Организационный момент. (Звучит музыка П. Чайковского “Времена года”, на партах лежат карточки с рисунками предметов живой и неживой природы Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел. Слова: ветер, иней, песок, воздух) - Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы. 2. Актуализация знаний. Беседа. - Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года) картинки - Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе. - Какое время года сейчас? - Как вы это узнали? - Назовите основные признаки осени 3. Совместное открытие нового. 1) Вступительная беседа. (На слайде картинки трех осенних месяцев) - Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. - Чем они отличаются? - Каким осенним месяцам они соответствуют? Может быть, кто-нибудь из вас сможет предположить какие же изменения происходят осенью в живой природе? Именно в этом нам сегодня предстоит разобраться. Мы проведём наблюдение, как изменяется осень природа и как она готовится к зиме: ( живая и неживая ) И тема нашего урока …….. Цель нашего урока — проследить как растения, птицы, звери и люди готовятся к зиме. А поможет нам в этом картинный план урока. Птицы звери Люди растения - Какие же изменения происходят в неживой природе? 2) Роль похолодания в наступлении осени. - В чем же причина происходящих в природе изменений? Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу. Солнце опускается все ниже и ниже, день становиться короче. Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег. 3) Похолодание (все изменения в неживой природе) – причина изменения в жизни растений. - С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается. 4) Похолодание и жизнь животных. Работа в парах - Похолодание отражается на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью. - Как это происходит? Животные готовятся в холодной зиме: лисы утепляют свои норы, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые – комары и мошки. Крот – роет норки и делает запасы, гуси – улетают на юг, муравьи – закрывают ходы в муравейнике, кабан – накапливает жир, чтобы не бояться голода и холода. Лягушка – зарывается в землю и засыпает. Физ-ка «Зайчик» Осенние леса молчаливы. Уже не слышно многоголосого птичьего хора, громких песен, которые так оживляют весной любой уголок природы. Но осенняя тишина в лесу обманчива. Птицы еще не улетели, они только не так заметны, как весной. Их стало даже больше. Ведь почти каждая пара старых вывела несколько молодых. В поисках корма птицы кочуют по лесам, опушкам и полям и только перелётные птицы летят в определенном направлении. Стоит послушать голоса перелетных птиц в осенний день, когда они доносятся с вышины, словно из высоко плывущих облачков. ( звуки перелётных птиц) по щелчку Давайте откроем учебник на с. 52 и рассмотрим иллюстрации птиц и подумайте, почему их разделили на две группы? Одни улетают на юг, а другие остаются? Что вы знаете об этих птицах? Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые-вредители — и лес будет жить. Синица – издаёт звук зинь –зинь Соловей — певец Как вы думаете, почему большинство птиц улетают? А чем же питаются осёдлые птицы? - Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны. - Они найдут корм и пищу у жилья. - О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах. - А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? - Посмотрите, какие кормушки можно изготовить с помощью родителей. (Показывается картинка с разными видами кормушек). - Вывод: каждое животное по своему готовится к зиме Какой следующий пункт плана? Изменения в жизни людей Картинки с изменение человека лето – осень А чем люди занимаются осенью? Итак, мы с вами рассмотрели все вопросы нашего картинного плана Рассматривают и делают вывод Вывод : одним из видов деятельности людей осенью – уборка урожая и запасы на зиму. Кто из вас принимал в этом участие, какое? А сейчас работа по учебнику. Посмотрим знаете ли вы как правильно одеваться осенью. Стр- 51. мальчики одевают девочку, а девочки – мальчика 5. Итог: Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке. (Повторить основные признаки осени, вспомнить о роли похолодания) оцените свою работу на уроке в дневнике. А я вас оценю разрезными картинками и вы составите картины осени. | осень похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев). Осень). - Сентябрь, октябрь, ноябрь.) предположения детей « Осень – природа готовится к зиме. (Учащиеся дают характеристику каждому признаку) (положение над горизонтом). (тепло, прохладно, холодно). (ясное, облачное, пасмурное). (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). (В похолодании) (Выслушиваются ответы учащихся. Затем учитель делает обобщение ответов.) детям раздаются карточки с изображением животных, они совещаются и вспоминают, все, что знают о том, как эти животные готовятся к зиме учебник стр – 52 (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки). (Выслушиваются ответы учащихся и обобщаются учителем). работают по в группах составляя картины осени |