Урок «Основное свойство рациональной дроби» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень приятно сегодня работать с вами! Надеюсь на сотрудничество, построенное на взаимном уважении! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Практическое задание № 14: Известно, что Найдите значение выражения: 2) | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Решение. | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся вспомнить, что им известно о понятиях «тождество», «тождественные преобразования». Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Можете ли вы пояснить, что собой представляет основное свойство рациональной дроби? Формулирует учебную задачу: – Исследовать основное свойство рациональной дроби. | Выступают перед классом или в группах. – О тождествах я знаю … – Мы изучали … – Я решал такие задания … – Я могу объяснить … Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляет основное свойство рациональной дроби; – научиться применять основное свойство рациональной дроби для решения заданий | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Организует беседу, используя вопросы: – Почему я буду активно работать на уроке? – Как тема урока связана с моими познавательными интересами? – Как мне лучше всего сконцентрироваться на целях и задачах урока? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Развитие навыков самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Существует ли сходство между тождественным преобразованием целых выражений и тождественным преобразованием дробных выражений? Предлагает учащимся проанализировать определения понятий «тождественно равное выражение» и «тождество». Отвечает на вопросы учащихся. Объясняет учащимся, что основное свойство отношений выражается следующим равенством: где a, b и m – некоторые числа, причем b ≠ 0 и m ≠ 0. Поясняет, что рациональные дроби обладают свойством, аналогичным основному свойству отношения. Предлагает проанализировать информацию. Отвечает на вопросы учащихся. Предлагает учащимся рассмотреть решение некоторых заданий, провести исследование и выяснить, каким образом было выполнено сокращение дроби. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Составляют план исследовательской деятельности. Проводят исследования. Работают с разными источниками информации. Анализируют определения. Заполняют таблицу. Определения | Ключевые слова | Вопросы учителю | Выражения, соответствующие значения которых равны при любых допустимых значениях входящих в них переменных, называют тождественно равными. | Значения равны, допустимые значения, переменные | Как…? | Равенство, которое выполняется при любых допустимых значениях входящих в него переменных, называют тождеством | Равенство, допустимые значения | Что…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю. Анализируют предложенную информацию. Выясняют, что им непонятно, и задают вопросы учителю. Информация | Я не понимаю… | Если числитель и знаменатель рациональной дроби умножить на один и тот же ненулевой многочлен, то получим дробь, тождественно равную данной. Это свойство называют основным свойством рациональной дроби | | где А, В и С – многочлены, причем многочлены В и С ненулевые | | В соответствии с этим свойством выражение можно заменить на тождественно равную ему дробь . Такое тождественное преобразование называют сокращением дроби на множитель С | | Анализируют решенные задания. Объект исследования | Комментарии учащегося | | | | | | | | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. |
VII. Решение заданий | Практические задания: 1. (№ 29) Сократите дробь: 1) . 2) 2. (№ 30) Представьте частное в виде дроби и сократите полученную дробь: 1) | Ответы: 1. 1) 2) 2. 1) . | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Чему я научился на уроке? – Над чем мне еще предстоит поработать? – Какую оценку я заслуживаю за свою работу на уроке? – Достиг ли я целей и задач урока? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |