Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, почему слово «иероглиф» означает «священное письмо» | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян еще в древности называли иероглифами – «священными письменами». В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально они все были похожи на рисунки. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком. Один значок мог обозначать и несколько звуков. Гласные звуки иероглифами не передавались. Египтяне придумали ещё одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок – определитель, который не читается, а только подсказывает, о чем идет речь. Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом. Запишите в тетрадь: Иероглиф – «священное письмо». Гласные звуки иероглифами не передавались. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задание 1. - в парах выявите причины появления письменности у египтян. - обсудите с соседом по парте, почему грамоту изучали мальчики из обеспеченных семей. - составьте кроссворд из 8 слов по теме данного пункта параграфа. Учитель: египтяне использовали различный писчий материал: камень, дерево, глиняные черепки, кожу, папирус. Сообщение учащегося: Секрет изготовления древними египтянами папируса был раскрыт в 1965 г. Папирус изготавливается из одноименного растения –папируса, который в Египте в настоящее время выращивается на огромных плантациях. В древности он в диком виде рос по берегам Нила. Древние египтяне связывали его с культом Солнца, так называемая верхушка растения в виде метелки напоминает солнечные лучи, а стебель треугольной формы похож на пирамиду. Первоначально отделяют метелку, потом со ствола растения аккуратно срезают зеленую кожуру. Она очень прочная и жесткая и потому применяется для производства сандалий, сумок и прочих изделий. Чтобы лист папируса был максимально тонким, мягким, гибким, как бумага, сердцевину растения расщепляют и нарезают на тонкие полоски двух видов: широкую и узкую. Сердцевина растения сочная, так как содержит много влаги и сахара, она достаточно ломкая. Чтобы удалить влагу и сахар, полоски тщательно обрабатывают деревянным молотком и скалкой. Затем следует вымачивание в воде. Это важнейшая процедура, от которой зависит цвет листа. Цвет папируса может быть светлым, а может - и темно-коричневым. Секрет цвета заключается в длительности вымачивания. Если вымачивать папирус 6 дней, получается почти белый холст, если 8 – 10 дней, цвет будет песочным, а если 12 – 14 дней, папирус приобретает коричневый оттенок. После вымачивания широки и узкие полоски аккуратно выкладывают на куске войлока внахлест крест – накрест. Сверху также накрывают куском войлока. На готовом листе папируса легко можно разглядеть рисунок полосок. После этого заготовку листа в войлоке помещают под пресс, где она высыхает и склеивается за счет выделения остатков сахара и влаги. Это натуральный клей. При средней выдержке получается папирус песочного цвета. Ну а далее – дело за художниками. Теперь все зависит от их мастерства и опытности! Задание 2. прочитайте пункт параграфа 3 «Школа готовила писцов и жрецов» выполните задание: Какими открытиями человечество обязано египтянам. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять причины появления письменности у египтян Рассказывать технологию изготовления папируса Объяснять, что способствовало развитию науки в Древнем Египте Давать определение понятиям: папирус, иероглиф, письмо | Устный опрос |