СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №12 Тема: «Милосердие и сострадание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету ОРКиСЭ модуль "Православие". Урок в теме № 12 - урок "открытия " новых знаний. Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, ближний, милостыня..

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №12 Тема: «Милосердие и сострадание»»

МБОУ Сазоновская средняя общеобразовательная школа обособленное структурное подразделение «Начальная школа – детский сад д. Анишино»





Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ

модулю «Основы православной культуры»

4 класс



Урок №12 Тема: «Милосердие и сострадание»


учитель начальных классов

Губарева Вера Фёдоровна

высш кв категория



Ноябрь 2017г

Тема урока: Милосердие и сострадание.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей ‑ первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства ‑ милосердия.

Задачи урока: 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

2.Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;

Личностные: обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне)

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, милостыня.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012, интерактивная доска, индивидуальные листы, тетради, ноутбуки, проектор, диск по курсу ОРКСЭ («Основы православной культуры»); «Притча о добром самарянине», «Про кота» С.Копыловой.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование УУД,


1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.


- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки!



- А теперь тихонько садитесь на свои места.

- Открываем учебник, находим тему нашего урока.



- Прежде чем мы поговорим о милосердии и сострадании, давайте посмотрим замечательный добрый мультфильм «Просто так» (цель: Благожелательная атмосфера в классе).

- Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение просто так, потому что у них большие добрые сердца.


Проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей.



Улыбаются друг другу и гостям.


Тихо садятся.


По оглавлению находят номер урока и читают тему.


Просмотр мультфильма


Регулятивные УУД


1. Определять цель деятельности на уроке.


2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.











Познавательные УУД


1. Извлекать информацию из текста.


2. Строить речевое высказывание в устной форме.


3. Делать выводы на основе анализа объектов.


4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.


5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.


6. Устанавливать причинно-следственные связи.
























Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.


2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.














Личностные результаты


1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.


2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.


3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.









Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.





Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.



















Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности






















2. Целеполагание. Работа над понятиями Милосердие, сострадание.

.


- Как вы думаете, можно ли героев этого мультфильма назвать милыми?

- Правильно, они милые – нам приятно и радостно на них смотреть.Милые и милосердие – родственные слова. Корень «мил-« означает «услада, радость, удовлетворение»

_Кому мы еще говорим Милая?

- Еще мы говорим, что мама милует нас. В её объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо.потому что мы ей полнлстью доверяем. Миловать – значит дарить приятное для души. Мы и сами можем оказывать милость( котенку, птичке и т д) Когда мы оказываем милость – мы проявляем сострадание.


- Да, они очень милые.



- Милая – мы говорим маме.

3. Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.



-Повторим тему урока.

Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой)



- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете:

- Кого называют «ближним».

- Как христианин должен относиться к людям.

- Тема нашего урока «Милосердие и сострадание».



1.Познакомиться…. С понятиями милосердие и сострадание

2. Учиться быть…. Милоседными

3 Выяснить…. Как связаны между собой милосердие и сострадание






Работа со словарями в группах.

Находят и зачитывают значение слов милосердие.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.



















- В основе лежит любовь.



















Дети смотрят притчу.

Ближний – всякий человек, который нуждается в твоей помощи.


Ответы детей.

Нет, можно помочь и животным, и растениям, природе.




Слушают.

Любви к животным.

Рассказывают.

Человек может научиться милосердию.

Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.).

Передают сердечко друг другу, называют добрые дела, которые совершали.








В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».


Да.

Радость.








- Помогать старшим, оберегать младших, ухаживать за больными, и т.д.





Выполняют задания из рубрики «контроль»



Называют слова.

Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».



Собирают «цветок»




Познакомиться с милосердием и состраданием.

_ Да, мы знаем что такое милоседие и сострадание

Ответы детей.











4. «Открытие» нового знания.


































































































































1. Словарная работа. Работа со словарями.

- Ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, мы найдем значение слов «милосердие» и «сострадание» в словаре.

Работаем по группам: 1ученик находит значение слова «милосердие», 2ученик – значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.




-Как вы думаете что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Верно. Любовь!

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Сердце откликнулось и повелело остаться,






















выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

- Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди заповедей?»

Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего как самого себя».

И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Сначала проведем словарную работу:

1)Притча – рассказ с нравоучением.

2)Священник – священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком.

3)Левиты – часть евреев (обычно это певчие, музыканты, стража) В Иерусалимском храме.

4) Самарянин – означает чужак, человек другой веры.

2. Просмотр «Притчи о Добром самарянине». Осмысление понятия «ближний»


Беседа по притче

- Кто же наш ближний?


- Что же означает притча Христа?


- Только ли людям можно помочь в беде?


3. Притча «Про кота».

- Послушайте ещё одну притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.

- Чему учит эта притча?

- Кто из вас проявлял милосердие и в чём? (природа, животные).

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться?

- А что для этого нужно?

- Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Для этого нужно передавать друг другу сердечко и назвать добрые дела, которые совершали

- Запомните, что добрые дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным и милосердным.

Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

4. Понятие «милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня.

- А как вы себе представляете, что такое милостыня? 

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку.

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

- Но вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы?


5. Закрепление нового материала.









1.Работа с электронным приложением к уроку на ноутбуках.



2. Если останется время:

- А сейчас ребята мы с вами поиграем. 

Игра называется - «Лучики добра».



- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.

- Давайте выберем те слова, которые не соответствуют милосердию.



«Цветок милосердия»

- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.


6. Подведение итогов. Рефлексия.












- Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги.

- Какие задачи ставили?

_Удалось ли решить поставленные задачи?

- Где можно применить новые знания?

- Поднимите руку те учащиеся, которым:

-Урок понравился, кому было интересно;

-Мало узнал, только время потерял.

-Много узнал, хочет найти дополнительный материал.


Самооценка учащихся.

Оценить себя по плану:

-Меня удивило...

-Произвело впечатление..

-Мне понравилось..

-Меня восхищает...

-Мне запомнилось …

-Я считаю, что...


Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными

И как итог нашего урока – зачитать вам стихотворение

Под тихую музыку учитель читает стихотворение Екатерины Марковой «В глаза свои попробуй загляни»

В глаза свои попробуй загляни

И стук сердечный свой послушай,

Когда больная кошка у двери

Иль руку тянет нищенка-прхожий.

Когда ребенок заливается навзрыд

Когда собака лишь глазами просит,

Когда в коляске вечный инвалид,

Или больной старик,чей век уж прожит.

Глаза ты прячешь,молча уходя...

И не понятно-твое сердце сжалось?

И если нет,то очень жаль тебя-

Ты больше всех заслуживаешь жалость.

Не страшо,если чувств не можешь проявить

И слез своих показывать не хочешь.

Но страшно,если ты душою инвалид,

И ничего не чувствуешь...Не можешь.

Спасибо за урок!