СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подобранный к уроку помогает детям задуматься над понятиями "милосердие" и "сострадание" долг, ответственность; способствует развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; содействует воспитанию личности гуманной ,стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание"»

Дубовицкий филиал МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н. И. Сечкина»




Технологическая карта открытого урока по ОРК и СЭ

модуля «Основы православной культуры»

4 класс



Тема: «Милосердие и сострадание»




Подготовила и провела учитель начальных классов

Виткова Любовь Николаевна






2020 год

Ф.И.О. учителя: Виткова Любовь Николаевна Дата проведения: 28.01.2020г.

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Класс: 4

Тема урока: Милосердие и сострадание. Урок 12

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формировать духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия и сострадания.

Задачи урока: 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.

  2. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012, интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы, тетради, ноутбук, проектор, песня-притча «Окно» С.Копыловой, словари, сердечки.



Этапы урока

Действия учителя

1.Организационный этап. 


- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки! Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

Ребята, подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

( внимательность, сосредоточенность, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы нам их легко было открывать, нам нужно:

- хорошее настроение

- знания и умения

- верные друзья

- ответы полные давайте

- и на уроке не зевайте.






- А теперь тихонько садитесь на свои места.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

.


1. Устный опрос:

-Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлых уроках православия?

-Что такое заповеди? Сколько их?

- Кто их дал людям? Где это произошло и как?


- Давайте вспомним заповеди

- А для чего Бог дал людям заповеди?

Вы все молодцы!

2. Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой. Слайд 1.


- А сейчас я предлагаю вам прослушать песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле.

- Что такое притча?


3. Беседа по притче

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

- Какую?

- К чему это привело?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?

-Чего не хватило человеку, который не помог умирающему больному?

2. Формулирование темы и целей урока.



Дети, послушайте стихотворение А.Дементьева

Слайд 2.

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова
В тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души —
Как топоры…
Слишком многих мы словом
Ранили,
Позабыв, что слова остры.


- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание». Слайд 3.

- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете:

- Кого называют «ближним».

- Как христианин должен относиться к людям.

Слайд 4.

3. «Открытие» нового знания.





















































































































































- Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока.


- Какую цель поставим перед собой?

- Для чего надо знать эту тему?

1. Словарная работа. Работа со словарями.

- Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание». Давайте вместе будем находить ответы на эти вопросы. А как вы думаете, где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание? (В Интернете, в библиотеке, из газет и журналов, телевидения, можно спросить у взрослых).

Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы. Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе? (Дети называют: уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа– значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов.

Слайд 5.

- Запишите значение этих слов в тетрадь.

Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».Назовите корень слова. Слайд 6.. Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. И так я приглашаю вас к разговору о милосердии и сострадании.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Слайд 7.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.


2. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний».

- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:

«ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос?

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».

Слайд 8.


И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Как бы вы ответили на этот вопрос? Слайд 9

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. Слайд 10.

Сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

Для этого необходимо:

Поработать по учебнику стр.42-43. В тексте встретятся незнакомые слова, давайте откроем свой глоссарий (тематический словарь к уроку) и разберем значение этих слов: Негоже- негодный, ненужный, притча-поучительная история; самарянин- в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев

3.Беседа по притче

- Кто же такой добрый самарянин?


- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь.

Слайд 11.

- Что же означает притча Христа?



Работа по учебнику:

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 43.


-Как вы поняли притчу Христа о добром самаритянине?

Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»

Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.

Учитель:

Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.




-Приведите примеры милосердия из художественной литературы, фильмов, из жизни.



- Только ли людям можно помочь в беде?

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться?

- А что для этого нужно? Слайд 12, 13, 14.









3.Стих-е «Умей жалеть»

4.Физминутка.

Предлагаю поиграть в игру «Твори добро».

Слайд 15.

Для этого нужно передавать друг другу сердечко и назвать добрые дела, которые совершал

-Запомните, что добрые дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более более человечным и милосердным.

Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его

4.Интерактивный метод «Ассоциативный куст» (слайд

- Дети, исходя из прослушанного стихотворения, притчи, назовите слова-синонимы или же те слова, которые ассоциируются у вас со словом «милосердие». Слайд 16.


5.Понятие «сестра милосердия» Слайд 17.

- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся. Первые в России сестры милосердия появились примерно 150 лет назад во время Крымской войны (1854-1856 г.) На той войне больше солдат умирало от ран, чем погибало в бою. Раненые в то время лежали не только в госпиталях, но даже на улицах. Врачей не хватало. И вот тогда женщины попросили, чтобы им разрешили помогать там, где идут бои.

Сёстрами милосердия называли женщин, которые посвящали себя очень тяжёлому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь. Сестры милосердия ухаживали за больными: раздавали лекарства, перевязывали раны, перестилали постели, разносили пищу. Но также они выполняли еще одну важную миссию - поддерживали страждущих духовно, своей безграничной любовью, лаской, полной самоотдачей, милосердием они исцеляли

людей. На этой иллюстрации вы видите родную сестру русской императрицы Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, внучку английской королевы. Слайд 18.

Выступление учащегося с сообщением:

-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров.


-Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь. Слайд 19.


-Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

6. Понятие «милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня.

Слайд 20.

- А как вы себе представляете, что такое милостыня?  Слайд 21.

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

- Но вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы.

(Ответы детей)

Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или, например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку.

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.


7.Стих-е «Отчего скажи скорей…»- Егор Черняков


4. Закрепление нового материала.










1. Если останется время:

- А сейчас ребята мы с вами поиграем. 

Игра называется - «Лучики добра».Слайд 22.


- Ребята, посмотрите на экран, как много мы видим слов.

- Давайте выберем те слова, которые не соответствуют милосердию.


2.«Цветок милосердия» Слайд 23.

- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.


3.  Индивидуальная работа: Игра “Собери пословицу”. Слайд 24.

- Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.

- Давайте вспомним некоторые из них.

-У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.

Добро помни… два века живёт

Доброе дело… добру и учит.

Добрый человек … а зло забывай.

-Читаем, что получилось.

- Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц (спрашиваю детей по очереди)

- Спасибо, молодцы!

«ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА - СПАСЕНИЕ ДУШИ» - так гласит народная мудрость. Слайд 25.

5. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания.




















- Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги.

-О чём мы сегодня с вами говорили?

- Из каких же важных составляющих состоит милосердие? Над чем заставил задуматься этот урок?

/ответы учащихся/.

Все ваши выводы правильные. Сделаем общий вывод:

Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии. Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех.


Стих-е «Не стой в стороне равнодушно»

Слайд 25.


- Поднимите руку те учащиеся, которым:

-Урок понравился, кому было интересно;

-Мало узнал, только время потерял.

-Много узнал, хочет найти дополнительный материал. Слайд 26.


- Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

2. Расспросите родителей и членов семьи, какие милосердные поступки они совершали в своей жизни.


- У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренни и естественны.. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил». Слайд 27.


Спасибо всем присутствующим за внимание!

Слайд 28.

















  1. Рассказ учителя о современных благотворительных фондах. Просмотр анимационной видеозаставки благотворительного фонда

«Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой.



-К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком (слайд 16). А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой (слайд 17). Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей. Цель таких центров - оказание комплексной психолого-педагогической, социальной, правовой, терапевтической и другой квалифицированной помощи. Благотворительные акции проводятся и на телевидение. (слайд 18) Отправляя слово «Помощь» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. В настоящее время пятый канал проводит по четвергам благотворительный марафон «День Добрых Дел» по сбору денежных средств для лечения детей. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

(слайд 19) Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т.д.)

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.






VI. Заключительный этап урока. Рефлексия.

  1. Слово учителя.

Учитель:

-У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».

-Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!