СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по информатике во 2 классе по теме «Кодирование информации»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по информатике во 2 классе по теме «Кодирование информации»»




Технологическая карта урока по информатике во 2 классе по теме «Кодирование информации»







Оглавление

Технологическая карта…………………………………………………………3

Современный урок и технологическая карта………………………………..10

Технологическая карта урока по ФГОС……………………………………..13

Структура урока по ФГОС…………………………………………………....22

Используемый матпериал…………………………………………………….28

Приложение_1 Презентация…………………………………………………29









Технологическая карта урока

Предмет: информатика

УМК ( Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова, Информатика учебник для 2 класса, рабочая тетрадь для 2 класса, тетрадь для контрольных работ для 2 класса, 2016 г., электронная рабочая тетрадь для 2 класса на сайте издательства: http://lbz.ru/files/8209/)

Класс: 2

Тема урока: Кодирование информации

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование у обучающихся представления о смысле слова «кодирование» и знакомство с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования

Метод обучения: словесный, наглядный, исследовательский, практический

Задачи:

-образовательная:

  • рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации;

  • сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» на основе анализа примеров;

  • познакомить обучающихся с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования;

  • научить обучающихся определять, различать и описывать способы кодирования информации;

  • раскрыть смысл кодирования с помощью алфавитного письма;

  • научить решать простые информационные задачи с использованием понятия «черный ящик».

- развивающая:

  • развивать навыки самостоятельной работы и самооценки в ходе конкретной учебной деятельности: при решении информационных задач и компьютерного практикума;

  • расширить представление обучающихся о различных алфавитах;

  • подготовить восприятие обучающихся к пониманию информационной сущности и назначения разговорных языков;

  • развивать информационную культуру и логическое мышление;

  • развивать речевую деятельность;

  • развивать умение кодирования информации для её хранения;

  • развивать способности самостоятельно ставить задачу кодирования информации на носители, проектировать пути реализации, контролировать и оценивать свои достижения;

  • развивать умения выполнять логические операции в процессе ращения информационных задач;

  • развивать умения работать с цифровыми образовательными ресурсами.

- воспитательная:

  • формировать у обучающихся положительную мотивацию к наблюдению за работой человека с информацией, к рефлексии собственной информационной деятельности;

  • развивать умение кодировать информацию в условиях морального, нравственного выбора;

  • формировать у обучающихся адекватную оценку их действий в соответствии с целью;

  • развивать самостоятельность, критичность;

  • развивать наблюдательность, навыки описания и исследования;

  • формировать активный словарный запас;

  • инициировать творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, инициативу, взаимопомощь при выполнении заданий на компьютере и в ходе решения информационных задач;

  • развивать умения самостоятельно справляться с доступными информационными задачами.

Предметные результаты:

Знать/понимать:

  • что такое кодирование;

  • как люди кодируют информацию;

  • свойство письменного способа кодирования информации;

  • что в основе алфавитного письма лежит кодирование информации с использованием букв;

  • способы кодирования информации;

  • как связать буквы в алфавите, словарь и алфавит;

  • смысл кодирования как преобразования информации по определенным правилам;

  • о простейших способах кодирования.

Уметь:

  • приводить простейшие примеры кодирования;

  • кодировать информацию разными способами;

  • уметь описывать алфавит;

  • действовать по инструкции, правилу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

  • осознанного выбора и применения способов кодирования информации;

  • преобразования информации из одного вида в другой;

  • иметь возможность научиться:

  • уважительно и терпимо относиться к различиям в кодировании информации людьми;

  • адекватно оценивать свои умения кодировать информацию;

  • делать моральный, нравственный выбор при кодировании информации;

  • быть самостоятельным, критичным;

  • самостоятельно справляться с доступными задачами.

Метапредметные результаты:

личностные образовательные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  • регулятивные: сличать свой способ действий с эталоном (описанием).

  • коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать своё; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

  • познавательные: формировать представление что такое кодирование.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь №1, мультимедиа проектор и экран, электронная рабочая тетрадь, компьютер.

Ресурсы: презентация «Кодирование информации», сайт издательства: http://lbz.ru/files/8209/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/, современный учительский портал: https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_po_informatike/457-1-0-5242











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент


Учитель приветствует учеников и предлагает им сесть. (2 мин.)

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Проверка домашнего задания

П. 6. Т. с. 29 № 4,5

После ответа учитель на слайдах № 1-3 показывает правильные ответы.

(5 мин.)

Ученики, по цепочке, читают ответы

Коммуникативные УУД:

- умение анализировать и исправлять ошибки свои и других

Личностные УУД:

-развитие логического мышления,

- умение кратко формулировать мысль

- развитие навыков чтения

3

Повторение пройденного

Просмотр презентации:

- Рассмотри рисунки. Вспомни названия древних носителей информации

- Посмотри. Вспомни названия современных носителей

-Сравни древний и современный носитель по удобству применения

(6 мин)


-камень, пергамент, береста, папирус, бумага

- бумага, диски, флэшки


- камень тяжёлый, твердый, большой, хранит мало информации, флэшка маленькая, лёгкая, хранит много информации

4

Формулирование целей и темы урока

Задание для интерактивной доски

-разгадать ребус

https://learningapps.org/display?v=peuyrnj2k19

(4 мин)

Формулируют тему и цель данного урока:

- кодирование информации, чтобы сохранить информацию

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу

- формирование навыков работы с интерактивной доской

5

Физминутка

2 мин



6

Объяснение темы урока на основе исследовательской деятельности

Продолжаем просмотр презентации

-Кто это? (изображение жука)


Слушаем звуковой фрагмент. Это какое кодирование?

Смотрим на написанные буквы Ж-Ж-Ж

-Где можно увидеть эти знаки и сигналы?

-Вспомни, как называются эти знаки и познакомишься с видом кодирования (смотрим, слушаем).

-Помоги слонёнку посчитать сумму чисел на кубиках

-Разгадай закодированное слово

-Закодировать, значит сохранить на носителе.

- Вспомни, как называется список букв и узнаешь интересный факт.

(7 мин)


- жук, рисунок –это графическое кодирование

- звуковое кодирование


- письменное кодирование

- на дорогах (дорожное кодирование)

- ноты, нотное кодирование







-5+4=3+2=14, 1+6+7+8+9+10=41, числовое кодирование

-математика, письменное кодирование, кодировочная таблица


-Алфавит

-Слово «Алфавит» произошло от названия первых букв греческого алфавита

Личностные УУД:

- умение слушать и выделять главное

- развитие речи

- умение приводить примеры из личного опыта

-развитие навыков чтения и грамотного письма

Познавательные УУД:

- развитие навыков исследования

- развитие интереса к истории

6

Закрепление учебного материала

Работа в e-learning apps

(4 мин)

https://learningapps.org/display?v=pirwchmga19



Регулятивные УУД:

- формирование навыков работы с интерактивной доской

Личностные УУД:

- формирование навыков письма

- развитие логического мышления

7

Компьютерный практикум

Работа с ЭОР 2 класс

(7 мин).

П. 9 в среде Stratum по ЭОР Матвеевой 2 класс.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

8

Запись домашнего задания, разъяснить методику его выполнения


П. 7. Т. с. 33-35 № 1,5

(3 мин)

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

9

Итоги урока

Рефлексия

5 мин


Личностные УУД:

- развитие самооценки





Современный урок и технологическая карта

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Технологическая карта отвечает на вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.

  • В какой последовательности выполняются операции.

  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).

  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.

  • Результат выполнения каждой операции.

  • Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.

Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.

Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.

В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация субъективного опыта учащихся

  4. Изучение новых знаний и способов деятельности

  5. Первичная проверка понимания изученного

  6. Закрепление пройденного материала

  7. Применение изученного материала

  8. Обобщение и систематизация

  9. Контроль и самоконтроль

  10. Коррекция

  11. Домашнее задание

  12. Подведение итогов учебного занятия

  13. Рефлексия.

При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:

  • Этап организации учебного занятия;

  • Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;

  • Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);

  • Этап подведения итогов учебного занятия;

  • Рефлексия.

Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.

Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.

Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.

Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.

ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.

Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).

Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.


КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.

К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.

Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.


Структура урока по ФГОС

1.Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4) Первичное закрепление

  • в знакомой ситуации (типовые)

  • в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений

(урок повторения)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4)Актуализация знаний

  • с целью подготовки к контрольному уроку

  • с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)




ТИПЫ УРОКОВ

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

 

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

 

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

 

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

 

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

 

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

 





Используемый материал


  1. Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008. – 384 с.

  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006. – 298 с.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М.,Просвещение, 2011 – 320 с..

  4. Государственные образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://www.w3.org

  5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/527236/ 

  6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://omczo.org/publ/393-1-0-2468

  7. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". – 2009 [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm

  8. Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики, 2009 [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа https://infourok.ru/metodicheskiy-seminar-formirovanie-uud-na-urokah-informatiki-s-ispolzovaniem-innovacionnih-tehnologiy-798830.html

  9. Современный учительский портал [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://easyen.ru/

Приложение_1. Презентация.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!