Технологическая карта урока по информатике во 2 классе по теме «Кодирование информации»
Оглавление
Технологическая карта…………………………………………………………3
Современный урок и технологическая карта………………………………..10
Технологическая карта урока по ФГОС……………………………………..13
Структура урока по ФГОС…………………………………………………....22
Используемый матпериал…………………………………………………….28
Приложение_1 Презентация…………………………………………………29
Технологическая карта урока
Предмет: информатика
УМК ( Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова, Информатика учебник для 2 класса, рабочая тетрадь для 2 класса, тетрадь для контрольных работ для 2 класса, 2016 г., электронная рабочая тетрадь для 2 класса на сайте издательства: http://lbz.ru/files/8209/)
Класс: 2
Тема урока: Кодирование информации
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование у обучающихся представления о смысле слова «кодирование» и знакомство с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования
Метод обучения: словесный, наглядный, исследовательский, практический
Задачи:
-образовательная:
рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации;
сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» на основе анализа примеров;
познакомить обучающихся с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования;
научить обучающихся определять, различать и описывать способы кодирования информации;
раскрыть смысл кодирования с помощью алфавитного письма;
научить решать простые информационные задачи с использованием понятия «черный ящик».
- развивающая:
развивать навыки самостоятельной работы и самооценки в ходе конкретной учебной деятельности: при решении информационных задач и компьютерного практикума;
расширить представление обучающихся о различных алфавитах;
подготовить восприятие обучающихся к пониманию информационной сущности и назначения разговорных языков;
развивать информационную культуру и логическое мышление;
развивать речевую деятельность;
развивать умение кодирования информации для её хранения;
развивать способности самостоятельно ставить задачу кодирования информации на носители, проектировать пути реализации, контролировать и оценивать свои достижения;
развивать умения выполнять логические операции в процессе ращения информационных задач;
развивать умения работать с цифровыми образовательными ресурсами.
- воспитательная:
формировать у обучающихся положительную мотивацию к наблюдению за работой человека с информацией, к рефлексии собственной информационной деятельности;
развивать умение кодировать информацию в условиях морального, нравственного выбора;
формировать у обучающихся адекватную оценку их действий в соответствии с целью;
развивать самостоятельность, критичность;
развивать наблюдательность, навыки описания и исследования;
формировать активный словарный запас;
инициировать творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, инициативу, взаимопомощь при выполнении заданий на компьютере и в ходе решения информационных задач;
развивать умения самостоятельно справляться с доступными информационными задачами.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
что такое кодирование;
как люди кодируют информацию;
свойство письменного способа кодирования информации;
что в основе алфавитного письма лежит кодирование информации с использованием букв;
способы кодирования информации;
как связать буквы в алфавите, словарь и алфавит;
смысл кодирования как преобразования информации по определенным правилам;
о простейших способах кодирования.
Уметь:
кодировать информацию разными способами;
уметь описывать алфавит;
действовать по инструкции, правилу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
осознанного выбора и применения способов кодирования информации;
преобразования информации из одного вида в другой;
иметь возможность научиться:
уважительно и терпимо относиться к различиям в кодировании информации людьми;
адекватно оценивать свои умения кодировать информацию;
делать моральный, нравственный выбор при кодировании информации;
быть самостоятельным, критичным;
самостоятельно справляться с доступными задачами.
Метапредметные результаты:
личностные образовательные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
регулятивные: сличать свой способ действий с эталоном (описанием).
коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать своё; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
познавательные: формировать представление что такое кодирование.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь №1, мультимедиа проектор и экран, электронная рабочая тетрадь, компьютер.
Ресурсы: презентация «Кодирование информации», сайт издательства: http://lbz.ru/files/8209/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/, современный учительский портал: https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_po_informatike/457-1-0-5242
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учеников и предлагает им сесть. (2 мин.) | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
2 | Проверка домашнего задания | П. 6. Т. с. 29 № 4,5 После ответа учитель на слайдах № 1-3 показывает правильные ответы. (5 мин.) | Ученики, по цепочке, читают ответы | Коммуникативные УУД: - умение анализировать и исправлять ошибки свои и других Личностные УУД: -развитие логического мышления, - умение кратко формулировать мысль - развитие навыков чтения |
3 | Повторение пройденного | Просмотр презентации: - Рассмотри рисунки. Вспомни названия древних носителей информации - Посмотри. Вспомни названия современных носителей -Сравни древний и современный носитель по удобству применения (6 мин) | -камень, пергамент, береста, папирус, бумага - бумага, диски, флэшки - камень тяжёлый, твердый, большой, хранит мало информации, флэшка маленькая, лёгкая, хранит много информации |
4 | Формулирование целей и темы урока | Задание для интерактивной доски -разгадать ребус https://learningapps.org/display?v=peuyrnj2k19 (4 мин) | Формулируют тему и цель данного урока: - кодирование информации, чтобы сохранить информацию | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу - формирование навыков работы с интерактивной доской |
5 | Физминутка | 2 мин | | |
6 | Объяснение темы урока на основе исследовательской деятельности | Продолжаем просмотр презентации -Кто это? (изображение жука) Слушаем звуковой фрагмент. Это какое кодирование? Смотрим на написанные буквы Ж-Ж-Ж -Где можно увидеть эти знаки и сигналы? -Вспомни, как называются эти знаки и познакомишься с видом кодирования (смотрим, слушаем). -Помоги слонёнку посчитать сумму чисел на кубиках -Разгадай закодированное слово -Закодировать, значит сохранить на носителе. - Вспомни, как называется список букв и узнаешь интересный факт. (7 мин) | - жук, рисунок –это графическое кодирование - звуковое кодирование - письменное кодирование - на дорогах (дорожное кодирование) - ноты, нотное кодирование -5+4=3+2=14, 1+6+7+8+9+10=41, числовое кодирование -математика, письменное кодирование, кодировочная таблица -Алфавит -Слово «Алфавит» произошло от названия первых букв греческого алфавита | Личностные УУД: - умение слушать и выделять главное - развитие речи - умение приводить примеры из личного опыта -развитие навыков чтения и грамотного письма Познавательные УУД: - развитие навыков исследования - развитие интереса к истории |
6 | Закрепление учебного материала | Работа в e-learning apps (4 мин) | https://learningapps.org/display?v=pirwchmga19 | Регулятивные УУД: - формирование навыков работы с интерактивной доской Личностные УУД: - формирование навыков письма - развитие логического мышления |
7 | Компьютерный практикум | Работа с ЭОР 2 класс (7 мин). | П. 9 в среде Stratum по ЭОР Матвеевой 2 класс. | Коммуникативные УУД: - умение работать в группах |
8 | Запись домашнего задания, разъяснить методику его выполнения | П. 7. Т. с. 33-35 № 1,5 (3 мин) | Работа с дневниками | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
9 | Итоги урока Рефлексия | 5 мин | | Личностные УУД: - развитие самооценки |
Современный урок и технологическая карта
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Технологическая карта урока по ФГОС
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.
Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
ЭТАПЫ УРОКА:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация субъективного опыта учащихся
Изучение новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания изученного
Закрепление пройденного материала
Применение изученного материала
Обобщение и систематизация
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Домашнее задание
Подведение итогов учебного занятия
Рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
Этап организации учебного занятия;
Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
Этап подведения итогов учебного занятия;
Рефлексия.
Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.
Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.
Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.
ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.
Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.
К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.
Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.
Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.
Структура урока по ФГОС
1.Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
4) Первичное усвоение новых знаний
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений
(урок повторения)
1) Организационный этап
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4)Актуализация знаний
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ТИПЫ УРОКОВ
Тип урока | Целевое назначение | Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения метапредметных и предметных знаний | Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний | Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
Урок повторения предметных знаний | Закрепление предметных знаний, формирование УУД | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок | Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи | Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок | Индивидуальная работа над допущенными ошибками | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Интегрированный урок | Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных | Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний |
Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока | Запланированный результат |
Используемый материал
Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008. – 384 с.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006. – 298 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М.,Просвещение, 2011 – 320 с..
Государственные образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://www.w3.org
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/527236/
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". – 2009 [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm
Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики, 2009 [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа https://infourok.ru/metodicheskiy-seminar-formirovanie-uud-na-urokah-informatiki-s-ispolzovaniem-innovacionnih-tehnologiy-798830.html
Современный учительский портал [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://easyen.ru/
Приложение_1. Презентация.