3 Этап изучения новых знаний и способов действий Поиск информации Физкультминутка | Учитель: Басня Крылова «Листы и корни» В прекрасный летний день Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами* шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: "Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами". - "Примолвить* можно бы спасибо тут и нам", - Им голос отвечал из-под земли смиренно. "Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?" – Листы, по дереву шумя, залепетали. "Мы те, Им снизу отвечали, - Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы - Корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, Что с новою весной лист новый народится: А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас". А какое отношение басня Крылова иметь к уроку биологии? Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли о споре между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дерева. Ребята, какой вид питания мы с Вами уже изучили? А какой тип питания мы еще не рассматривали, хотя и говорили о нем в 5 классе? Тема нашего урока. «Фотосинтез»(воздушное питание растений) Ребята, так что же важней? Давайте решим эту проблему Какие цели мы поставим перед собой? Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. После вступительного слова учителя класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает карточку с материалом для анализа и вопросами. Время на работу с карточкой – 5-10 минут. Затем выступления представителей групп. (Приложение1) Перед выступлением представителей групп учитель рассказывает предысторию вопроса. Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?Было совершенно ясно, что растение не может жить без почвы. Поэтому сначала предполагали, что именно из почвы растение получает все необходимое. Богатая фантазия помогала представить на кончиках корней маленькие ротики, которые поедают почвенные частицы.В XVII веке голландский врач Ян Баптист ван Гельмонт доказал, что почва для растения не самое главное. Руки вверх и руки вниз , на носочки поднялись . То присели, то пригнулись и опять же улыбнулись | Слушают басню. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Делятся на группы, выполняют работу в группе Взмахи руками, покачивания, приседания | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: делать выводы по результатам работы. Познавательные УУД: структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
5. Этап первичной проверки понимания изученного | -Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему? -Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на урожае? Объясните свою точку зрения. -* Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля: на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте. -А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл) -Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? -Найдите ошибки ,допущенные автором письма? Исправьте ошибки. Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом | Отвечают на вопросы учителя, решают биологические задачи. | Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
8.Этап рефлексии | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. - Достигли ли мы цели урока? - Что было самым трудным? Интересным? - Что понравилось или не понравилось? - Как бы вы оценили свое участие на уроке? - Ощущали ли вы взаимопомощь в группе? -Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание? | Осмысливают собственное состояние, фиксируют изменения. Работают с рефлексивными листами. Проводят самоанализ и самооценку. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека. Регулятивные: самоконтроль Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа |