Ф.И.О. Тучина Ольга Валерьевна
Предмет: математика.
Класс: 4 «г».
Тема урока: сложение и вычитание многозначных чисел.
Тип урока: открытие «новых» знаний и способа действий.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сложения и вычитания многозначных чисел.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Приветствует, настраивает на дальнейшую работу – Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Валерьевна, сегодня урок математики у вас проведу я. | Приветствуют. | | К: владеть диалогической речью. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | | - Но перед началом нашего урока я хочу вас проверить, проведём-ка устный счет. На доске весит ромашка. Вы по очереди будете выходить, отрывать лепесток, читать выражение и называть ответ. - Произведение чисел 13 и 2 - Частное чисел 65 и 5 - Сумма чисел 25 и 26 - Разность чисел 62 и 45 - Произведение чисел 14 и 3 - Частное чисел 144 и 9 - Разность чисел 230 и 60 - Сумма чисел 50 и 80 - Частное чисел 420 и 7 - Сумма чисел 99 и 11 - Теперь мы с вами устно порешаем несколько задач. - Катя и Сережа собирали грибы. Катя нашла 18 грибов, Сережа - на 4 гриба больше. Среди этих грибов было 7 червивых. Сколько грибов мама пожарила на ужин? - Мама сварила 12 л вишневого варенья и 15 л клубничного. Всё варенье разлили в трехлитровые банки. Сколько банок понадобилось? - После того, как туристы проехали 85 км на машине, им осталось пройти 47 км пешком. Какова длина маршрута? - Молодцы! Сейчас мы поработаем в парах и поиграем в «Математическое лото». Приложение 1 - У вас карточки с числами, я задаю вам выражение, вы находите ответ и зачёркиваете: 1. Найдите число, в котором 3 тысячи, 2 сотни, 5 десятков, 4 единицы. 2. Найдите одну пятую числа 600. 3. Уменьшить в 6 раз число 780. 4. Из числа 320 вычесть частное чисел 120 и 4. 5. На стадионе 5000 мест. Половина из них заняты зрителями. Сколько мест свободных? 6. 9 сотен умножить на 7. 7. 7 часов - сколько это минут. 8. На сколько надо увеличить 25, чтобы получить 170? 9. Найдите произведение 7 и 400. 10. 41 увеличить в 100 раз. - Назовите, какие числа вы зачеркнули. - На какие две группы можно разделить эти числа? | Слушают учителя. - 26. - 13. - 51. - 17. - 42. - 16. - 170. - 130. - 60. - 110. - 33. - 9. - 137 км. Выполняют упражнение. - 120, 145, 2500, 290, 3254, 420, 4100, 6300, 2800, 130. - Чётные и нечётные, трёхзначные и четырёхзначные, круглые и некруглые. | | П: осуществлять анализ и синтез объектов. К: владеть диалогической речью. | У учащихся может быть сформировано умение понимать значение математики в жизни и деятельности человека. |
3. Выявление места и причины затруднения | | – Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа, сегодня 17 ноября. - Запишите числа из таблицы, которые вы не зачеркнули, в порядке возрастания. -Дайте характеристику любому из этих чисел. -Какие арифметические действия, вы можете выполнить с этими числами? - Как вы, думаете, над какой темой будем работать сегодня? - Какая будет цель урока? | Записывают число, классная работа. - 12658, 32496, 85467. - Сложение и вычитание. - Сложение и вычитание многозначных чисел. - Познакомиться с сложением и вычитанием многозначных чисел. | | К: владеть диалогической речью. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению периметра многоугольника. У учащихся может быть сформировано умение понимать значение математики в жизни и деятельности человека. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | | - Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели? | 1. Составит, алгоритм решения сложения и вычитания многозначных чисел. 2. Научится решать выражения по алгоритму сложения и вычитания многозначных чисел. Применять полученные знания на практике. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. | У учащихся может быть сформировано умение понимать значение математики в жизни и деятельности человека. |
5. Реализация построенного проекта | | - Записываем выражение в столбик. 3126 + 4292. - Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание трехзначных чисел. - Единицы мы записываем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами. Проводим горизонтальную черту и ставим знак «+». - Начинаем складывать с единиц. 6 + 2 равно? - Куда записываем 8? - Верно. Складываем десятки с десятками. 2 + 9 равно? - Как мы это запишем? - Верно, затем мы складываем сотни. 1 + 2 равно? - А еще 1 в уме? - Верно, записываем 4 под сотнями. - Складываем тысячи. 3 + 4 равно? - Записываем под тысячными. Какое число у вас получилось? - Верно, записываем следующее выражение. 25348 – 3407. - Единицы мы записываем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами. Проводим горизонтальную черту и ставим знак «-». - Начинаем вычитать откуда? - Можем ли мы отнять от 6 7? - Что нам нужно будет сделать? - Верно, мы занимаем у 4 десятков, над 4 ставим точку. 16 – 7 равно? - Верно. Вычитаем десятки. Т.К. у 4 мы заняли один десяток, у нас получилось? - 3 – 0 равно? - Записываем. Переходим к сотым. Можем ли отнять у 3 4? - Что нам необходимо сделать? - Верно. 13 – 4 равно? - Записываем под сотыми. - Вычитаем тысячные. Раз у 5 мы заняли, то получилось? - Можем от 4 вычесть 3? - Получится? - Записываем под тысячными. Переходим к десяткам тысяч. Туи у нас только 2. Ее сносим. Какой ответ у нас получился? - Молодцы! Открываем учебник, страница номер 60, упражнение 262. Что нам необходимо тут сделать? - Это упражнение мы с вами выполним у доски. | Записывают пример в тетрадь. Слушают учителя. - 8. - Под единицами. - 11. - 1 пишем, 1 в уме. - 3. - 4. - 7. - 7418. Записывают число. - С единиц. - Нет. - Занять у 4 десятков. - 9. - 3. - 3. - Нет. - Занять единичку у тысячных. Над 5 поставить точку. - 9. - 4. - Да. - 1. - 21939. - Вычислить, записывая решения в столбик. Проверить. | Учащиеся узнают об алгоритме решения выражений сложения и вычитания многозначных чисел Учащиеся научаться решать выражения по алгоритму сложения и вычитания и принимать полученные знания на практике. | П: использовать знаково-символические средства(модели и схемы); осуществлять анализ и синтез объектов. К: строить монологические высказывания. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению периметра многоугольника. У учащихся может быть сформировано умение понимать значение математики в жизни и деятельности человека. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | - Упражнение 264. Задача. Кто пойдет к доске и решит ее? - О чем говориться в задаче? - Что известно в задаче? - Что нам необходимо найти? - Как мы запишем условие? - Что мы будем находить сначала? - Как мы это найдём? - Теперь мы найдем сколько было. - Что запишем в ответе? - Молодцы! (Запас 266 (устно), 269 (устно)). | - О книгах. - Сколько выдали книг. - Сколько книг осталось в библиотеке после того, как 327 выдали. И сколько было всего. ? Выдали – 327 к. Осталось - ? на 246 к м - Сколько осталось в библиотеке. - 1) 327 – 246 = 81 (к) осталась. - 2) 327 + 81 = 408 (к) - Ответ: 408 книг было в библиотеке. | Учащиеся узнают об алгоритме решения выражений сложения и вычитания многозначных чисел Учащиеся научаться решать выражения по алгоритму сложения и вычитания и принимать полученные знания на практике. | П: использовать знаково-символические средства(модели и схемы); осуществлять анализ и синтез объектов. К: владеть диалогической речью. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению периметра многоугольника. У учащихся может быть сформировано умение понимать значение математики в жизни и деятельности человека. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | | - Сейчас я раздам вам карточки с заданиями, чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, после чего мы вместе проверим их. Подпишите на обратной стороне листа имя и фамилию. (Приложение 2) - А теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте. -Давайте проверим. | Выполняют работу на карточках. Поменялись карточками. Проверяют решение друг у друга | Учащиеся научаться решать выражения по алгоритму сложения и вычитания и принимать полученные знания на практике. | П: использовать знаково-символические средства(модели и схемы); осуществлять анализ и синтез объектов. Р: оценивать правильность выполнения действия. К: владеть диалогической речью. | У учащихся может быть сформировано умение понимать значение математики в жизни и деятельности человека. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | | - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? - Выполнили ли мы цель? - Все ли задачи решили? - На дом вам будет упражнение под номером 267 и 274, учебник стр. 61. | - Сложение и вычитание многозначных чисел. - Да. - Да. - Записываю домашнее задание. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. | У учащихся может быть сформировано умение понимать значение математики в жизни и деятельности человека. |
9. Рефлексия учебной деятельности | | - Вот и подошёл к концу урок. Вы очень хорошо работали на уроке. - Дополните предложение: Я сегодня научился…… Я сегодня узнал……… Мне было интересно узнать…. До свидания, ребята. | | | К: строить монологические высказывания. | |