СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Особенности организации рыб.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

комбинированный

Авторы УМК

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов»- учебник 7 класс

Цели урока

раскрытие особенностей внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формирование знаний о классификации рыб.

Формы и методы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология урока

Проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Особенности организации рыб.»

Технологическая карта урока по теме: Особенности организации и жизнедеятельности рыб

Тип урока

комбинированный

Авторы УМК

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов»- учебник 7 класс

Цели урока

раскрытие особенностей внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формирование знаний о классификации рыб.

Формы и методы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология урока

Проблемного обучения

понятия и термины

Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия

Планируемые результаты

Личностные: Развитие познавательны интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Метапредметные:

Регулятивные: принятие учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление контроля по результату; прогнозирование результатов уровня усвоения учебного материала.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме; поиск и выделение нужной информации в учебнике; умение структурировать знания в виде таблицы; умение анализировать рисунки; формулирование ответов на вопросы; осуществление поиска информации из опыта.

Коммуникативные: умение слушать друг друга; взаимодействие с учителем и другими учениками; владение диалоговой формой речи; формулирование своего мнения, прислушивание к мнению других.

Предметные: у учащихся формируются знания:

- особенности внешнего строения рыб; -особенности строения хрящевых и костных рыб;

учащиеся должны уметь:- различать хрящевых и костных рыб по внешним признакам;

- объяснять взаимосвязь внешнего строения рыб со средой обитания.

Оборудование

Классная доска, компьютер

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику


Этапы урока

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к деятельности

1 мин

Фронтальная

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на учебную деятельность

Слушают, настраиваются к учебной деятельности

Регулятивные: создание эмоционального настроя на урок

Актуализация знаний

5 мин

Фронтальная








Прием «До и после», фронтальная

Отгадайте загадку.

Есть голова, да нет волос,
Есть глаза, да нет бровей,
Перья есть, да не летает, 
В холоде не зябнет и жары не боится.
Ног нет, да не догонишь (рыба).

Как вы догадались, тема нашего урока… «Особенности организации и жизнедеятельности Рыб».

Кто такие рыбы? Что вы знаете о рыбах?

Заполняет таблицу на доске, записывает высказывания учащихся в первую колонку

знаю

узнаю




Отгадывают загадку, высказывают свои определения





Высказывают все, что знают о рыбах

Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности;

Регулятивные: принятие учебной задачи;

Коммуникативные:умение слушать друг друга;

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме о рыбах;

Изучение нового материала

25 мин

Фронтальная





Прием «Диаграмма Венна», индивидуальная








Работа с учебником, электронным приложением учебника, индивидуальная















Для выяснения особенностей строения рыб и приспособления к водной среде, выполняют лабораторную работу










Прием «Генераторы-критики», работа в группах

Проблемный вопрос









Проблемный вопрос


Проблемный вопрос



Проблемный вопрос





Проблемный вопрос






Проблемный вопрос









Проблемный вопрос










Проблемный вопрос











Проблемный вопрос









Проблемный вопрос













Физкультминутка.

Организует объяснение нового материала, задает вопросы.

Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде.

- Какие особенности строения рыб знаете в связи с жизнью в воде?

Записывает ответы на доске в виде схемы

чешуя форма тела

\ /

Рыба

/ ↓ \

слизь окраска

плавники

- Класс Рыбы насчитывает 20 тыс. видов. В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные.

По таблице «Класс Рыбы» определите общие и отличительные особенности хрящевых и костных рыб.

Общее

Отличительные особенности

Костные рыбы

Хрящевые рыбы

-водная среда обитания;

- жабры;

- плавники;

- обтекаемая форма тела;

- 96%

-костный скелет;

-есть жаберные крышки;

- в пресных и морских водоемах;

- есть плавательный пузырь;

-равнолопасный хвостовой плавник

- 4%

-хрящевой скелет;

-нет жаберных крышек;

-поперечное ротовое отверстие;

- в морях;

-нет плавательного пузыря;

-неравнолопасный хвостовой плавник

Дополняет отличительные признаки


Лабораторная работа «Внешнее строение и особенности передвижения рыб».

Ознакомьтесь с целью, оборудованием и ходом выполнения работы.

Цель: выяснить, какие особенности внешнего строения рыбы, способствуют обитанию в водной среде

Оборудование: аквариумные рыбы, рисунки учебника, слайды презентации

Ход работы.

1. Рассмотрите внешнее строение рыбы

2. Ответьте на вопросы, заполнив таблицу.

Вопрос Ответ

Форма тела у рыбы

Чем и как покрыта кожа рыбы

В чем разница в окраске спинной и

брюшной стороны тела рыбы

Тип окраски

- Предлагаю разделиться на 2 группы: генераторы и критики. Генераторы предлагают варианты решения проблемного вопроса, а критики выбирают из предложенных вариантов наиболее подходящий.

- Почему рыбы имеют разную окраску тела? Что определяет окраску тела рыб? ( Окраска тела рыб – результат приспособления к условиям жизни в воде. Она зависит от цвета грунта, толщи воды, освещенности, водной и прибрежно-водной растительности. В толще воды рыбы имеют зеленоватую или синеватую окраску на спине, серебристую на боках и брюхе. Тело многих донных рыб не окрашено. Окраска тела рыб изменяется также с возрастом).

- Например, окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней. Почему? (более темный, торфяной грунт)

- Например, коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие? (т.к. кораллы – это их место обитания, и они сливаются с цветом кораллов).

- Какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Где легче бежать, в воде или по берегу? (В водной среде большое сопротивление, следовательно, в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе. Этим сопротивлением является - сила трения).

- Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения? (Чешуя и слизь. Рост чешуи – годичные кольца. Чешуя выполняет защитную функцию (от механических повреждений) и поддерживает форму тела. Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов) - Почему рыба не тонет? (У рыб плавательный пузырь, заполненный смесью газов, у акул – жир. Увеличение объема плавательного пузыря – уменьшает плотность и способствует передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема плавательного пузыря облегчает погружение, т.к. у мышц и скелета плотность больше и нужны специальные меры – «поплавки».)

- Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку? (Внутри лодки – большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря).

- Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться? (Плавники и мышцы. Плавники бывают парные и непарные. К парным относят грудные и брюшные плавники, они работают как весла, придают горизонтальное положение, повороты, верх, вниз. К непарным плавникам относят спинной, анальный и хвостовой плавники. Хвостовой плавник создает движение вперед. Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно).

- Чем дышат рыбы? (Кислородом, растворенным в воде)- Органы дыхания? (Жабры)

- Почему зимой может происходить замор (удушье) рыбы? (Кислород в водоемы не поступает, а потребление его продолжается. Возникает прямая угроза кислородного голодания. Замору способствует: продолжительность ледостава, толщина ледяного панциря, небольшая глубина водоемов. Поэтому необходимо делать проруби, лунки)

- В аквариуме к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? (Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебания воды и отраженные от различных предметов волны; определять величину движущихся объектов. Все это позволяет не натыкаться на предметы и успешно схватывать добычу).

- Также рыбы в воде воспринимают различные запахи и способны различать вкус: горькое, сладкое, кислое, соленое.

Встали у своих парт. Представьте, что вы маленькая рыбка (совершаем плавательные движения), плаваете в просторах мирового океана. Вдруг сзади показалась акула. Вам необходимо быстрее добраться до безопасного места. Молодцы! Глубоко вдохнули, выдохнули, садимся.





Озвучивают особенности строения рыб, связанные с жизнью в воде






Рассматривают таблицу «Класс Рыбы», находят общие и отличительные признаки, строят таблицу и данные фиксируют в таблицу





Выполняют лабораторную работу



Находят признаки приспособленности к водному образу жизни

















Группа генераторов предлагает варианты решения проблемы, группа критиков выбирает из предложенных вариантов наиболее подходящий


Высказывают свои суждения











































Личностные: дополнение и расширение имеющихся знаний по теме;

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление контроля по результату;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и другими учениками; владение диалоговой формой речи;

Познавательные: поиск и выделение нужной информации в учебнике; умение структурировать знания в виде таблицы; умение анализировать рисунки; формулирование ответов на вопросы; осуществление поиска информации из опыта


Первичное закрепление знаний

8 мин

Работа по карточкам «Выбери верные утверждения», индивидуальная






Заполнить пропуски в выводе

Выпишите номера  правильных утверждений.

1.У акул и скатов хрящевой скелет.

2.Голова рыб незаметно переходит в туловище , а туловище –в хвост.

3.Кровеносная система рыб не имеет сердца.

4.У всех рыб есть плавательный пузырь.

5.Органы дыхания рыб- жабры.

6.Кожа рыб сухая и голая.

7.При увеличении объёма плавательного пузыря рыба становится легче.

Сделайте вывод, что является приспособлением рыб к водной среде:

Рыбы _______________ приспособлены для жизни в воде.

Имеют __________ форму тела, _________, обеспечивающие движение в воде. _______ расположена от головы к хвосту, тело покрыто __________.Окраска различная: ________________, ___________________.Рыбы могут ______________________ на различные раздражители.

Выписывают верные утверждения и выполняют самопроверку






Делают вывод по цели урока

Регулятивные: прогнозирование результатов освоения изученного материала

Рефлексия

5 мин

Прием «До и после», фронтальная

Заполнение колонки «узнал», фиксирует, что нового учащиеся узнали на уроке

знаю

узнал



Ваше отношение к уроку:

Мне было интересно и понятно

Доволен работой на уроке

Не уверен, что усвоил новый материал

Ничего не понял

Высказывают, что нового узнали на уроке

Личностные: оценивание собственной учебной деятельности;

Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения учебного материала;

Коммуникативные: формулирование своего мнения, прислушивание к мнению других

Домашнее задание

1 мин


Записывает домашнее задание на доске

1.§, рабочая тетрадь ,

2. подготовить сообщения о хрящевых рыбах – на выбор

Записывают домашнее задание

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи на длительное время




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!