I.Организационно-мотивационный. Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; включения в учебную деятельность. | -Здравствуйте! Продолжаем нашу тему, Изучая карту-схему, Где какая в ней страна, Чем богата и сильна. Омывается ль морями, Есть ли страны в океане. Всё узнаем, всё изучим, И названья стран заучим. | Приветствуют учителя. | Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Регулятивные: учатся самоорганизовываться. Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II.Актуализация знаний. Цели: организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. 1.Повторение материала прошлого урока. 2.Определение темы урока. | - Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Быстро в небе проплывает Серебристый белый дом. - Вожу я грузы разные, Вожу я и людей. Изведал страны я уж разные И множество исколесил морей. Да, что моря? Бывал и в океанах я. -Вот зеленая гора, В ней глубокая нора. Что за чудо! Что за чудо! Кто-то выбежал оттуда На колесах и с трубой, Хвост волочит за собой… -Почему я загадала загадку о самолёте, корабле и поезде? -Хотели бы вы отправиться в путешествие? -Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. Но для этого нам нужно собрать багаж знаний, которым мы получили на прошлом уроке. Вспомним, что мы узнали о наших ближайших соседях. -Что такое государственные границы? -Как много стран граничит с Россией? -Какие с южной стороны?(Китай, Монголия, Казахстан, Грузия) С восточной?(юго-восток - Северная Корея) С западной?(юго-запад — Украина; Беларусь, Этония, Латвия, Финляндия, Норвегия). -Как называлась карта, с которой вы работали на прошлом уроке?(Политическая карта России). -С какими странами, вы познакомились на прошлом уроке? -Какая из этих стран страна самая большая по площади? -Каково полное название Этой страны? -О каких странах вы еще разговаривали на прошлом уроке? -Частью какой страны раньше были эти страны, так же как и Россия? -Какой город является столицей Китая? Беларуси? Украины? -Замечательно, мы собрали большой багаж знаний, можем отправляться в путешествие. Ребята! Сегодня мы возьмем курс на север Европы. -Вам интересно узнать куда же мы отправимся? -Посмотрите внимательно на карту и скажите мне, с какими странами мы сегодня познакомимся? | -Самолет -Корабль. -Поезд. Ответы учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Линии раздела между территориями государств. -18, 16 по суше, 2 по морю. - Политическая карта России. -Китай, Беларусь, Украина. -Китай. -Китайская Народная Республика. - Беларусь, Украина. -СССР. Советский Союз Социалистических Республик -Пекин, Минск, Киев. -Интересно. -Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока. Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете. |
III. «Открытие» новых знаний. Цели: сформировать представления детей о о странах Северной Европы: Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии. 1.Изучение Норвегии и Швеции. | -На севере Европы есть большой полуостров, который своими очертаниями напоминает тигра. На нём расположены Норвегия и Швеция. По соседству находятся Финляндия и Дания. А далеко к западу, в Атлантическом океане, лежит суровый остров Исландия. Все эти страны называются Скандинавскими. - У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия. Оказавшись в новой стране, вы должны будете вписать, пользуясь картой, таблицей и учебной статьёй на стр.142-147, её название, столицу, отличительные особенности флага, две достопримечательности. -Итак, первая страна, которую мы посетим самая северная страна Европы. Не случайно ее название происходит от слов «норд вег», что означает «путь на север». -Кто готовил сообщение про эту страну? -Теперь заполняем наш маршрутный лист. -Следующая страна, которую мы посетим…? Посмотрите на карту, она расположена рядом с Норвегией. -Кто подготовил сообщение про Швецию? | Слушают рассказ учителя. По ходу урока заполняют маршрутный лист. -Норвегия Дети выступают с сообщением. -Швеция. Дети отвечают сообщения и заполняют маршрутный лист. | Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: способствовать формированию у учащихся учебно-познавательных интересов к новому материалу. |
IV.Физкультминутка. Цель: профилактика утомления, нарушения осанки. | Мы хорошо поработали и устали, нужно немного отдохнуть. На зарядку становись! Вверх рука, другая – вниз! Повторяем упражнение, Делаем быстрей движения. Раз – вперед наклонимся. Два – назад прогнемся, И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять, Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдем, И урок наш вновь начнем. | Повторяют за учителем. | Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму |
2.Изучение Финляндии и Дании. 3. Изучение Исландии. | -Итак, наша следующая остановка в стране, которую называют «страной тысячи озер». Почему ее так называют? -Ребята, это интересный факт про эту страну? Может записать его в колонку маршрутного листа? Записываем. -Кто готовил сообщение про Финляндию? -Следующая страна является родиной писателя Ханса Кристиана Андерсона, ему установлен памятник. -Какие произведения Андерсона вы знаете? -Замечательно. Данный факт можно записать в наш маршрутный лист? Он достаточно интересный? -Кто готовил сообщение про Данию? -Вот мы и подошли к последней стране Скандинавского полуострова. О какой стране мы еще не поговорили сегодня? Кто готовил сообщение? | -Финляндия. -Насчитывается более 180 тысяч озер. Заполняют маршрутный лист. Учащиеся выступают с сообщением. -Дания. -Гадкий утенок, новое платье короля, принцесса на горошине, русалочка, снежная королева, дикие лебеди, дюймовочка. Заполняют маршрутный лист. Дети выступают с сообщением. Выступают с сообщение об Исландии. | Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
V. Закрепление полученных знаний. Цели: обобщают и систематизируют знания о Странах Скандинавского полуострова. 1. Коллективная игра. 2.Самостоятельная работа. | -Ребята, мы узнали много нового и интересного. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Верно-Неверно». -Ваша задача внимательно слушать мои высказывания, если это высказывание истина, поднимаете правую руку, если ложь, левую Скандинавский полуостров по своим очертаниям напоминает собак- Сегодня на уроке мы изучили 5 стран: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Ирландия- Столица Швеции – Осло+ Государственный язык Дании – Датский+ Родина писателя Ханса Кристиана Андерсена – Швеция- Финляндию называют «страной тысячи озер»+ Столица Исландии – Рейкьявик+ Финляндия происходи от слов «норд вег», что означает «путь на север»- -На слайд изображены флаги тех стран, которые мы сегодня изучили и подписаны столицы. Ваша задача соотнести страну с флагом и столицей. -Работаем самостоятельно в тетрадях. | Играют в игру «Верно-Неверно». Выполняют самостоятельную работу в тетрадях. | Познавательные: отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические –находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
VI. Рефлексивно-обобщающий этап. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 1.Рефлексия. 2.Домашнее задание. | -Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним: -Где мы с вами побывали? -С какими странами познакомились? -Чем они знамениты? -Какая страна вам больше всего понравилась? -Вы бы хотели побывать в одной из этих стран? -А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если и вы довольны своей работой, и вам удалось решить все задания, то прикрепите свой флажок на самую вершину горы успеха. Если вам удалось решить многие задания, но были ошибки, прикрепите свой флажок на среднюю гору успеха. А если у вас сегодня многое не получилось и остались вопросы, то прикрепите флажок на гору помощи, тогда мы обязательно поможем вам и ответим на все вопросы. -Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. | Подводят итог урока. Отвечать на вопросы. Оценивать свои достижения. | Познавательные: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: учатся выражать свои мысли. Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |