СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Письменность и знания древних египтян" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Письменность и знания древних египтян

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. Загадочные письмена

  2. Египетские папирусы

  3. Школа готовила писцов и жрецов

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о письменности и знаний в Древнем Египте

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Иероглиф, папирус, знания по математике, химии, биологии, медицине

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, почему слово «иероглиф» означает «священное письмо»

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы


Учитель.

Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян еще в древности называли иероглифами – «священными письменами».

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально они все были похожи на рисунки. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком. Один значок мог обозначать и несколько звуков. Гласные звуки иероглифами не передавались. Египтяне придумали ещё одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок – определитель, который не читается, а только подсказывает, о чем идет речь. Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Запишите в тетрадь:

Иероглиф – «священное письмо».

Гласные звуки иероглифами не передавались.

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Задание 1.

- в парах выявите причины появления письменности у египтян.

- обсудите с соседом по парте, почему грамоту изучали мальчики из обеспеченных семей.

- составьте кроссворд из 8 слов по теме данного пункта параграфа.

Учитель: египтяне использовали различный писчий материал: камень, дерево, глиняные черепки, кожу, папирус.

Сообщение учащегося:

Секрет изготовления древними египтянами папируса был раскрыт в 1965 г.

  1. Папирус изготавливается из одноименного растения –папируса, который в Египте в настоящее время выращивается на огромных плантациях. В древности он в диком виде рос по берегам Нила. Древние египтяне связывали его с культом Солнца, так называемая верхушка растения в виде метелки напоминает солнечные лучи, а стебель треугольной формы похож на пирамиду.

  2. Первоначально отделяют метелку, потом со ствола растения аккуратно срезают зеленую кожуру. Она очень прочная и жесткая и потому применяется для производства сандалий, сумок и прочих изделий.

  3. Чтобы лист папируса был максимально тонким, мягким, гибким, как бумага, сердцевину растения расщепляют и нарезают на тонкие полоски двух видов: широкую и узкую. Сердцевина растения сочная, так как содержит много влаги и сахара, она достаточно ломкая. Чтобы удалить влагу и сахар, полоски тщательно обрабатывают деревянным молотком и скалкой.

  4. Затем следует вымачивание в воде. Это важнейшая процедура, от которой зависит цвет листа. Цвет папируса может быть светлым, а может - и темно-коричневым. Секрет цвета заключается в длительности вымачивания. Если вымачивать папирус 6 дней, получается почти белый холст, если 8 – 10 дней, цвет будет песочным, а если 12 – 14 дней, папирус приобретает коричневый оттенок.

  5. После вымачивания широки и узкие полоски аккуратно выкладывают на куске войлока внахлест крест – накрест. Сверху также накрывают куском войлока. На готовом листе папируса легко можно разглядеть рисунок полосок.

  6. После этого заготовку листа в войлоке помещают под пресс, где она высыхает и склеивается за счет выделения остатков сахара и влаги. Это натуральный клей.

  7. При средней выдержке получается папирус песочного цвета.

  8. Ну а далее – дело за художниками. Теперь все зависит от их мастерства и опытности!

Задание 2. прочитайте пункт параграфа 3 «Школа готовила писцов и жрецов» выполните задание: Какими открытиями человечество обязано египтянам.

Записывают определения в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа в рабочей тетради

Прочитайте документ «Поучение писцов ученикам» и выполните в рабочей тетради упр. № 40

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Устные ответ

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Объяснять причины появления письменности у египтян

Рассказывать технологию изготовления папируса

Объяснять, что способствовало развитию науки в Древнем Египте

Давать определение понятиям: папирус, иероглиф, письмо

Устный опрос

Домашнее задание

1

§ 12. рабочая тетрадь упражнение № 41

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике




Сообщение учащегося:

Секрет изготовления древними египтянами папируса был раскрыт в 1965 г.

  1. Папирус изготавливается из одноименного растения –папируса, который в Египте в настоящее время выращивается на огромных плантациях. В древности он в диком виде рос по берегам Нила. Древние египтяне связывали его с культом Солнца, так называемая верхушка растения в виде метелки напоминает солнечные лучи, а стебель треугольной формы похож на пирамиду.

  2. Первоначально отделяют метелку, потом со ствола растения аккуратно срезают зеленую кожуру. Она очень прочная и жесткая и потому применяется для производства сандалий, сумок и прочих изделий.

  3. Чтобы лист папируса был максимально тонким, мягким, гибким, как бумага, сердцевину растения расщепляют и нарезают на тонкие полоски двух видов: широкую и узкую. Сердцевина растения сочная, так как содержит много влаги и сахара, она достаточно ломкая. Чтобы удалить влагу и сахар, полоски тщательно обрабатывают деревянным молотком и скалкой.

  4. Затем следует вымачивание в воде. Это важнейшая процедура, от которой зависит цвет листа. Цвет папируса может быть светлым, а может - и темно-коричневым. Секрет цвета заключается в длительности вымачивания. Если вымачивать папирус 6 дней, получается почти белый холст, если 8 – 10 дней, цвет будет песочным, а если 12 – 14 дней, папирус приобретает коричневый оттенок.

  5. После вымачивания широки и узкие полоски аккуратно выкладывают на куске войлока внахлест крест – накрест. Сверху также накрывают куском войлока. На готовом листе папируса легко можно разглядеть рисунок полосок.

  6. После этого заготовку листа в войлоке помещают под пресс, где она высыхает и склеивается за счет выделения остатков сахара и влаги. Это натуральный клей.

  7. При средней выдержке получается папирус песочного цвета.

  8. Ну а далее – дело за художниками. Теперь все зависит от их мастерства и опытности!