Актуализация знаний 5 мин | Фронтальная Прием «До и после», фронтальная | Отгадайте загадку. Есть голова, да нет волос, Есть глаза, да нет бровей, Перья есть, да не летает, В холоде не зябнет и жары не боится. Ног нет, да не догонишь (рыба). Как вы догадались, тема нашего урока… «Особенности организации и жизнедеятельности Рыб». Кто такие рыбы? Что вы знаете о рыбах? Заполняет таблицу на доске, записывает высказывания учащихся в первую колонку | Отгадывают загадку, высказывают свои определения Высказывают все, что знают о рыбах | Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности; Регулятивные: принятие учебной задачи; Коммуникативные:умение слушать друг друга; Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме о рыбах; |
Изучение нового материала 25 мин | Фронтальная Прием «Диаграмма Венна», индивидуальная Работа с учебником, электронным приложением учебника, индивидуальная Для выяснения особенностей строения рыб и приспособления к водной среде, выполняют лабораторную работу Прием «Генераторы-критики», работа в группах Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Физкультминутка. | Организует объяснение нового материала, задает вопросы. Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде. - Какие особенности строения рыб знаете в связи с жизнью в воде? Записывает ответы на доске в виде схемы чешуя форма тела \ / Рыба / ↓ \ слизь окраска плавники - Класс Рыбы насчитывает 20 тыс. видов. В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные. По таблице «Класс Рыбы» определите общие и отличительные особенности хрящевых и костных рыб. Общее | Отличительные особенности | Костные рыбы | Хрящевые рыбы | -водная среда обитания; - жабры; - плавники; - обтекаемая форма тела; | - 96% -костный скелет; -есть жаберные крышки; - в пресных и морских водоемах; - есть плавательный пузырь; -равнолопасный хвостовой плавник | - 4% -хрящевой скелет; -нет жаберных крышек; -поперечное ротовое отверстие; - в морях; -нет плавательного пузыря; -неравнолопасный хвостовой плавник | Дополняет отличительные признаки Лабораторная работа «Внешнее строение и особенности передвижения рыб». Ознакомьтесь с целью, оборудованием и ходом выполнения работы. Цель: выяснить, какие особенности внешнего строения рыбы, способствуют обитанию в водной среде Оборудование: аквариумные рыбы, рисунки учебника, слайды презентации Ход работы. 1. Рассмотрите внешнее строение рыбы 2. Ответьте на вопросы, заполнив таблицу. Вопрос Ответ Форма тела у рыбы Чем и как покрыта кожа рыбы В чем разница в окраске спинной и брюшной стороны тела рыбы Тип окраски - Предлагаю разделиться на 2 группы: генераторы и критики. Генераторы предлагают варианты решения проблемного вопроса, а критики выбирают из предложенных вариантов наиболее подходящий. - Почему рыбы имеют разную окраску тела? Что определяет окраску тела рыб? ( Окраска тела рыб – результат приспособления к условиям жизни в воде. Она зависит от цвета грунта, толщи воды, освещенности, водной и прибрежно-водной растительности. В толще воды рыбы имеют зеленоватую или синеватую окраску на спине, серебристую на боках и брюхе. Тело многих донных рыб не окрашено. Окраска тела рыб изменяется также с возрастом). - Например, окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней. Почему? (более темный, торфяной грунт) - Например, коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие? (т.к. кораллы – это их место обитания, и они сливаются с цветом кораллов). - Какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Где легче бежать, в воде или по берегу? (В водной среде большое сопротивление, следовательно, в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе. Этим сопротивлением является - сила трения). - Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения? (Чешуя и слизь. Рост чешуи – годичные кольца. Чешуя выполняет защитную функцию (от механических повреждений) и поддерживает форму тела. Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов) - Почему рыба не тонет? (У рыб плавательный пузырь, заполненный смесью газов, у акул – жир. Увеличение объема плавательного пузыря – уменьшает плотность и способствует передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема плавательного пузыря облегчает погружение, т.к. у мышц и скелета плотность больше и нужны специальные меры – «поплавки».) - Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку? (Внутри лодки – большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря). - Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться? (Плавники и мышцы. Плавники бывают парные и непарные. К парным относят грудные и брюшные плавники, они работают как весла, придают горизонтальное положение, повороты, верх, вниз. К непарным плавникам относят спинной, анальный и хвостовой плавники. Хвостовой плавник создает движение вперед. Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно). - Чем дышат рыбы? (Кислородом, растворенным в воде)- Органы дыхания? (Жабры) - Почему зимой может происходить замор (удушье) рыбы? (Кислород в водоемы не поступает, а потребление его продолжается. Возникает прямая угроза кислородного голодания. Замору способствует: продолжительность ледостава, толщина ледяного панциря, небольшая глубина водоемов. Поэтому необходимо делать проруби, лунки) - В аквариуме к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? (Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебания воды и отраженные от различных предметов волны; определять величину движущихся объектов. Все это позволяет не натыкаться на предметы и успешно схватывать добычу). - Также рыбы в воде воспринимают различные запахи и способны различать вкус: горькое, сладкое, кислое, соленое. Встали у своих парт. Представьте, что вы маленькая рыбка (совершаем плавательные движения), плаваете в просторах мирового океана. Вдруг сзади показалась акула. Вам необходимо быстрее добраться до безопасного места. Молодцы! Глубоко вдохнули, выдохнули, садимся. | Озвучивают особенности строения рыб, связанные с жизнью в воде Рассматривают таблицу «Класс Рыбы», находят общие и отличительные признаки, строят таблицу и данные фиксируют в таблицу Выполняют лабораторную работу Находят признаки приспособленности к водному образу жизни Группа генераторов предлагает варианты решения проблемы, группа критиков выбирает из предложенных вариантов наиболее подходящий Высказывают свои суждения | Личностные: дополнение и расширение имеющихся знаний по теме; Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление контроля по результату; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и другими учениками; владение диалоговой формой речи; Познавательные: поиск и выделение нужной информации в учебнике; умение структурировать знания в виде таблицы; умение анализировать рисунки; формулирование ответов на вопросы; осуществление поиска информации из опыта |
Первичное закрепление знаний 8 мин | Работа по карточкам «Выбери верные утверждения», индивидуальная Заполнить пропуски в выводе | Выпишите номера правильных утверждений. 1.У акул и скатов хрящевой скелет. 2.Голова рыб незаметно переходит в туловище , а туловище –в хвост. 3.Кровеносная система рыб не имеет сердца. 4.У всех рыб есть плавательный пузырь. 5.Органы дыхания рыб- жабры. 6.Кожа рыб сухая и голая. 7.При увеличении объёма плавательного пузыря рыба становится легче. Сделайте вывод, что является приспособлением рыб к водной среде: Рыбы _______________ приспособлены для жизни в воде. Имеют __________ форму тела, _________, обеспечивающие движение в воде. _______ расположена от головы к хвосту, тело покрыто __________.Окраска различная: ________________, ___________________.Рыбы могут ______________________ на различные раздражители. | Выписывают верные утверждения и выполняют самопроверку Делают вывод по цели урока | Регулятивные: прогнозирование результатов освоения изученного материала |