СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по информатике по теме "Кодирование информации", 5 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС. Цель урока: способствовать формированию представления о кодировании информации; актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме; развивать познавательный интерес к изучаемой теме посредством самостоятельной работы учащихся по выполнению предложенных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по информатике по теме "Кодирование информации", 5 класс»

МОУ СОШ № 9









Технологическая карта урока (ФГОС)

(информатика и ИКТ, Кодирование информации)



составила учитель: информатика и ИКТ,

Егорова Татьяна Геннадьевна





г. Переславль-Залесский

2015-2016 учебный год

Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.

На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, промежуточная и итоговая самооценка, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия.

Тема урока: «Кодирование информации»

Класс: 5 класс

Тип урока: урок освоения и применения новых знаний.

Используемые технологии (методы, приёмы): словесные (беседа, рассказ,вопросы), наглядные (презентация), практическая работа.

Для формирования регулятивных УУД:

Для формирования познавательных УУД:

Для формирования коммуникативных УУД:

Для формирования личностных УУД:

Реализуемая программа: программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897; Примерной учебной программы по информатике и ИКТ для 5-9 классов (автор Босова Л.Л).

Цель урока: способствовать формированию представления о кодировании информации; актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме; развивать познавательный интерес к изучаемой теме посредством самостоятельной работы учащихся по выполнению предложенных заданий.

Задачи: - расширить и обогатить знания учащихся по теме «Кодирование информации», закрепить, обобщить и систематизировать имеющиеся знания по данному вопросу.

- продолжить работу по развитию умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД),

- упражнять в решении практических задач по кодированию информации.


Предметные результаты: получение представления о кодировании информации; знакомство со способами кодирования информации.

Научатся: уметь применять различные способы кодирования информации; уметь выбирать способ кодирования информации в зависимости от задач; выполнять основные способы кодирования информации.

Получат возможность научиться: использовать возможности кодирования информации для изменения формы представления информации.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты: способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности; приобретение опыта использования ИКТ- инструментов при кодировании информации; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; владение способами кодирования информации в компьютере; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности.

УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; аргументировать свою точку зрения; выслушивать собеседника и вести диалог; развивать логическое мышление; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: технология деятельностного типа, предметные задания, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов, работа в парах, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютеры учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.


Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время

Содержание УВЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Результат

Оценка

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный момент

а) проверка подготовленности учащихся к работе.

б) отсутствующие.


в) организация внимания обучающихся

Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи. Чтобы в конце урока все смогли сказать:

ЗНАЮ! УМЕЮ! МОГУ!

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

формирование навыков самоорганизации




Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

Проверка домашнего задания


- А теперь давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке?

Ведь повторение – мать учения!

Дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают, как выполнили письменное задание;

развитие грамотной речи

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска





Формулирование темы и целей

Подведение учащихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Какой информационный процесс мы разбирали на прошлом уроке?

- Назовите участников этого процесса?

- Как называются средства передачи информации?

- Посмотрите видеоролик, обсудите в парах личный опыт и обоснуйте ответ на вопрос: «Согласны ли вы с данными видеоролика?

- Вспомните, какие еще действия человек может совершать с информацией?

- Как человек хранит информацию?

-Назовите виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику;

- Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?

-Преобразуй звуковой сигнал в числовую и текстовую формы.

-Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?

-Преобразуй сигнал в текстовую форму;

-Подумай, какое действие с информацией ты выполнил, преобразовав её?

1. Дети отвечают на поставленные в презентации вопросы, обосновывая свои ответы, что такое

- звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и другие.

2. Слушают звуки будильника, обсуждают

и делают вывод о значении сигнала – пора вставать.

3. Смотрят видео и делают вывод о значении сигнала – «Я пришел, откройте дверь».

умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике


актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;


самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний;

формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;


Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы учащихся



Вывод: Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»

-Как вы думаете, что хотели нам сказать Матроскин и Шарик?

- значит, тема нашего урока будет связана с чем?

- А что вам подсказало, что говорить мы сегодня будем о шифрах.


Догадайтесь, как прочитать слово и узнаем тему урока.

-Тема урока: «Кодирование информации»

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока: Сформировать представления о кодировании информации. Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак. Сформировать правила кодирования/декодировать информации.

-Какие задачи на этот урок вы для себя поставите? Почему?

4. Смотрят отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино, делают вывод: возможно, Матроскин и Шарик общались друг с другом при помощи шифров

- Он передал Матроскину зашифрованное письмо, нарисовал на печке вигвам.


- что такое код и как кодировать информацию;

Дети смотрят видео и делают вывод о шифрах



выдвигают предположения:


«Кодирование информации»;

выдвигают предположения, чему они должны научиться








Изучение нового материала + одновременное закрепление

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень

знаний и систематизировать их

Вспомните свой жизненный опыт, обсудите с товарищем по парте следующие понятия:

Кодирование

Код

Сформулируйте их определения


- Найдите в учебнике эти определения, с. 25.

Знакомство с различными видами кодирования информации (презентация (Кодирование информации)

Учащиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат.

Учащиеся

- высказывают свои определения,

- анализируют их

-читают определение, пересказывают;

- рассматривают картинки и делятся жизненным опытом.





Готовность к восприятию новых знаний.






Словесная оценка учителя



Физкультминутка


снятие физического напряжения




Учащиеся научатся снимать напряжение для дальнейшей работы

Словесное поощрение учителя

Закрепление

Подвести итог проделанной работы на уроке

Работа в группах(задание)

-У вас на партах лежат задания, вам нужно закодировать информацию. ( См. приложение)

-Каким способом кодирования информации закодировала каждая группа?

( вывешивается задание на доску)

-Как читают слепые люди?

-Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде.

-Существует огромное количество кодов. Что же главное при кодировании/декодировании информации?

- Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица.

- Существует три основных способа кодирования информации:

- графический, числовой, символьный



- с помощью азбуки Брайля;

- смотрят видеоролик, запоминают


-Запоминают правила,

необходимость кодировочной таблицы;

- работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический.






Учащиеся учатся ра- ботать с графическим редактором

Словесное поощрение учителя

Компьютерный практикум


Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Выполните задание, закодировав предложенную информацию по определенному правилу.

Работа в группах

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания

Что у вас получилось и почему?

Кодируют информацию:

ОТТОПОТАКОПЫТ

ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ


Я изучаю информатику

Выполнение практического задания

развитие логического мышления


развитие навыков работы с ПК

умение работать в парах,

- развитие диалогической речи



Запись домашнего задания


§1.6, 1.7 с. 25

РТ: №87, 88,84 с.61

Работа с дневниками

рефлексия способов и условий действия, -






Итоги урока, рефлексия

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия

-А теперь давайте вспомним, на какие три вопроса мы с вами должны были ответить в конце урока?

В начале урока перед вами была поставлена цель: закончить ответ на три вопроса:

Я ЗНАЮ…

Я УМЕЮ…

Я МОГУ…

Попробуйте сформулировать свои ответы.

Теперь оцените себя, нарисовав координатную плоскость, отметьте на каком уровне вы находитесь в конце урока

Знаю! Умею! Могу! (ответы детей, их комментарии)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Результат взаимодействия: осознание пользы от урока





Ссылки на использованные интернет-ресурсы



  1. Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Информатика и ИКТ.5-7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5 кл.)

http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

  1. https://educontest.net/ru/3297300/технологическая-карта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя