СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ФГОС, схема анализа и оценки урока.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в соответствии с  ФГОС, подробная схема анализа и оценки урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ФГОС, схема анализа и оценки урока.»

Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся





Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату


Технологическая карта урока


Учебный предмет: _________________________________________________________________________________________________________

Класс: ___________________________________________________________________________________________________________________

Учитель: _________________________________________________________________________________________________________________

Автор УМК ______________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________________________________________________________________

Тип урока: _______________________________________________________________________________________________________________


Этап урока

Деятельность учителя

Характеристика деятельности учащихся

Результаты

Реализация индивидуального маршрута сопровождения

Предметные

Личностные

Метапредметные

Личностные УУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД






















Схема комплексного анализа и оценки урока

Содержательный аспект урока

1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся

5 4 3 2 1

Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчитанным на зону актуального развития учащихся)

2. Реализация компетентностного подхода

Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучение с жизнью

5 4 3 2 1

Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода. Отсутствует связь обучения с жизнью, теории с практикой

3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий

На уроке используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации

5 4 3 2 1

На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации

4. Развивающая направленность заданий

Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер

5 4 3 2 1

Задания развивающего характера практически отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера

Структура и логика построения урока

5. Структура урока

Структура урока соответствует специфике учебного предмета

5 4 3 2 1

Структура урока не соответствует специфике учебного предмета

6. Логика построения урока

Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока

5 4 3 2 1

Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано.

Методический и технологический аспекты урока

7. Формы учебной работы

Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока

5 4 3 2 1

Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске.

8. Методы обучения и методические приемы

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся

5 4 3 2 1

На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос – ответ»

9. Характер используемой наглядности

Широко используются условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.)

5 4 3 2 1

Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций и т.п.)

10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. Средства обучения используются целесообразно с учетом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития

5 4 3 2 1

Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учета специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно

11. Организация оперативной обратной связи

Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные)

5 4 3 2 1

Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, не осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются

12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их

индивидуальных особенностей

Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока)

5 4 3 2 1

Работа строится в расчете на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения

Деятельностный аспект урока

13. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов

5 4 3 2 1

Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации

14. Постановка учебных задач. Организация целеполагания

На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведется работа по усвоению детьми способов действия

5 4 3 2 1

На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельности. не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания

15. Формирование познавательных УУД

Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.)

5 4 3 2 1

Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала

16. Формирование регулятивных УУД

Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность

5 4 3 2 1

Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель

17. Формирование коммуникативных УУД

Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.)

5 4 3 2 1

Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя

18. Характер активности детей

Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности

5 4 3 2 1

На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздействия учителя

Организационный аспект урока

19. Темп проведения урока

Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий

5 4 3 2 1

Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.).

20. Организация класса, дисциплина

Четкая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы

5 4 3 2 1

Отсутствие четкости в организации класса. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестоких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей

Коммуникативный и личностный аспекты урока

21. Организация учебного сотрудничества

Организованно сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократичного

5 4 3 2 1

Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напрядены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитарный. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий

22.Психологический климат урока

На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям

5 4 3 2 1

Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом «силовым» методами

23. Учет личностных особенностей учащихся

На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъектный опыт. Учитываются интересы учащихся

5 4 3 2 1

Личностные особенности детей на уроке не учитываются

Педагогическая техника учителя

24. Владение речью

У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом

5 4 3 2 1

Речь учителя недостаточно выразительная, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно

25. Владение невербальными средствами общения

Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения

5 4 3 2 1

Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства

Самоанализ урока учителем

26. Формулировка учителем целей урока

Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока

5 4 3 2 1

Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или нелепо (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие)

27. Соотнесение учителем целей и результатов урока

Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине

5 4 3 2 1

Учитель не может соотнести цели и результаты урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!