;

  • Принимать социальную роль ученика;

Формируемые УУД:

Личностные:

-формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

Познавательные:

-формировать умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений; -устанавливать причинно-следственных связи; -уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; -уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников; -осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

-уметь организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;

Основные понятия

Тропики, субтропики

Межпредметные связи

Литературное чтение

Оборудование

Комплект автоматизированного рабочего места учителя: ноутбук, интерактивная доска; учебник «Окружающий мир 4 класс часть 1», тематическая презентация, карточки с заданием


Ход урока


Задачи эта

па урока


Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

Личностные результаты

УУД

I Организационный момент

Мотивировать, заинтересовать обучающихся предстоящей работой на уроке.

-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Улыбнитесь друг –другу, гостям. Надеюсь, что у вас прекрасное настроение и поэтому наш урок пройдет замечательно.

Присаживайтесь.



Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.




Принимать социальную роль ученика;


П: Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений

Речевая и дыхательная подготовка

Глубоко вдохните воздух через носик, задержите на несколько секунд выдохните через ротик.

Прочитаем скороговорку со слайда.

-Какой звук нам встречается часто. Дайте характеристику этому звуку.

Работают вместе с учителем.

Читают скороговорку, дают характеристику




Проверка домашнего задания

Отгадайте загадку, о какой природной зоне в ней говорится

Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (ПУСТЫНЯ)

Ребята, эту природную зону мы с вами изучали на прошлом уроке.

Кем вы у меня были?(исследователями)

- Сейчас мы с вами организуем пресс-конференцию с исследователями пустыни.


- Что такое пресс-конференция? (Собрание представителей прессы, журналистов для разъяснения какого-либо события. Журналисты задают свои вопросы по данной тематике)

-А журналистами у нас будут гости. Сейчас они будут задавать вопросы, адресовывая конкретному человеку.

Вопросы:

-Выйти и показать пустыню на карте.

-Какие пустыни бывают? (Песчаные и глинистые)

-Что такое барханы?(это валы из песка)

-Какой климат в пустыне?(лето длинное, жаркое +70С, зима короткая -10С)

-Какие растения растут в пустыне?(верблюжья колючка, колосняк, джузгун)

-Назовите животных пустыни(тушканчик, верблюд, ушастый еж, сайгак, корсак)

-Проблемы пустыни какие?( неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство)

-Спасибо. Мы с вами повторили природную зону «Пустыни»

Отвечают на вопросы.

-иметь представление о природной зоне субтропиков (неживая природа, растения , животные);

.


Принимать социальную роль ученика;



Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;


П:формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

К:формировать умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;

Р:уметь организовывать свою деятельность, готовить рабочее место, для выполнения практической работы;

II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

Привлечь

учащихся к

определению

темы, цель и

задач урока.


- Ребята, а вы любите путешествовать?

с чего начинается любое путешествие? (с выбора места)

- Ребят, а какая профессия может нам в этом помочь? (тур операторы)

– Как вы думаете, чем занимаются тур. операторы? (разработка маршрутов, составление экскурсионных и развлекательных программ).

- А какими способностями они должны обладать? (ОБЯЗАТЕЛЬНО - умение находить общий язык с людьми, умение говорить четко, ясно, выразительно и с интонацией, умение принимать решения в неординарных ситуациях и решать проблемные вопросы)

- А какими знаниями должен обладать тур оператор? Что он должен знать лучше всего? (лучше всего он должен знать то место или ту страну, куда он нас отправляет)

- Ребят, а кто-то из вас хотел бы им стать?

- И сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли тур операторов. Согласны? А в роли путешественника буду я. Ну что, тогда поехали.

- Итак, куда бы мне отправиться? Придумала. А вы сейчас закройте глазки и послушайте, куда я хочу отправиться в путешествие.

- Ребят, кто знает, что это за место? (Черноморское побережье)

-Какая же тема нашего урока будет? (У Черного моря)

- А что вам нужно сделать, чтобы мое путешествие прошел замечательно? (должны изучить особенности этих мест, их климат, природный и животный мир)


Отвечают на вопросы. Ставят цель и задачи урока.







Слушают шум моря


Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;


П:формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;


IV Изучение нового материала

Создать условия

для яркого,

эмоционального

восприятия

нового

материала;

расширить

знания учащихся

о свойствах

воздуха;

сообщить новые

сведения, чтобы

содействовать

сознательному

восприятию

материала урока.



Гимнастика для глаз



























































































































































Физминутка



- Что вы знаете о Черноморском побережье. (там жарко, есть море, оно соленое и не замерзает)

-Этих знаний нам достаточно, чтобы организовать тур? (нет)
-Какой выход мы найдем из этой ситуации? (надо самим с этой зоной познакомиться)
-Как вы думаете, что в этой зоне меня может заинтересовать? (расположение на карте, климат, животный и растительный мир, курорт, достопримечательности)

И сейчас мы с вами опять поделимся на исследователей. Вы должны будете повторить домашний материал, преподнести нам так, чтобы мы тоже поняли. И убедить меня, что мне очень нужно там побывать в этом месте.

1человек-географ (расположение)-стр 94

2 – ботаник. Что изучает наука ботаника? (растения) стр 98 Iабзац

3 – зоолог. Что изучает наука зоология? (животных)-стр 98

4 – эколог. Что изучает наука экология? (влияние человека на окружающую его среду)-дополнительный материал





Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

(Даю время на повторение материала)

Первым выйдет географ и расскажет о местоположении этой зоны. А все открывают свой учебник на стр. 48 и мы вместе познакомимся с этой зоной.

Черноморское побережье расположено в субтропическом климате.

 Выясним, что же обозначает слово "субтропики". Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

- А что означает приставка "суб "? В переводе с латинского это означает "под". Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики - области, примыкающие к тропикам.)

- Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь её маленькая часть.

Субтропики в стране тянутся от Анапы до Абхазии, т.е. все побережье Черного моря. Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье.

С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы.

Солнце за лето нагревает море.

А затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух.

Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима.

Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

-Хорошо. Спасибо.

-Итак, покажите все на карте Черное море.

-Какой климат там?

Следующий человек-ботаник. Расскажет

  • Какие растения растут в этой природной зоне

  • Отличительные особенности растений.

Благоприятные условия - тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья - дуб, бук , каштан настоящий. ( Каштан - дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды - орехи - употребляют в пищу.)

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии , пальмы . Эти растения круглый год остаются зелёными.

В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.

На склонах гор раскинулись плантации чая.

На Черноморском побережье растёт виноград и .лавр. ( вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящён Аполлону. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками,

в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы.

Листья лавра издавна используют в качестве ароматической приправы.)

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.



Самшит колхидский - дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Тис ягодный Высотой 10 - 20 м, в отдельных случаях до 28 м.

Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.

Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

Иглица колхидская - многолетний полукустарник. Растение высотой 45 - 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Спасибо ботанику.

-Какие широколиственные деревья растут у моря?(дуб, бук, каштан)

-Какие растения привезли из теплых стран?(кипарис, магнолии, пальмы)

-Какое растение олицетворяет победу и мир в Греции?(лавр)



Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

Морская фигура на месте замри.



-А что же мне расскажет зоолог?

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Очень интересны морские обитатели: дельфины (Дельфины  - это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины - 2 - 3 м, вес - 150 - 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.)

, морские коньки ( Морские коньки - это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль - и сам станет бурым, сядет на зелёную - позеленеет.), морские иглы , а также крабы, медузы.

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол , который поджидает добычу - мух и других насекомых ( Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.)

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек. 

В лесах обитают косули, медведи , кабаны.

На берегу моря живут чайки, бакланы , которые кормятся рыбой.

На страницы Красной книги попали животные - дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

(Жужелица кавказская  - крупный красивый жук длиной 32 - 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.)

-Какие морские обитатели находятся в Черном море?(дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы)

-Какие птицы там живут? (чайки, бакланы)

-насекомые Черноморского побережья (цикада, бражник, светлячки, жужелица)

-А теперь послушаем эколога.

Эколог:

Берег Чёрного моря - это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи  и Ялта

Одна из главных достопримечательностей города Сочи - Дендрарий. (от греческого слова "дендрон" дерево). Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым . Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр, родина которого - далёкие горы Гималаи, и эвкалипт , "приехавший" из Австралии, и слоновую пальму  из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи , заросли кактусов  и высокие кипарисы .

В числе главных достопримечательностей города Ялта - Никитский ботанический сад. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов..

Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк "Сочинский» Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

-О каких достопримечательностях Черного моря нам рассказал ЭКОЛОГ?(парк Дендрарий, Никитский ботанический сад, парк Сочинский.)




Раздумывают над ответом. Беседуют с учителем.



Внимательно слушают учителя.














Выполняют гимнастику для глаз, повторяя за учителем.





Показывают зону у себя на карте














































































Выполняют движения




-иметь представление о природной зоне субтропиков (неживая природа, растения , животные);

-иметь представление об освоении природной зоны человеком.


Принимать социальную роль ученика;



Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;


П:формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

К:формировать умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;

Р: уметь организовывать свою деятельность, готовить рабочее место, для выполнения практической работы;

V Подведение итогов урока

Обобщить и

закрепить

полученные

знания

учащихся.


-Какую зону изучали на данном уроке?(зона субтропиков)

-Каким цветом обозначается на карте?(темно-зеленым цветом)

-Особенности природы: (богатая растительность и животный мир. Много травоядных животных и насекомых.

В прибрежных водах плавают рыбы, медузы, дельфины)

-Как человек использует эту зону?(место отдыха, туризма, здравница)

- Ребята, мне очень понравился наш урок, из вас получились хорошие тур операторы. Я захотела отправиться на побережье Черного моря. А что вам понравилось сегодня на уроке?

- А кто помнит, чему мы сегодня должны были научиться на уроке? Что должны были узнать? (должны изучить особенности Черноморского побережья, его климат, природный и животный мир)

Получили мы знания?








Отвечают на вопросы учителя.



Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;


-формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

К:формировать умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;

Р: уметь организовывать свою деятельность, готовить рабочее место, для выполнения практической работы;

VI Рефлексия

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- Посмотрите на слайд и закончите предложения.

- Домашнее задание: подготовить сообщение о достопримечательностях Черноморского побережья.

- Спасибо большое вам за урок.


-Резерв. рабочая тетрадь, стр 55 №4, составить цепи питания, характерной для Черноморского побережья, №3- с помощью учебника заполнить таблицу.


Поднимают цветные карточки в соответствии с их активностью работы на уроке.



Принимать социальную роль ученика;

П: Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений


Домашнее задание

Повторить материал У Черного моря, выполнить задание в карточке.