3. | Решение частных задач Словесный: учебный диалог; Словесный: ответы на вопросы; Практический: Практическая работа в группах; Практический: защита работ; | 10 7 5 | А сейчас перед вами ученными находится полезных ископаемых и в их необходимо рассортировать по группам горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные)и ответить , какое значение они имеют в жизни человека : - ископаемые используют используются как строительные материалы; песок, цемент, известняк); (строят дома школы. Заводы) - ископаемые используют в качестве топлива;( уголь, торф, нефть, природный газ)( При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи) -какие металлы выплавляют из железной и медной руд.( чугун, сталь, алюминий из медной – медь) (машины, станки, самолеты, посуду, рабочий инвентарь) Итак ребята, какие выводы делают ученные: - А сейчас ответьте на вопрос: из чего? - А из чего делают автомобили, самолёты? - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей) - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми. - А почему они полезные? (Ответы детей) - Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. - Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? - К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива. - А какое значение имеет топливо? (ответы детей) - - Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа. - Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды. - Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? - Молодцы. Перейдём к третьей группе. - - Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь). Добыча полезных ископаемых. 1) Чтение по учебнику (с. 50) с комментированием. 2) Дополнение: в карьере - песок, глину, известняк; в шахте – уголь, руду; в скважине – нефть, природный газ. 3) Словарная работа: месторождение, геолог. 4) Работа в тетрадях (с. 28 № 5) | Высказывать свои предположения; Отвечать на вопросы Анализировать; Высказывать свои предположения; Выполнять практическую работу в группах | К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; К:аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. П: извлечение необходимой информации; К: высказывать своё предположение; П: поиск и выделение необходимой информации; Р:учиться высказы вать своё предположение; П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя П: поиск и выделение необходимой информации; Р:учиться высказы вать своё предположение; П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |