Методист: __________Грицай Н.П.
Учитель: _________ Бударина Т.А.
Класс: | 4 «А» |
Тема урока: | «Пустыни» |
Тип урока: | Открытие нового знания |
Цель урока: | Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей. |
Задачи | Формировать у учащихся представление о природной зоне - пустыни. Познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром. Воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать. |
Основные термины и понятия | Пустыня, песок, растения, верблюд, солнце, ветер. |
Ресурсы и оборудование: Межпредметные связи (предмет, тема) | Информационный материал: Окружающий мир. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 118с. Демонстрационный материал: учебник, рабочая тетрадь, карточки, картинки. Межпредметная связь: литературное чтение. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится Знания (ученик будет знать): 1) объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; 2) приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; 3)выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; 4)оценивать деятельность людей в разных природных зонах, 5)раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России. | Регулятивные УУД: понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); Коммуникативные: 1)включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; 2) формулировать ответы на вопросы; 3)слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; 4) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | 1)целостный, социально ориентированный взгляд на мир в Его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; 2) установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; |
| Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; | |
Этап урока, его цель, длительность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Андреевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я! - У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь и пенал со всеми письменными принадлежностями. Напомню правила посадки за партой: спина ровная, ноги под столом стоят на полной стопе. -Ребята, сегодняшний урок раскроет нам тайны про еще один необыкновенный кусочек нашей Земли, эти тайны вы пока что не знаете. -А скажите, хотите узнать, что же это за тайны такие, про необыкновенный кусочек нашей Родины? -Отлично, тогда я желаю вам весь урок быть очень внимательными и активными, чтобы узнать новые и интересные тайны нашей Родины, а в конце урока мы с вами обсудим, что вы узнали таинственного и нового. -Ребята, не забывайте, что вы уже взрослые и должны отвечать на вопросы полным ответом. | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на дальнейшую учебную деятельность. (Да) |
Актуализация и пробное учебное действие. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. (5 минут) | -Ребята, перед тем как приступить к работе с новым материалом, мы сначала должны вспомнить, с какой природной зоной вы познакомились на прошлом уроке? -Хорошо, у вас на столах лежат карточки. Это тест по теме «Зона степей». Вам нужно поработать в парах, выбрать правильный ответ на вопрос. Время на выполнение 2 минуты. Затем мы все вместе проверим, как хорошо вы знаете зону степей. 1. Зона степей расположена на: а) севере нашей страны б) востоке нашей страны в) юге нашей страны + 2. Характерным признаком зоны степей является: а) сплошной травянистый растительный покров + б) отсутствие сплошного растительного покрова в) обилие мхов, лишайников, кустарников 3. К степным птицам относятся: а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки б) журавли-красавки, дрофы, пустельги + 4. Для растений степи характерны: а) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки б) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли + 5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство + в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей 6. Основным занятием населения степей является: а) земледелие + б) рыболовство в) оленеводство 7. В Красную книгу занесены степные растения и животные: а) кречет, стерх, краснозобая казарка б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка + -Итак, сейчас я буду зачитывать вопрос, а вы мне ответ. С места не выкрикиваем, отвечают только те, кого я сама спрошу. -Поднимите руки, кто справился без ошибок? -Поднимите руки, у кого 1-2 ошибки? -Ребята, вы молодцы, кто допустил ошибки, то вам нужно еще раз самостоятельно прочитать информацию учебника и у вас все получится! Вывод. -Что же такое степи, ребята? (-Ребята, запомните! Степи – это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев.) | (Мы познакомились с зоной степей) Выполняют в парах тест по прошлой теме Проверяют правильность теста Поднимают руки, кто справился без ошибок и кто допустил 1-2 ошибки |
Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. (6 минуты) | -Ребята, послушайте внимательно, и скажите, знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли. Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи — призрак чего-либо (оптический обман зрения). -Что это за место? (вывешиваю картинку пустыни) -Какой вы увидели Пустыню? - Правильно, как вы думаете, слово пусто и Пустыня имеет что-то общее? - Скажите, а люди могут жить в пустыне? Вывод. -Итак, Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная. | Слушают и анализируют текст учителя (Пустыня) (Много песка, голубое безоблачное небо, пустота и жара) Высказывания детей по вопросу |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель: является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. (2 минуты) | -Тайны какой природной зоны мы с вами будем узнавать ? -Да, тема нашего урока как вы уже догадались «Пустыни». Откройте учебник на стр.118. -Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? -Хорошо, а что мы будем делать для достижения этой цели? - Ребята, а что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. - Обратите внимание на план урока. Давайте его зачитаем. 1. Географическое положение. Климат 2. Растительный и животный мир 3. Пустыни и человек -Итак, чтобы нам скорее узнать все тайны необыкновенной пустыни, я предлагаю вам поработать сегодня по рядам. -Первый ряд будет в роли географов и разберет первый пункт нашего плана. -Второй ряд будет ботаниками и зоологами и будут исследовать второй пункт плана. -И третий ряд, исследуют третий пункт плана, благодаря которому, мы с вами сегодня узнаем важную тайну, живут все-таки люди в Пустыни или нет. | Формулируют цель урока Предполагают достижение цели Составляют вопросы Читают план урока Анализируют план урока Слушают задание |
Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (14 минут) | -Ваша задача, найти в учебнике информацию по вашему пункту плана. Внимательно ее прочитать, ознакомиться. Затем с каждого ряда я вызову ученика и он расскажет остальным группам самые главные тайны Пустыни. Если ваш товарищ, что-то упустил, то те, кто находился в одной группе, могут дополнить. -Остальные группы слушают внимательно. После рассказа каждой группы я вам задам вопросы, и проверю, как хорошо вы слушали. (во время рассказов учеников по рядам пускаю картинки Пустыни, дети рассматривают) Вопросы ученикам по 1 пункту плана. -Какое лето в Пустыне? Какая ночь в Пустыне? -Чего хочется человеку, когда ему жарко? -Какие бывают Пустыни ? -Итак, хорошо, пора включаться в работу нашим ботаникам и зоологам. Вопросы ученикам по 2 пункту плана. -Назовите самое известные растения Пустыни? -Назовите растения, которые выполняют важную работу? -Что вы запомнили о тушканчике? -Какие животные встречаются еще в Пустыне? -Ребята, вопрос всем, скажите, вы заметили, что в Пустыне почти нет птиц? Как вы думаете почему? Физкультминутка. -Продолжим нашу работу и заслушаем последнюю группу. Вопросы по 3 пункту плана. -Кто на первом месте из домашних животных? -Какая проблема происходит с почвой? -И главный вопрос, живут ли люди на просторах Пустыни? Как вы это поняли? Вывод. -Молодцы, вы хорошо поработали и узнали самые главные тайны Пустыни. -Итак, скажите, какие особенности зоны Пустыни вы можете выделить? Что вы запомнили? | Читают текст учебника По группам пересказывают основную информацию Отвечают на вопросы учителя Дополняют ответы одноклассников (Лето жаркое. Поверхность нагревается днем до +70, в тени вые 40 градусов С, ночь прохладная, т.к. песок быстро остывает) (Пить и искупаться в воде) (Песчаные и глинистые) (Верблюж.колючка) (Колосняк и Джузгун) Перечисляют животных Работают в группах (Птицы плохо переносят жажду) Вставляют пропущенные слова (Овцы, верблюды) (Засоление) Мнение детей Отвечают на вопрос |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. (3 минуты) | -Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяи на солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.) -Подумайте и скажите, посмотрите на картинку с изображением Пустыни и вспомните Арктические пустыни, какое сходство между ними сразу можно заметить? Какие есть различия? -Ребята, а вы знали, что верблюдов, живущих в Пустыне называют «Кораблем Пустыни»? А как вы думаете, почему их сравнивают с кораблем? (Верблюдов называют «кораблем пустыни», потому что они своей походкой напоминают корабли в море, плавно перекатываются по волнам (по барханам), они не боятся ни песчаных бурь, ни жары, ни огромного расстояния, верблюды являются средством передвижения в пустыне) Вывод. -Какой пункт плана мы с вами сейчас хорошо проработали и закрепили? | Предположения детей. (В арктической пустыне очень холодно, а в тропической пустыне жарко. Непригодность этих климатических зон для ведения сельского хозяйства. Постоянно дующие ветра, открытое пространство. В арктической пустыне выпадает в несколько раз больше осадков, чем в пустыне жаркого пояса.) Предположения детей на вопрос Отвечают на вопрос |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | -Наверное, жара вас утомила, давайте немного отдохнем. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. (6 минут) | - Пришло время поработать самостоятельно. -Задание №3 в РТ. Вам нужно исправить ошибки в рассказе, про Пустыню, который рассказ Попугай. Ошибки нужно зачеркнуть в тексте и подписать верно, то, что мы сегодня узнали с вами на уроке. Время на выполнение 2 минуты. -Итак, время вышло, проверим вашу работу. По цепочке читаем рассказ с исправленными ошибками, начиная со 2 ряда. Все остальные внимательно следим, и если заметите ошибки, исправляем их. -Ребята, у всех получился такой рассказ? -Кто допустил ошибки, поднимите руку? -Молодцы, я рада, что вы отлично выполнили сам.задание, а кто допустил ошибки, я вам советую еще раз внимательно прочитать информацию учебника и у вас все получится без ошибок. | Выполняют задание самостоятельно Проверка см.раб., чтение правильного текста по цепочке Поднимают руку, те кто допустил ошибки |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. (6 минут) | -Выполним задание №4 в РТ. -Прочитайте, что нужно выполнить. -Рассмотрите первый рисунок, что это за животное Пустыни, как мы его подпишем? (аналогично разбираем 2 и 3 рисунок) -Откройте РТ на стр. 57. Выполним №2. Вам с помощью учебника нужно вставить цифровые данные в текст. -Просмотрите задание и вставьте нужные цифры, затем по цепочке начнем проверять. -Итак, с какой природной зоной мы познакомились на уроке? -Каковы особенности климата? -Назовите типичных представителей растительного и животного мира? -А как вы думаете, что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в Пустыне? -Посмотрите на план урока и скажите, все ли пункты мы выполнили? | Читают задание в РТ. Анализируют рисунки и подписывают их. Работа в РТ. Вставляют пропущенные данные самостоятельно Проверяют текст, читают по цепочке Отвечают на вопросы и подводят итог (Да) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности. (2 минуты) | «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика. В графу «М»-«минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, скучной, непонятной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю -Давайте зачитаем. -Спасибо вам за урок, сегодня все поработали продуктивно. Оценки сегодня получают ребята, которые пересказывали текст, и кто активно работал….. - Ваше домашнее задание. Прочитать текст на с. 118-125 -Урок окончен. | Отмечают плюсы и минусы, интересное на уроке. Несколько человек зачитывают свои ответы Выставление отметок |
1. Географическое положение. Климат
2. Растительный и животный мир
3. Пустыни и человек