СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии на тему: Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии на тему: Бактерии"»


МКОУ «Левашинская СОШ»





Технологическая карта

урока биологии в 5 классе

на тему: «Бактерии»

на основе системно-деятельного метода обучения по УМК под ред Н. И.Сонина.






Выполнила: учитель биологии

Кулибекова А.А.

Технологическая карта урока

Тема урока: Бактерии

Дата проведения 19.11.2022г

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности, разнообразии и роли .

Задачи:
Образовательные: изучить значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности, сформировать знания о бактериях возбудителях болезней.

Развивающие: развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить сходство и отличия различных групп бактерий..
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Предметные результаты:

  • сформировать умение рассказывать о строении бактерий;

  • сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;

  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Оборудование: презентация.

Название техн этапов урока, их содержание

Конспект

УУД


1. Орг. момент

Учитель: Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Озвучивается китайская мудрость «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»


Регулятивные УУД

1. уметь организовать собственную деятельность;

Личностные УУД

1. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Постановка цели и задач урока.


Мотивация (самоопределение)
учебной деятельности учащихся.



Учитель: Демонстрирует рисунки









  1. Задает вопросы:

  2. - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- результат деятельности каких организмов мы увидели?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.


Постановка проблемы:

Как вы думаете, что сегодня будем изучать на уроке? Тема урока? Задачи урока?

Сегодня мы ознакомимся с бактериями как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности, разнообразии и роли в природе и жизни человека.


Составим план нашего урока. Записывают на доске:

1.Строение бактерий

2.Значение спор

3. Многообразие бактерий и их значение.

Регулятивные УУД:

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

2.Определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Коммуникативные УУД:

1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
3. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3.Актуализация знаний.



Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?


  1. Формулирует и записывает учебную задачу: «Как сохранить яблоко свежим?».


  1. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:

  2. ?

    - Какое имеют строение?

    - Когда и как размножаются?

    - Какие бактерии поселяются?

    - Какую имеют форму?

    - Приносят пользу или вред?

    и тд.

  3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Познавательные УУД:
1. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Личностные УУД:
1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Распределение учащихся на 4 группы .



Инструкция

Общая часть для всех групп



  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

  2. Прочитайте текст параграфа 11.

  3. Назовите его.

  4. Составьте план текста, задание № 70 в тетради.


1 группа

  • Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

  • Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.


2 группа

  • Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

  • Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

  • Сформулируйте и запишите определение «Спора –это..»

  • Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

  • Заполните схему. Значение бактерий

+ -





  • Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

Познавательные УУД:

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию.

2.анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1. уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения,

2.выделять в учебном материале главное.

Регулятивные УУД:

1.умение планировать работу

2.Уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы

Физкультминутка

слайд


5. Первичная проверка знаний.

Каждая группа отчитывается по заданиям, задает вопросы, которые составили. Учащиеся отвечают на вопросы.


Познавательные УУД: 1.Искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:1. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Личностные УУД 1.Оценивать собственный вклад в работу группы


6. Первичное закрепление.

Применение знаний.

Задание № 63, 69

Клевер

Много клевера сортов:

Белый, желтый, красный…

Сладок запах их цветов

В летний полдень ясный.

В них сокрыт обильный мед,

Вкусный и душистый.

И недаром жадно льнет

Шмель к ним волосистый.

Земледельцу клевер – клад.

Дар чудесный неба.

И везде его велят

Сеять возле хлеба.

Ничего от почвы он

Даром не похитит.

Ею вскормлен и взращен,

И ее насытит.

О чем речь?

Царица грозная, Чума

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Что делать нам? и чем помочь?

Регулятивные УУД:

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД:1.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное ,

объяснение значения новых слов

















7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 11, задание № 68 в тетради и 3 на выбор


Коммуникативные УУД:

уметь доказывать собственную точку зрения.

Регулятивные УУД: 1.Выполнять учебную задачу

2.. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки..

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся.

Познавательные УУД:: выполнять работу, анализировать и контролировать результаты.

Коммуникативные УУД: Уметь выражать свои мысли. Рефлексия своих действий

Регулятивные УУД: выделять и осознавать, качество и уровень усвоение.