СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс Тема: «Полезные ископаемые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучение нового материала.  В ходе практической деятельности  ученики знакомятся с полезными ископаемыми, их свойствами и примением.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс Тема: «Полезные ископаемые»»


Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели деятельности учителя:

- познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Планируемые результаты:

предметные:

- разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

- научатся различать образцы полезных ископаемых;  

- сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

личностные:

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2017г.


Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный


Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

-Я с нетерпением ждала встречи с вами, чтобы снова вмести отправиться в путешествие в «Страну Знаний» Сейчас мы находимся в научной лаборатории . Передо мной - сундучок , в котором скрывается секрет сегодняшних наших открытий. Вам интересно, что там находится? Кто желает открыть этот сундучок? Желающих много. Кто первый отгадает загадку?

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)



Приветствовать;

Настраиваться на урок;




На доске вывешиваем слова предметов , которые находятся в шкатулке.

Как одним словом в природе называются эти предметы

Л: формировать положительное отношение к урокам;

2.

Постановка учебных задач и её решение


Словесн.: ответы на вопросы;












Практический:

формулирование темы и цели урока;

5






-- Догадались какая тема сегодняшнего урока? «Полезные ископаемые»

Сейчас мы находимся в научной лаборатории, все вы научные работники, перед вами полезные ископаемые какую проблему и цель выставите перед собой?

Проблема : «»Для чего нужны полезные ископаемые»

Предмет исследования: полезные ископаемые.

Цель: « Изучить полезных ископаемых»

В ходе исследования ученым необходимо изучить теоретический материал и сделать выводы:

Что такое « Полезные ископаемые»?

Какие полезные ископаемые бывают?

Как добывают полезные ископаемые?

Для чего добывают полезные ископаемые?

Как надо охранять полезные ископаемые?

Используя личный опыт и работая с учебником стр 46 находим ответы на поставленные вопросы.

Ученные справились с первым заданием и переходим к следующему:


В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования (нефть, металл, песок). Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в тетрадь

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

- Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования.

………………

Вывод; Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючиерудные (металлические) и нерудные (строительные).


Отвечать на вопросы;


Определять тему урока;


Ставить цели урока;



Каждая группа получает задание-вопросы

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;



3.

Решение частных задач


Словесный:

учебный диалог;









Словесный:

ответы на вопросы;






























Практический:

Практическая работа в группах;











Практический: защита работ;

10













































7












5


А сейчас перед вами ученными находится полезных ископаемых и в их необходимо рассортировать по группам горючиерудные (металлические) и нерудные (строительные)и ответить , какое значение они имеют в жизни человека :

- ископаемые используют используются как строительные материалы; песок, цемент, известняк); (строят дома школы. Заводы)

- ископаемые используют в качестве топлива;( уголь, торф, нефть, природный газ)( При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи)


-какие металлы выплавляют из   железной и медной руд.( чугун, сталь, алюминий из медной – медь) (машины, станки, самолеты, посуду, рабочий инвентарь)

Итак ребята, какие выводы делают ученные:


- А сейчас ответьте на вопрос: из чего?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- А почему они полезные? (Ответы детей)

- Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.


- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

- - Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

- Молодцы. Перейдём к третьей группе.

- - Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).


Добыча полезных ископаемых.

1) Чтение по учебнику (с. 50) с комментированием.

2) Дополнение: в карьере - песок, глину, известняк;

в шахте – уголь, руду;

в скважине – нефть, природный газ.

3) Словарная работа: месторождение, геолог.

4) Работа в тетрадях (с. 28 № 5)


Высказывать свои предположения;







Отвечать на вопросы











Анализировать;












Высказывать свои предположения;








Выполнять практическую работу в группах




К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;





К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.




П: извлечение необходимой информации;









К: высказывать своё предположение;



 





П: поиск и выделение необходимой информации;


Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

П: поиск и выделение необходимой информации;


Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя


Дин.пауза


2

Динамическая пауза. Видеоролик.

Выполнять физ.упр.





Практический:

тестирование;










7

- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

- Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.





Выполнять тестирование





П: поиск и выделение необходимой информации;



4.

Итог урока.

Рефлексия.


Словесн.: ответы на вопросы;

3

Работа с картой.

Посмотрите на карту ОМСКОЙ области. Здесь обозначены основные известные месторождения (показывает сам учитель).



- Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить

Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

.

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых Омской области.


- Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!














Записывать д.з




Отвечать на вопросы;


Подводить итог урока;














Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!