СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе «Искусство в религиозной культуре (христианство, ислам)».

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания учащимися значимости искусства в религиозных культурах христианства и ислама в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе «Искусство в религиозной культуре (христианство, ислам)».»

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Тема урока

«Искусство в религиозной культуре (христианство, ислам)».

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Создать условия для осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека.


Задачи

- познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в церкви и мечети;

- формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать;

- воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

-определять понятия «искусство», «икона», «фреска», «мозаика», «арабески», «каллиграфия»;
-выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний;
- анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания; контроль и коррекция своей деятельности.

Познавательные: умение находить необходимую информацию, применяя методы информационного поиска; анализировать объекты с целью выделения признаков.

Коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,

-формировать основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коррекция нарушений развития ребенка

Коррекция и развитие диалогической и монологической речи.

Основные понятия и термины

«Искусство», «икона», «фреска», «мозаика», «арабески», «каллиграфия»

Средства обучения

Учебник: «ОРКСЭ. «Основы мировых религиозных культур»» 4 класс, А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов, М «Просвещение», 2017г.; толковый словарь С.И. Ожегова, презентация мультимедиа, электронный ресурс https://ok.ru/bogoroditsa/topic/64266091126874

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационно-мотивационный.

-Проверьте, все ли готово к уроку?

-Улыбнитесь и скажите друг другу хорошее пожелание.

Осуществляют проверку.

Эмоционально настраиваются на урок.

Л. -принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.

II. Опрос-актуализация.

1. Работа с кроссвордом.

-Отгадайте кроссворд. (Приложение 1)

-Какое слово получилось по вертикали в выделенных окошках?


Решают кроссворд:

ИСКУССТВО

П.-анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками.

Р.-принимать и выполнять учебную задачу.

К.- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Работа с толковым словарем.

- Что же такое искусство? Найдите это определение в толковом словаре. (Слайд 1)



-Какие виды искусства вы знаете?

Зачитывают: «Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах» (С.И.Ожегов)

-Живопись, музыка, архитектура, театр

III. Целеполагание.

-Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке?

-Обратите внимание на изображения религиозных сооружений и скажите об искусстве в каких религиях мы сегодня будем узнавать? (Слайд 2)

-Определите тему урока

-Какие задачи необходимо решить на уроке?

(Слайд 3)


Высказывают свои предположения и отвечают.




Формулируют тему и задачи урока

Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания

К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.

IV. Открытие нового знания.

1. Искусство в религиозной культуре христианства.


1. Учебный диалог:

-Внутри какого религиозного сооружения мы находимся? Как вы это определили? (Слайд 4)

-Что видите на стенах?

(Слайд 5)

-После того, как люди узнали, что на Земле родился Сын Божий - Иисус Христос о нём стали писать книги, а позже изображать на специальных досках и самого Иисуса Христа, и его мать Марию, и других святых. Эти изображения стали называть иконами.

-Одними из наиболее известных считаются Владимирская икона Божией матери и Казанская икона Божией матери. (Слайд 6)

-Владимирскую икону Божией матери считают чудотворной. Как вы понимаете это слово?

-Известно, что чудесным образом она 2 раза спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство, и дружина князя Василия была спасена.

2. -Посмотрите видеофрагмент об иконах и попробуйте определить особенности их изображения: выражение лица, разновидность цветовых оттенков икон.

https://ok.ru/bogoroditsa/topic/64266091126874

3. Беседа по вопросам:

-Где находится образ святого: в центре, сбоку, вверху, внизу иконы?

-Что особо выделено на лицах святых? Что выражает взгляд (веселье, печаль, строгость)?

-Какая цветовая гамма отражена в написании икон?

(Слайд 7)

-Обратите внимание вокруг головы расположен нимб, найдите значение этого слова в словаре С.И.Ожегова (Слайд 8)

-Кроме икон, что еще можно увидеть на стенах в церкви? (Слайд 9, 10)

-Что изображено на фресках и в мозаике? Совпадают ли они с особенностями изображения образов на иконах?

Вступают в учебный диалог.
















Творящая чудеса.






Просматривают видеофрагмент.




Отвечают на вопросы.


В центре иконы


Большие глаза

Печаль и строгий взгляд

Перечисляют основные цвета


Осуществляют поиск информации, читают определение



Ответы учащихся

Сравнивают, анализируют, высказывают мнения


Р.- следовать плану реализации учебной задачи.


П.-умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.


Л.- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.


К.- готовность слушать собеседника и вести диалог.

Физкультминутка.

Демонстрирует видеофизкультминутку.

Выполняют движения по образцу.

Л-профилактика утомления


4. Видеофрагмент «колокольный звон»

https://yandex.ru/video/search?text=видео%20колокольный%20звон&reqid=1524759119812076-419967855690836405569678-vla1-1527-V

-А сейчас закройте ненадолго глаза и послушайте звуки, определите откуда они исходят?

-Что вы видите? Как выглядят колокола? (Слайд 11)

-Как вы думаете - колокола являются произведениями искусства? Почему?

-К чему призывают колокола христиан?

Слушают, отвечают на вопросы.




Читают информацию на слайде, отвечают на вопросы



2. Искусство в религиозной культуре ислама.

1. Учебный диалог

- Изображение какого священного сооружения вы видите? (Слайд 12)

-Рассмотрите Слайды 13, 14 и скажите, в чем особенность украшения мечети, есть ли изображения людей, как у христиан?

-Дело в том, что в исламе не рекомендуется изображать людей и животных.

2. Самостоятельная работа с учебником.

-Прочитайте слова, какое из них вам знакомо? (Слайд 15)

-Какие новые слова? Прочитайте и найдите на с. 48 объяснение значения слов «каллиграфия» и «арабески».

-Можем ли мы увидеть данные виды искусства в «Коране»?

-Мусульмане считают, что Коран передает прямую речь Бога, поэтому это письмо должно быть очень красивым. Вот почему искусство каллиграфии считается в исламе самым благородным искусством.

А в качестве украшения мусульмане используют орнамент - арабески. (Слайд 16, 17)

Вступают в учебный диалог, , описывают внешнее и внутреннее убранство мечети (во дворе бассейны и фонтаны, резные двери, ажурные решётки, узоры на стенах)

Нет




Коран- священная книга мусульман


Самостоятельно читают и объясняют

К-умение вести диалог и строить монологическое высказывание.

П.-формирование навыков частично-поисковой деятельности.

Л.-развитие учебно-познавательной мотивации.

V. Первичное закрепление нового материала.

Игра «Найди ошибку»

-Переверни карточку, прочитай и проверь правильность написанного.

1.Изображения ликов святых называется «арабески».

2.Выполнение образа святых из кусочков цветного стекла называется фреска.

3.В Священном писании христиан Коране изображены священные животные.

4.Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия.

Учащиеся по очереди выбирают карточки, исправляют ошибки, аргументируя свою точку зрения.

П.-умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.

Р.-умение контролировать учебную деятельность.

К- умение аргументированно высказывать свое мнение.

VI.Обобщение и систематизация.

Работа в тетради.

Самостоятельное составление «Кластера» в тетради из карточек (Приложение 2)

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга


Выполняют задания в соответствии с инструкцией учителя, осуществляют взаимопроверку.

Р.- умение преобразовывать познавательную задачу в практическую

П.-умение обобщать и систематизировать изученное.

К- умение взаимодействовать с партнёром

VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вместе с родителями найти названия самых известных икон. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески.

Фиксируют задание в дневнике.

П.- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации.

VIII. Рефлексия.

-Что нового узнали?

-Удалось решить поставленную задачу урока?

-Что было наиболее интересным?

-В чем были трудности?

-Какое настроение в конце урока?

(Слайд 18)

Оценивают свою работу на уроке.

К.- владение монологической формой речи.

П. - самостоятельный выбор личностно-значимой характеристики своей деятельности на уроке

Л. -способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении




Приложение 1

Решите кроссворд






1

С

К

И

Н

И

Я









2

И

К

О

Н

О

С

Т

А

С














3

К

Р

Е

С

Т











4

С

Т

У

П

А















5

С

И

Н

А

Г

О

Г

А









6

И

С

Л

А

М








7

М

И

Н

А

Р

Е

Т












8

Ц

Е

Р

К

О

В

Ь












9

П

Р

А

В

О

С

Л

А

В

И

Е
























  1. Переносной шатёр у древних евреев.

  2. Место для икон в православном храме.

  3. Символ христианской веры.

  4. Буддийское религиозное сооружение.

  5. «Дом собраний» у иудеев.

  6. Религия мусульман.

  7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву.

  8. Священное сооружение христиан.

  9. Направление в христианстве.






Приложение 2

Составление «Кластера» в тетради

ИСКУССТВО




ХРИСТИАНСТВО

ИСЛАМ



КАЛЛИГРАФИЯ

ИКОНА


АРАБЕСКИ

МОЗАИКА

ФРЕСКА