Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| |
| Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Класс: ___________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: _________________________________________________________________________________________________________________
Автор УМК ______________________________________________________________________________________________________________
Тема урока: ______________________________________________________________________________________________________________
Тип урока: _______________________________________________________________________________________________________________
Содержательный аспект урока |
1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся |
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся | 5 4 3 2 1 | Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчитанным на зону актуального развития учащихся) |
2. Реализация компетентностного подхода |
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучение с жизнью | 5 4 3 2 1 | Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода. Отсутствует связь обучения с жизнью, теории с практикой |
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий |
На уроке используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации | 5 4 3 2 1 | На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации |
4. Развивающая направленность заданий |
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер | 5 4 3 2 1 | Задания развивающего характера практически отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера |
Структура и логика построения урока |
5. Структура урока |
Структура урока соответствует специфике учебного предмета | 5 4 3 2 1 | Структура урока не соответствует специфике учебного предмета |
6. Логика построения урока |
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока | 5 4 3 2 1 | Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано. |
Методический и технологический аспекты урока |
7. Формы учебной работы |
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока | 5 4 3 2 1 | Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске. |
8. Методы обучения и методические приемы |
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся | 5 4 3 2 1 | На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос – ответ» |
9. Характер используемой наглядности |
Широко используются условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.) | 5 4 3 2 1 | Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций и т.п.) |
10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения |
Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. Средства обучения используются целесообразно с учетом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития | 5 4 3 2 1 | Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учета специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно |
11. Организация оперативной обратной связи |
Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные) | 5 4 3 2 1 | Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, не осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются |
12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей |
Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока) | 5 4 3 2 1 | Работа строится в расчете на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения |
Деятельностный аспект урока |
13. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности |
На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов | 5 4 3 2 1 | Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации |
14. Постановка учебных задач. Организация целеполагания |
На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведется работа по усвоению детьми способов действия | 5 4 3 2 1 | На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельности. не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания |
15. Формирование познавательных УУД |
Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.) | 5 4 3 2 1 | Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала |
16. Формирование регулятивных УУД |
Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность | 5 4 3 2 1 | Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель |
17. Формирование коммуникативных УУД |
Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.) | 5 4 3 2 1 | Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя |
18. Характер активности детей |
Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности | 5 4 3 2 1 | На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздействия учителя |
Организационный аспект урока |
19. Темп проведения урока |
Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий | 5 4 3 2 1 | Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.). |
20. Организация класса, дисциплина |
Четкая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы | 5 4 3 2 1 | Отсутствие четкости в организации класса. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестоких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей |
Коммуникативный и личностный аспекты урока |
21. Организация учебного сотрудничества |
Организованно сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократичного | 5 4 3 2 1 | Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напрядены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитарный. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий |
22.Психологический климат урока |
На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям | 5 4 3 2 1 | Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом «силовым» методами |
23. Учет личностных особенностей учащихся |
На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъектный опыт. Учитываются интересы учащихся | 5 4 3 2 1 | Личностные особенности детей на уроке не учитываются |
Педагогическая техника учителя |
24. Владение речью |
У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом | 5 4 3 2 1 | Речь учителя недостаточно выразительная, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно |
25. Владение невербальными средствами общения |
Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения | 5 4 3 2 1 | Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства |
Самоанализ урока учителем |
26. Формулировка учителем целей урока |
Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока | 5 4 3 2 1 | Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или нелепо (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие) |
27. Соотнесение учителем целей и результатов урока |
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине | 5 4 3 2 1 | Учитель не может соотнести цели и результаты урока |