СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии "Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии по теме "Фотосиетез".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии "Фотосинтез"»

Урок 16


Предмет

биология

Класс

6

Тема урока

Фотосинтез

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений; раскрыть космическую роль зеленых растений в жизни нашей планеты.

Задачи:

Образовательные: Продолжить формирование понятия о способах питания растений; познакомить с воздушным питанием растений; раскрыть понятие «фотосинтеза»; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза.

Развивающие: Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, анализировать и формулировать выводы

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Оборудование:

карточки с познавательными материалами и заданиями, раствор йода, предварительно обесцвеченные в спиртовом растворе листья герани окаймленной, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.

Методы проведения урока:

Работа в группах, самостоятельная работа с учебником, печатной тетрадью

Технологии:

технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах, работа в группах

Планируемые образовательные результаты: .

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомятся со способом воздушного питания растений, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлорофилла в образовании органических веществ.


1.Познавательные УУД:      - закреплять умение  представлять информацию в виде таблицы;      - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

2.Регулятивные УУД:      - формировать умение концентрировать внимание;   - закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

  3. Коммуникативные УУД:      - формировать умение работать  в группе;      -  представлять результат своей деятельности

формируется научное мировоззрение.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.


Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1 этап. Организационный момент.


Здравствуйте. Ребята!


Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!


Готовятся к уроку

Приветствуют учителя


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.


Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция

2 этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Организует беседу по вопросам и работу у доски:

- Что такое минеральное питание?

- Как происходит всасывание воды и минеральных веществ?

Один ученик выполняет у доски схему «Виды удобрений» с последующим рассказом.

- Зачем нужно вносить удобрения?

- Как выявить недостаток удобрений?

- Как надо применять удобрения?

Отвечают на поставленные вопросы


Познавательные: 

Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные

умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

3 Этап изучения новых знаний и способов действий

Поиск  информации















































Физкультминутка

Учитель: Басня Крылова «Листы и корни»

В прекрасный летний день Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами* шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

"Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами". -

"Примолвить* можно бы спасибо тут и нам", -

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?" –

Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те, Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы - Корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится:

А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас".

А какое отношение басня Крылова иметь к уроку биологии?


Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли о споре между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дерева.

Ребята, какой вид питания мы с Вами уже изучили?

А какой тип питания мы еще не рассматривали, хотя и говорили о нем в 5 классе?

Тема нашего урока. «Фотосинтез»(воздушное питание растений)

Ребята, так что же важней? Давайте решим эту проблему

Какие цели мы поставим перед собой?

Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. После вступительного слова учителя класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает карточку с материалом для анализа и вопросами. Время на работу с карточкой – 5-10 минут. Затем выступления представителей групп. (Приложение1)

Перед выступлением представителей групп учитель рассказывает предысторию вопроса. Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?Было совершенно ясно, что растение не может жить без почвы. Поэтому сначала предполагали, что именно из почвы растение получает все необходимое. Богатая фантазия помогала представить на кончиках корней маленькие ротики, которые поедают почвенные частицы.В XVII веке голландский врач Ян Баптист ван Гельмонт доказал, что почва для растения не самое главное.

Руки вверх и руки вниз , на носочки поднялись .

То присели, то пригнулись и опять же улыбнулись

Слушают басню.



























Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы


Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии.






Делятся на группы, выполняют работу в группе












Взмахи руками, покачивания, приседания

Личностные: 

действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   






















Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: делать выводы по результатам работы.

Познавательные УУД: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

5. Этап первичной проверки понимания изученного

-Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?

-Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на урожае? Объясните свою точку зрения.

-* Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля: на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте.

-А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл)

-Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?

-Найдите ошибки ,допущенные автором письма? Исправьте ошибки.

Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом

Отвечают на вопросы учителя, решают биологические задачи.


Коммуникативные:

Умение отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: 

мотивировать свои действия.

6. Первичное закрепление

- выполните зад. 65-66 в печ тетр.с.34

Работают с учебником и рабочей тетрадью. 


Познавательные: Отвечать на поставленные вопросы; объяснять сущность фотосинтеза, условия и итоги фотосинтеза..

6. Этап информации о д/з

П. 16, в тетр. зад 67,68


Записывают д/з

7.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок



8.Этап рефлексии

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог.

- Достигли ли мы цели урока?

- Что было самым трудным? Интересным?

- Что понравилось или не понравилось?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

- Ощущали ли вы взаимопомощь в группе?

-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?

Осмысливают собственное состояние, фиксируют изменения.

Работают с рефлексивными листами. Проводят самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные: самоконтроль

Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа

Приложение 1

Выступление групп

Группа 1

Используя тест учебника стр.87 – 88, ответьте на вопросы:

1.Какие веществ образуются в листьях в процессе фотосинтеза?

2. Как доказать, что в процессе фотосинтеза образуются органическое вещество сахар( крахмал)?

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли


Группа 2


Используя тест учебника стр.88 – 89, ответьте на вопросы:

1.Каки органы растения участвуют в процессе фотосинтеза?

2. Как доказать, что в процессе фотосинтеза участвуют органы, содержащие хлорофилл?

Значение фотосинтеза:

1 .В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

2 .Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  1. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли



Группа 3


Используя тест учебника стр.89 – 90, ответьте на вопросы:

  1. Какие вещества необходимы, чтобы процесс фотосинтеза происходил в растении?

  2. Докажите, что крахмал образуется только при наличии углекислого газа.


Значение фотосинтеза:

1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли




Группа 4


Используя тест учебника стр.90, ответьте на вопросы:

1.Какие вещества выделяют растения в процессе фотосинтеза?

2.какие условия необходимы для выделения кислорода?

3. Докажите, что в процессе фотосинтеза выделяют кислород?


Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли


О роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест
  1. Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?

а) кислород б) вода в) углекислый газ г) сахар

  1. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез?

а) в ядре б) в хлоропластах в) в вакуолях г) в лейкопластах

  1. Как доказать, что органические вещества в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету?

а) поставить растение на свет, а затем с помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала

б) одно растение надо поставить на свет, а другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в растениях

в) поставить растение в темное место и проверить содержание в нем крахмала йодной пробой

г) срезать лист у любого растения в природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала

  1. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород?

а) Джозеф Пристли б) К.А.Тимирязев в) Жан Сенебье г) ван Гельмонт

  1. Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук:

а) погибнет б) не образует клубни в) начнет лучше куститься г) ничего не произойдет



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Домашнее задание (биологические задачи)


  1. Известно, что 50м2 зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час 1 человек, то есть 40г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?


  1. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных?


  1. Исследователи установили, что интенсивность фотосинтеза в течение дня сильно изменяется. Наиболее высокая она утром, а к полудню падает, но к вечеру снова немного возрастает. Объясните, какие факторы вызывают изменение интенсивности фотосинтеза в течение дня?


  1. Хозяйка сорвала верхние зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она сделала?


  1. В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух углекислым газом. С какой целью это делают?



Литература

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/04/24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!