СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "Природные богатства и труд людей – основа экономики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Природные богатства и труд людей – основа экономики" с элементами проектной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "Природные богатства и труд людей – основа экономики".»


Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема: Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Знакомство с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.

Задачи:

- освоение знаний о природных богатствах и труде людей:

- овладение умениями понимать, что составляет основу экономике;

- развивать речь, внимание, мышление.


Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Самостоятельно создавать ситуацию успеха, иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

3.Осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес

4. Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно

5. Формирование личностного смысла учения

1. способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления (Р);

2. умение определения общей цели и пути её достижения, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих (Р);

3.Умение решать примеры, применение предметных знаний, выбор способов решения заданий. (П)

4. Осуществлять поиск и выделять необходимую информации. (П)

5. Доносить свой позитивный настрой до других детей, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. ( К)

6. Отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета. (К)

7. Умение работать в паре, сотрудничество при работе, проявление уважения, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.(К)

1. осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

2. необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.


Оснащение урока:

Материалы для учащихся: Учебник Плешакова .А. «Окружающий мир» 3 класс 2 часть

Материалы для учителя: Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, иллюстрации, технологическая карта.





Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Методы обучения

1. Мотивационный этап

-Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными.

-Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Л:Самостоятельно создавать ситуацию успеха, иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Беседа

2. Актуализация опорных знаний

-С какой темой на прошлом уроке познакомились?

-Вспомним, что такое экономика?

-Для чего нужна экономика?

-Какие бывают потребности?

Демонстрирует схему (на доске 1 человек)


-Какова основная цель экономики?


-Что такое потребности?

-Какие потребности человек получает от природы? -Какие потребности есть у каждого человека?

-Что такое товары? Приведите примеры.


-Что такое услуги? Приведите примеры.

-проверка домашнего задания.

-Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня.

-Что такое экономика.

-Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей

-Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей



-Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики

-Всё то, что нужно людям для жизни

-Воздух, вода, свет солнца, красота природу и др.

-Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник

-Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

-Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.


К: Доносить свой позитивный настрой до других детей, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Беседа

3.Открытие

нового знания.

3.1.

Целеполагание


-Что изображено на иллюстрациях? (воздух, вода, почва, растения, животные полезные ископаемые)

-Как это можно назвать, одним словом?

-Кто определил тему нашего урока?

-Действительно тема нашего сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики».

-Какие задачи перед собой поставите?

-Сегодня на уроке будем говорить о том, что составляет основу экономики, также более конкретно раскроем каждый фактор экономики

-Красиво сядьте, спинки выпрямите, руки на парте.

-Послушайте двустишье:

Три кита плывут по морю,

Три кита творят основу.

-Как вы думаете, о каких китах идёт речь?

-Послушайте, откуда появилось образное выражение «Три кита»:

«В прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие думали, что Земля плоская и покоится на спинах трёх огромных китов. Отсюда и пошло выражение «Три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. Когда строится дом, ведь сначала заливают фундамент, на котором дом будет стоять.

-Вот, сегодня мы и узнаем о трёх китах экономики. На чём стоит вся экономика, что её держит. А ответите на этот вопрос вы сами, в конце урока.

-А сейчас поработаем с карточками. У вас на столах лежит карточка белого цвета. Возьмите себе каждый эту карточку. Прочитайте задание, и приступите к его выполнению.

Найди лишнее слово:

Удача, везение, природные богатства, успех.

Здоровье,капитал, гигиена, физкультура.

Труд, солнце, небо, космос.


-Как завершите выполнение задание покажите посадкой.

-Кто готов назвать лишние слова?

-Спасибо, все верно, ты правильно назвал все слова, присаживайся.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этими понятиями.

-И первым нашим понятием будут: природные богатства

-Как вы думаете, что такое природные богатства?




-Назовите природные богатства.




-Природные богатства

-Природные богатства












-Предположения детей

















-Выполняют задания по карточкам








-Природные богатства, капитал, труд







-Природные богатства – природные ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества

-Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.

Л:Ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П:Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. К:Отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Беседа


3.2 Открытие новых знаний


-Раскроем, какое значение для экономики они имеют.

-Одним из природных богатств вы назвали воздух.

-Нужен ли воздух?

-Давайте прочитаем о воздухе на странице 42-43

-Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.

-

на странице 42 посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.

Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.

-Ребята, как вы думаете, а была бы жизнь без воды?

-Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике?

-Кто нам прочитает со страницы 43 о воде

-Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

-Природным богатством вы назвали почву.

-Что такое почва?


-Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой.

-Кто нам прочитает о почве на странице 43

-Основным свойством почвы является плодородие. -Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица.

-Назовите полезные ископаемые.

-Посмотрим, где используются полезные ископаемые страница 43

-Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.

-Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

-Какую же роль в экономике играет растительность?

-Прочитайте на странице 43

-Что дает растение для экономики?

Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары.

-Какова роль животного мира для экономики?

Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.

-Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.



-Слушают учителя, отвечают на вопросы.


-открывают учебники на странице 42-43 и читают о воздухе












-Нет




-Читают из учебника о воде










-Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы










-Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.













-Читают о растительности






















Л:Осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес

Работа с учебником




Рассказ






















































3.3. Первичное закрепление во внешней речи


Труд людей – основа экономики.

Работа по учебнику страница 44

-Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?».

-Последним фактором («китом») в экономике является труд.

-Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.

-Слушают учителя, отвечают на вопросы.




-Благодаря труду людей














П:Умение решать примеры, применение предметных знаний, выбор способов решения заданий.

Р: умение определения общей цели и пути её достижения, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих

К:Умение работать в паре, сотрудничество при работе, проявление уважения, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.

Рассказ;

Работа с учебником

3.4. Повторение Включением в систему знаний


-Объясните смысл пословиц.

● Без дела жить – только небо коптить.


● К большому терпенью придёт и уменье.



● По труду и награда.







Работа над проектом

Ребята, так что мы понимаем под природным богатством нашей местности? Богаты ли мы с вами и если да, то чем?

Вы бывали с родителями в станице Егорлыкской?

Дома вместе с родителями постарайтесь ответить на вопрос «Чем богат Егорлыкский район»?

Выши ответы послужат основой для нашей общей классной стенгазеты


-Плохо, когда человек живёт, никому не принося пользы.

-Учебный труд, труд рабочего, инженера – это всегда напряжённый труд, умение достигается в результате кропотливой работы.

-Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.


Отвечают на вопросы учителя

Л:Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно










Р: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности с помощью метода проектов;

К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками благодаря методу обсуждения

Беседа
















Беседа

Обсуждение

4.Рефлексия


-С какой темой мы познакомились на уроке?

-Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?

- Скажите имена трёх китов экономики.

- Что такое природное богатство?

- Скажите не менее трёх примеров.

- Что такое капитал?

- Скажите не менее трёх примеров.

- Что такое труд?






-Ребята, вы отлично поработали сегодня на уроке.

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание

-Природные богатства и труд людей-основа экономики

-Природные богатства, капитал, труд.


-То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

-Всё то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг. Заводы, фабрики, фермы, и т.д.

-Благодарят учителя за урок

-Открывают дневники и записывают домашнее задание

К:Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Л:Формировать умение слушать и отвечать на вопросы учителя









Л: Формирование личностного смысла учения

Беседа














Самооценка


















Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

А) да;

б) нет;

в) не знаю;

г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами;

б) товаром;

в) потребностями;

г) производством.

3.Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

А) выполнение уроков;

б) посещение парикмахерской;

в) катание на лыжах;

г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

А) небрежно;

б) когда как;

в) бережно;

г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

А) нет;

б) да;

в) иногда;

г) не знаю.

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

А) да;

б) нет;

в) не знаю;

г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами;

б) товаром;

в) потребностями;

г) производством.

3.Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

А) выполнение уроков;

б) посещение парикмахерской;

в) катание на лыжах;

г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

А) небрежно;

б) когда как;

в) бережно;

г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

А) нет;

б) да;

в) иногда;

г) не знаю.

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

А) да;

б) нет;

в) не знаю;

г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами;

б) товаром;

в) потребностями;

г) производством.

3.Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

А) выполнение уроков;

б) посещение парикмахерской;

в) катание на лыжах;

г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

А) небрежно;

б) когда как;

в) бережно;

г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

А) нет;

б) да;

в) иногда;

г) не знаю.


Самоанализ урока окружающего мира

Класс: 3

Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Знакомство с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики

    1. Задача, направленная на освоение знаний о природных богатствах и труде людей, решалась на этапе «Открытие нового знания» и на этапе «Первичное закрепление во внешней речи», когда дети слушали информацию , которую рассказывал учитель.

    2. Задача, направленная на овладение умениями понимать, что составляет основу экономике, решалась на этапе «Самостоятельная работа» и на этапе «Повторение и включение в систему знаний», когда дети самостоятельно в тетрадях искали информацию и выполняли задания.

    3. Задача, направленная на развитие логического мышления, речи, внимания памяти, решалась на этапах: «Актуализация опорных знаний, «Целеполагание», «Открытия нового знания», «Первичное закрепление», «Самостоятельная работа» и «Повторение и включение в систему знаний» на данных этапах обучающиеся высказывали своё мнение, развивали внимание, речь и память.

На уроке формировались УУД:

Личностные УУД:

  1. Самостоятельно создавать ситуацию успеха, иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность (ЛУУД1), формировалось на этапе «Мотивация учебной деятельности». На этом этапе дети приветствовали учителя, настраивались на урок. Использовался метод: беседа.

  2. Ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем (ЛУУД2), формировалась на этапе «Целеполагания». На этом этапе дети определяли задачи на данный урок. Использовался метод: беседа.

  3. Осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес (ЛУУД3), формировалось на этапе «Открытие новых знаний». На этом этапе дети работали по учебнику и отвечали на вопросы учителя. Использовался метод: работа по учебнику.

  4. Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно (ЛУУД4), формировалась на этапе «Повторение и включение в систему знаний». На этом этапе дети объясняли смысл пословицы, каждый высказывал и аргументировал свою точку зрения. Использовался метод: беседа.

  5. Формирование личностного смысла учения (ЛУУД5), формировалась на этапе «Рефлексия». На этом этапе дети сами оценивали свою работу на уроке. Использовался метод: самооценка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. Способность принимать и сохранять цели и задачи, поиска средств её осуществления (РУУД1), формировалась на этапе «Целеполагание». На этом этапе дети совместно с учителям определяли задачи урока и пути их решения. Использовался метод: беседа.

  2. Умение определения общей цели и пути её достижения, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих (РУУД2), формировалась на этапе «Первичное закрепление во внешней речи». На этом этапе дети работали с учебником и применяли знания полученный на уроке. Использовался метод: работа по учебнику.

Познавательные УУД:

  1. Умение решать примеры, применение предметных знаний, выбор способов решения заданий (ПУУД1), формировалась на этапе «Первичное закрепление во внешней речи». На этом этапе дети работали с учебником и отвечали на вопросы учителя. Использовался метод: работа с учебником, беседа.

  2. Осуществлять поиск и выделять необходимую информации. (ПУУД2), формировалось на этапе «Открытие нового знания». На этом этапе дети искали и выделяли главную информацию. Использовался метод: беседа.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свой позитивный настрой до других детей, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. ( (КУУД1), формировался на этапе «Актуализация опорных знаний». На этом этапе дети вспомнили то, что изучали на прошлых уроках. Использовался метод: беседа.

  2. Отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета (КУУД2), формировался на этапе «Открытие нового знания». На этом этапе дети участвовали в диалоге с учителем и одноклассниками. Использовался метод: беседа.

  3. Умение работать в паре, сотрудничество при работе, проявление уважения, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему (КУУД3), формировалась на этапе «Первичное закрепление во внешней речи». На этом этапе дети делились полученной информацией и выслушивали своих одноклассников. Использовался метод: беседа.

Предметные результаты формировались на всех этапах урока, кроме « Мотивации к учебной деятельности» и «Рефлексии», с помощью методов: беседа, работа в парах, работа со стихотворением, монолог, работа по учебнику, тест, работа в печатной тетради.

Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Организованная работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информации, полученную на уроке. Самостоятельная работа было проведена с целью закрепления и углубления знаний обучающихся. Время, отведенное на каждый этап старалась выдержать. Урок проводился согласно тематическому планированию.

Я старалась создать доброжелательную атмосферу на уроке. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению окружающего мира.

Ученикам удалось выявить определенные моменты, затруднявшие понимание, правильно самостоятельно отреагировать на них, иметь пути их устранения.

Таким образом могу сказать, что на данном уроке были реализованы цели и все поставленные задачи, о чём свидетельствует демонстрируемые знания.