СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Определенно- личные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытие новых знаний, который ставит своей целью формирование представления об определенно- личных предложениях, умении находить их в тексте

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Определенно- личные предложения"»



Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

8

Учитель

Иванькова Нина Алексеевна

Тема

Определенно- личные предложения

Цель

Формирование представления об определенно- личных предложениях, умение находить их в тексте 

Задачи

Образовательные: 

  1. Научиться различать односоставные определенно-личные предложения

  2. Развивать умение формулировать определение понятий.

  3. Обогащать словарный запас учащихся.

  4. Совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: 

  1. осуществлятьсистемно-деятельностный подход;

  2. развивать внимание;

  3. формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

воспитывать интерес и уважение к русскому языку;

воспитывать ценностное отношение к слову;

развивать коммуникативные УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Тип урока

Открытие новых знаний

Основные понятия

Односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения, грамматические признаки, определенно- личное

Метапредметные связи



Образовательные ресурсы


Презентация, оценочные листы,компьютер, проектор,раздаточный материал, словари русского языка (орфографический, толковый)

Методы и формы урока

Формы: индивидуальная , коллективная ; методы : работа с учебником, беседа, самооценка 

Технология

системно- деятельностного подхода, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

-Опознавать односоставные предложения, определять виды и способы выражения главного члена предложения;

-анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности;

моделировать определенно-личные предложения;

-свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

-участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.


-уважительное отношение к родному языку.

-стремление к речевому самосовершенствованию

-способность к самооценке на основе критерия успешности.


-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

-взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 







Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1.Организационный подход












































2.Орфографическая разминка.

Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится, добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера.

-Здравствуйте, ребята! Рада всех приветствовать! Сегодня у нас необычный урок, урок открытый. На нем присутствуют гости. Надеюсь, что урок будет добрым, мы активно и плодотворно поработаем. А сейчас запишем традиционно число и классная работа.

Прежде, чем начать урок, давайте его спроектируем. На доске этапы урока, но здесь они перемешались. Давайте расставим их по порядку. Что за чем мы будем делать. Посмотрите внимательно, может какой- то из этапов вызывает у вас вопрос, непонятен вам.

  1. Первичное закрепление

  2. Начало урока

  3. Рефлексия

  4. Орфографическая разминка

  5. Целеполагание

  6. Изучение нового материала

  7. Проверка домашнего задания

  8. Домашнее задание

-Мы определись с тем, что будем делать. Вы, наверное, заметили у себя на парте оценочные листы. Продвигаясь от одного этапа урока к другому, вы должны будете оценить свою работу на каждом этапе. Перед тем, как осуществим проверку домашнего задания, проведем орфографическую разминку.

(Слайд)

Готовишь речь, подготовьте сообщение, язык могуч, не тревожься понапрасну, ненавидишь ложь.

(Оцените себя)Слайд

-Какие орфограммы повторили в этой диктовке?

  

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.















Распределяют по порядку этапы урока

Принцип психологической комфортности.

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места





















Принцип деятельности.

Познавательные:

  • общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

  • логические:

- анализ объектов с целью определения темы урока;

Коммуникативные:

-умение строить связное высказывание

3. Проверка домашнего задания

Цель: проверить домашнее задание

У нас сегодня с вами урок взаимного обучения, поэтому некоторые ребята сейчас получат индивидуальные задания на карточках, таким образом мы проверим у них правильность выполнения домашнего задания. Затем их работу проверят консультанты.

А с остальными обучающимися будет работать Степанова Алина, она попробует себя в роли учителя. Она подобрала интересный материал, предложения из стихотворений Лермонтова и составила выборочный диктант.

Записываем в тетрадях выборочный диктант. Задание: На слух определить, односоставное или двусоставное предложение и выписать в тетрадь только односост., подчеркнуть в них сказуемое и определить, глаголом какого лица оно выражено. (оценим себя слайд)


Выполняют задания теста, оценивают себя.

Регулятивные:

-оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;

-осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

3.Актуализация изученных знаний

Цель: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия.

Организует повторение

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с разными видами предложений. Давайте посмотрим как вы ориентируетесь в полученных знаниях. Проведем зарядку для мышления, освежимзнания, которые нам потребуются на уроке.

Игра «Вопрос-ответ».

1.Какими бывают простые предложения по наличию главных членов?

2.Какие простые предложения называются двусоставными, а какие односоставными?

3.На какие группы делятся односоставные предложения? (глагольного типа и именного)

Вопросы на повторение изученного ранее.

4.Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы)

5. Является ли обращение членом предложения? (нет)

4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам, числам)

5. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (художественного)

6. Какие наклонения имеет глагол? (изъявительное, повелительное, условное)

7. Можно ли у глагола радовался определить лицо? (нет, потому что это прошедшее время, а лицо можно определить только у настоящего и будущего времени)

Оцените себя







Отвечают на вопросы, оценивают себя

Познавательные:

  • -общеучебные:

- структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно строить высказывание

  • -логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

-обобщение наблюдений;

Регулятивные:

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-целеполагание

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

-умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

3.Мотивация определение темы , целей и задач урока


Проблемная ситуация.

К нам пришло письмо с просьбой о помощи

-Посмотрите на слайд: 

Ученику 9 класса на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.

1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки 
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья 
3) Каждый звук и шорох слышу я 
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве 

Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание? (Знать определение односоставных предложений и определенно-личных предложений)

Мы можем сейчас помочь ученику? (нет) Почему?

- Какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Определенно-личные предложения» (запись в тетради)






Давайте сформулируем цели нашего урока. Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить –узнать- научиться»

- вспомнить отличие односоставных предложений от двусоставных;

-узнать, какие предложения относятся к определенно- личным, в текстах каких стилей речи используются о/л предложения;

-научиться находить о/л предложения в тексте.


Формулируют цели урока


4.Изучение нового материала

Знакомство с типом односоставные определенно- личные предложения

Анализ предложений.

К доске пойдет Масляков Д., заполнит таблицу, анализируя предложения.

-Есть ли в них объект действия?(Нет)

Верно, в такого рода предложениях не называется человек,производящий действие, но форма глагола указывает на его присутствие. Эти предложения близки по смыслу двусоставным, в них легко можно восстановить объект действия.

-С помощь какой части речи определяем действующее лицо? (местоимений) Каких именно?

Дайте понятие определенно –личных предложений по опорной схеме : (Слайд)Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……

Можем ли мы назвать данное определение научным?

Чтобы дать научное определение нашим предложениям, а заодно убедиться в правильности вами сказанного, поработаем со статьей учебника.Что в вашем определении не было вами сказано?

-Мы дали определение о/л предложений ис этой задачей, как я понимаю, успешно справились.

Перейдем к достижению следующей цели.

Известный ученыйМ.В.Ломоносов: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит”

-Докажем правоту сказанного, поработав с текстом.Слайд

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу.

-Всё ли вам нравится в данном тексте?

Перестройте предложения в определенно-личные.

Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? 

Вывод:Эти предложения делают повествование более легким, динамичным, помогают избежать повторов.

-Ребята, предложения с которыми мы работали на уроке, анализируя их, из каких взяты текстов?

-К какому стилю речи относится этот вид текста?

Выполните задания по карточкам, определите стили речи, в которых используются о/л предложения.

Сделаем вывод

Оцените себя







нет













Местоимений личных (я, ты, мы, вы)

















Работают с учебником































Повторяется я



(Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я»)










Из стихотворений







Выполняют задания по карточкам



о/л предложения могут быть использованы в любых стилях речи.

Принципы деятельности , вариативности и творчества.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию для решения практических задач.

-структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно строить устное высказывание.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности;

-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

-коррекция;

-контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнёра;

- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

4.Первичное закрепление

Закрепить полученные знания

Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

Выполните задание теста, цель которого определить усвоение обучающимися темы: «Определенно- личные предложения» (Слайд)

Оцените себя


Обучающиеся выполняют задание теста

Принципы деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

Познавательные:

  • общеучебные:

- умение применять информацию для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно строить устное высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

  • логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске информации;

- умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

- развитие творческого мышления

5.Домашнее задание


Даёт комментарий к выполнению задания. (Слайд)

Для всех: § 31;

На выбор:

1.составить инструкции по изготовлению салатов (рецепт), советы по уходу за одеждой, инструкции по изготовлению новогодней игрушки, используя определенно-личные предложения.

2. Выписать определенно-личные предложения из инструкций по применению домашних бытовых приборов

Записывают домашнее задание, выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Принцип психологической комфортности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

- прогнозирование;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самооценка на основе успешности

6.Рефлексивно-оценочный.


осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу:

«Сегодня на уроке мне было интересно…»

«было трудно…»

«Я научилась (лся)…»

«Теперь я могу…»

«Мне захотелось..»

«Теперь я могу…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

Сложите оценки, полученные за урок, и поделите сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

























Дать понятие определенно-личным предложениям вы постараетесь сами после анализа записанных предложений.

Предложение

(подчеркнуть грамматическую основу)

Сказуемое


Наклонение глагола

Лицо глагола

Число глагола

Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин)

изъявительное

1 лицо

Ед. ч

Плюйся, ветер, охапками листьев,-

Я такой же, как ты, хулиган.(С.Есенин)

повелительное

2 лицо

Ед. ч

Едем бором, черными лесами (И. Бунин)

изъявительное

1 лицо

Мн.ч















Двусоставные предложения

Односоставные

предложения

1. Люблю Отчизну я, но странною любовью!

4.Отца и мать мою едва ль застанешь ты в живых…

6.Выхожу один я на дорогу..

2. Мчись же быстрее, летучее время!

3. Люблю дымок спаленной жнивы.

5.Отворите мне темницу.



Двусоставные 1,3,5

Односоставные 2,4,6



ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

1. Люблю Отчизну я, но странною любовью!

2. Мчись же быстрее, летучее время!

3.Отца и мать мою едва ль застанешь ты в живых…

4. Люблю дымок спаленной жнивы.

5.Выхожу один я на дорогу..

6.Отворите мне темницу

Ключ Двусоставные 1,3,5

Односоставные 2,4,6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!