Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс
на тему: «Древние образы в народном искусстве»
Цель: | Познакомить обучающихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности. |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент. |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роль культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь обсуждать и анализировать художественную деятельность |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. |
Образовательные ресурсы. | В/ф «Древние образы в народном искусстве» образовательная платформа РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/main/312993/ Презентация «Солярные знаки». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Учебник. Бумага, акварель. |
Ход урока
Мотивация к деятельности. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.
Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно – прикладное искусство.
Что такое декоративно – прикладное искусство?
Назовите предметы нашего быта?
Материалы ДПИ?
Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
4. Решение учебной задачи.
Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.
Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями:
солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности;
земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов;
воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.
Из этих знаков выстраивали узор. (показ таблиц со знаками, рассматривание иллюстраций в учебнике на стр.12-13).
Цвет тоже имел символическое значение:
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 15-18.
Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.
Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда ее фигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.
Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.
Удивительно красивым был труд трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, пережидать суровую зиму, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.
5. Закрепление знаний. Практическая работа.
- Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Сегодня вы изобразите древо жизни акварелью. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.
6. Оценка.
- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).
7. Итог. Рефлексия деятельности.
- Что такое ДПИ?
- Какие предметы относятся к ДПИ?
- Что относится к материалам ДПИ?
- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?