СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует формированию нравственных ценностей, отражённых в сказке автором, способствует развитию умений работать со сказкой в поэтической форме, определять тему, главную мысль, давать характеристику героям произведения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»»

Технологическая карта урока по литературному чтению

Учитель: Финникова Елена Викторовна ( МБОУ школа – интернат №1 г. Томска)

Класс: 3 класс.

УМК: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Ресурсы урока: «Литературное чтение. 3 класс» (составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова), портрет А.С.Пушкина, карточки (задания), проектор, презентация,

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Тип урока: решение частных задач

Задачи: показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; способствовать формированию нравственных ценностей, отраженных в поэтической сказке А. С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); развитию умений работать с текстом сказки в поэтической форме, определять тему, главную мысль; находить средства художественной выразительности, учить анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану.

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; работать с текстом сказки в поэтической форме; определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности; отличать сказку от других произведений.

познавательные: ориентируются в художественном произведении;
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока, планируют действия по выполнению задач урока, оценивают выполненные действия, фиксируют по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

УУД

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)


- Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!


Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.


II. Актуализация знаний.








Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за жанр – сказка? (СКАЗКА - произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

волшебные

бытовые

о животных




-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

- «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка «Сказка о царе Салтане…»

Петушок «Сказка о золотом петушке»

Яблоко «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь «Сказка о царе Салтане…»

- Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

- Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.




Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.











А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.






Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.











Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


III. Работа над сказкой.


Повторение изученного.











Характеристика героев.


























Работа с пословицей.

- Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

- Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

.В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)




- Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте, в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

- Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

-Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.


- В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

- А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

- Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

-Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.



Групповая работа.


В группе восстанавливают последовательность событий.









Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”









Работают в парах.















Успех ближнего порождает зависть.





Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.















Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.



Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста



Предметные: определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.


IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.



V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

• Теперь я знаю…

• Мне стало понятно...

• Раньше мне не приходилось...

• Пока мне трудно дается...

Оценка деятельности на уроке


Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;








План

Карточка - помощник

1. Имя героя и кем он является.

Царь, князь, царица, царевна, старшая сестра царицы, средняя сестра царицы, отец, мать, сын, тётка, бабушка.

2. Внешность и характер героя.

Прекрасный, сильный, смелый, отважный, мудрый правитель, гостеприимный, доверчивый, слабохарактерный человек, умная, добрая, красивая, злая, хитрая, завистливая, обидчивая, мстительная, честная, любящая жена и мать, доверчивый, милосердный, воспитанный, заботливый

3. Поступки героя и их оценка.

защищает слабых, справедливо правит на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов, за своё спасение дарит красивый город на острове, помогает побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля;, нашла в себе силы простить своих сестер, оговаривает Царицу и младенца,  не выяснил все о пропаже жены, слушался тёток, простил предателей в конце, дарит князю различные чудеса, подстроили так, чтобы царицу бросили в море вместе с сыном, отговаривали Салтана от поездки на чудный остров.

4. Отношение автора к герою.


5. Ваше отношение к герою.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!