Организационный момент | - Добрый день, ребята! Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Эмоциональный настрой. Ребята, отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живет То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. (улыбка) Слайд 1 - Подарим друг другу улыбку | Готовятся к работе, приветствуют учителя. Улыбка. Улыбаются друг другу. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: подготовка рабочего места, всего необходимого для включения в учебную деятельность. |
Актуализация знаний | - Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке? - Мы узнали, что существуют различные группы животных (на слайде вывожу названия групп животных и среди них название «млекопитающие»). Слайд 2 - Тася, прочитай, пожалуйста, названия групп животных. - Ребята, скажите, пожалуйста, какая группа животных среди перечисленных, отличается от остальных? - А почему вы так считаете? - Назовите животных, относящихся к группе «млекопитающие»? | Мир животных. Млекопитающие. Потому что они выкармливают своих детенышей молоком. Высказывания детей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, оценка, прогнозирование. |
Постановка учебной задачи | - Сегодня мы будем говорить об одном из представителей млекопитающих. - А о КАКОМ именно представителе, вы узнаете, выполнив задание «Собери предложение», которое я вам раздала. Данную работу вы выполняете вместе с соседом по парте. Ваша задача: из слов собрать предложение. Данное задание выполняется на скорость. После того, как дети соберут предложение, задаю вопрос: - Кто готов? Слайд 3. - О каком представителе млекопитающих мы будем говорить? - Верно. И сегодня у нас в гостях нерпенок Юма (демонстрирую игрушку). - Как вы думаете, почему мы будем говорить именно о байкальской нерпе? Ведь представителей группы млекопитающих много. - Нерпа - это символ Байкала, один из самых красивых его обитателей. Слайд 4. - А всё ли мы знаем об этом символе Байкала, об этом милом зверьке? - А сейчас давайте поиграем в игру «Верно-неверно». Я буду называть вам сведения о байкальской нерпе. Если вы считаете, что утверждение верное – поднимайте руку; если неверное – ничего не делаете. - Нерпа – это млекопитающее животное. - Зимой нерпа живет на суше, а летом в воде. - Нерпа живет около 50 лет. - Нерпа может развивать в воде скорость до 20 км/ч. - Вибриссы – это основная пища для нерпы. Мнения разделились. Или, почему затруднились ответить на этот вопрос? - Как вы думаете, почему мы не можем дать точный ответ. - Все ли факты о нерпе нам известны? Все ли мы знаем? Или что-то нам пока неизвестно? - Да, ребята, нам многое пока еще неизвестно. - А хотим ли мы больше узнать об этом замечательном млекопитающем? - Значит, какую цель поставим перед собой? Слайд 5. | Собирают предложение. На Байкале воздух терпкий, Дружим мы с байкальской нерпой. О байкальской нерпе. Потому что мы живем рядом с озером Байкал. Потому что это символ Байкала. Нет Да Нет Да Да Нет Мы не знаем, что такое вибриссы. Потому что знаем не все факты о нерпе. Нет. Нет. Да. Да! Узнать больше фактов о байкальской нерпе. Учащиеся формируют цель урока. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели |
Этап выявления первичных знаний | (О нерпе существует множество легенд, сказок, стихотворений) - Ребята, а где мы можем найти достоверную, точную информацию о нерпе? Откуда нам узнать факты о нерпе? - В интернете, конечно, многое можно узнать, но можем ли мы доверять всему, что написано в Интернете? - Да, в Интернете можно доверять только научным источникам. - А еще где мы можем найти научную информацию о нашем сегодняшнем госте? - Да, сейчас нам более доступен текст из энциклопедии. - Да, верно. На партах у вас листы с текстом, о нашем сегодняшнем герое урока, который я взяла из энциклопедии, - Ребята, пробегитесь глазами по тексту. На это у вас 30 секунд. По истечении 30 секунд: - О чем этот текст? - Да, верно. А теперь посмотрите на экран. На экране даны вопросы. Слайд 6. - Матвей прочитай нам, пожалуйста, их. - Прочитайте текст более внимательно и найдите ответы на эти вопросы. На это у вас 3 минуты. - Кто готов ответить на первый вопрос? - Все ли согласны? 1) Основная пища нерпы? 2) Кто такие бельки? (А почему так называют их «бельки»?) 3) Сколько кг весит байкальская нерпа? - Да, в тексте об этом не сказано, но сказано, что нерпа весит меньше, чем дельфин, но больше, чем выдра. - У вас на столах есть карточки с данными веса дельфина и выдры. Вместе с соседом по парте посчитайте, пожалуйста, вес нерпы. - Вы работаете в парах буквально 2 минуты. Данные задачи на слайде. Слайд 7. | В интернете. В энциклопедии. О нерпе Читают текст, ищут ответы на вопросы. Голомянка и бычки Детеныш нерпы В тексте не сказано об этом. У детей карточки с данными: Дельфин весит 270 кг. Выдра - 10 кг. Сколько весит нерпа, если известно, что она весит меньше, чем дельфин в 3 раза, но больше, чем выдра в 9 раз. | Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
Применение новых знаний Итог урока | - Ребята, а вы знаете, что 25 мая в нашей республике Бурятия и в Иркутске отмечается День нерпенка? -И в этот день в Музее природы нашего города будет проходить выставка, посвященная символу Байкала. - Давайте заранее подготовимся к этому событию и напишем пригласительные для наших родителей, друзей на выставку, посвященную байкальской нерпе. - Работать будем в группе. - Первые парты повернитесь ко вторым, третьи – к четвертым. - Вспомните правила работы в группе. - На эту работу у вас будет 5 минут. 1-2 группы заслушать. - На следующем уроке мы красиво оформим ваши приглашения и вы сможете вручить их своим родителям и друзьям. - Ребята, давайте вспомним цель, которую мы поставили в начале урока. - Скажите, мы достигли ее? - Мы узнали что-то новое о нерпе? - Что нового вы узнали? Спросить 2-ух. - Ребята, сегодня мы узнали много новых фактов о байкальской нерпе и многое еще нам предстоит узнать на следующих уроках. А вот этот замечательный нерпенок Юма станет нашим другом. | 25 мая в Бурятии отмечается День Нерпенка. Пригласите родителей, друзей, одноклассников на эту выставку, которая пройдет в Музее природы. Слушать других, не перебивать друг друга, уважать мнение друг друга. Дорогие друзья! Приглашаем Вы узнаете Приходите – Работа в группе. Цель: узнать больше о байкальской нерпе. Да Да Высказывания детей. | |
Домашнее задание | А чтобы узнать еще больше о байкальской нерпе, я рекомендую вам посмотреть замечательный фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы» Слайд А также, можно сходить в библиотеку и взять журнал «Мир Байкала», в котором вы найдете много интересной информации о нерпе. - Молодцы, ребята. Урок окончен. | | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Рефлексия | - Ребята, заполните листочки, которые лежат у вас на парте. Результатом своей работы на уроке я доволен. Я мог бы работать лучше. | Заполняют таблицу с рефлексией. | Познавательные: (логические) анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство. |