Место и роль урока в изучаемой теме: урок входит в раздел «Весна и лето».
Цель: познакомить с природными связями в весеннем лесу.
№ | Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. | Выработка внутренней готовности к учебной деятельности. | Фронтальная. | Приветствие. – Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу! - Проверьте готовность к уроку | Приветствуют учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливается на успешную деятельность. | наблюдение |
3. | Актуализация знаний. | Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». | Фронтальная. Работа в группах. | Игра «Доскажи словечко» Я раскрываю почки. В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня … (Весна) - Давайте вспомним, какие изменения в живой и неживой природе произошли с приходом весны? - А сейчас, я вам предлагаю в группах создать кластер «Весенние изменения в живой и неживой природе». Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. У вас на столах лежат таблички, на каждой из них записано одно из весенних явлений в природе. Установите связь между явлениями, расположите таблички в нужном порядке. - Проверим, как вы выполнили задание (проверка по эталону) | Наблюдают, делают выводы, отвечают на вопросы | Активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему; высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Коммуникативные: ведет диалог, излагает свою точку зрения и аргументирует её. | наблюдение |
4. | Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности. | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока .Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Фронтальная. Работа в парах. | – Как вы думаете, есть ли связи между живой и неживой природой и этими представителями животного и растительного мира? – Как называются эти связи в природе? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? У вас на столах лежит незаконченная схема, необходимо установить связь между элементами этой схемы. Поднимите руки лидеры тех групп, которые считают, что справились с заданием и смогут обосновать свой ответ. С чем вы столкнулись при выполнении этого задания? В чем оно заключается? - Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше? – Какую цель вы перед собой поставите? - Чтобы нам легче работалось, я составила план: 1) поработать с учебником (узнать новое) 2) поработать в группах (научиться применять новые знания) 3) сделать выводы | Называют тему урока, определяют цель, строят план | Познавательные: формулирует познавательную цель, Формулирует проблемы. Осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. Дополняют высказанные мнения по существу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Анализируют, выявляют затруднения, ставят учебную задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения полученного задания. | наблюдение |
5. | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Решение учебной задачи. | Поиск решения учебной задачи, конструирование нового способа действия. | Самостоятельная работа, работа в группах | Чтение параграфа учебника стр. 90-91 - Как ива привлекает к себе насекомых? - Расскажите кто прилетел на ивовый пир? - Значит для всех этих насекомых ива - кто? - А что дают насекомые иве? - Давайте посмотрим на рисунок и схему на развороте учебника. Объясните, почему на схеме стрелки направлены в обе стороны? – Какой вывод мы можем сделать? – А теперь давайте отметим на листе пробного задания эту связь. (Отмечают связь в пробном задании Растения – насекомые). - Мы только что увидели, что насекомые полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, они одновременно опыляют растения. - Кто же еще принимает участие в этих невидимых связях, об этом мы узнаем из рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Нужны ли лесу кустарники», который прочитает Николай Катков. - Почему стали сохнуть деревья? - Кто может помочь деревьям? Какой можно сделать вывод? (Отмечают связь в пробном задании Растения – насекомые – птицы) - А каких лесных птиц, которые помогают растениям, знаете вы? - Догадайтесь, о какой птице эта загадка? Не ворона, не синица - Как зовется эта птица? Примостилась на суку - Раздалось в лесу "ку-ку". - Про эту птицу Марина подготовила интересное сообщение, а вы, ребята, слушайте внимательно, потому что дома вам надо будет составить рассказ о кукушке в рабочей тетради. | Чтение параграфа вслух делают выводы, формулируют их. Обобщают извлекаемую информацию и фиксируют в схематичном виде. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ. | Регулятивные: осуществляют самоконтроль(сравнивать с эталоном, правилом). Коммуникативные:принимают участие в работе группы и взаимодействуют с учителем и партнерами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества. | наблюдение |
6. | Динамическая пауза. | | | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановление физических сил ученика. | Снимают физическое и психологическое напряжение. | Выполняют движения. | Смена вида деятельности учащихся. |
7. | Первичное закрепление во внешней речи | Составить алгоритм применения эталона. | Групповая | Итак, посмотрите на пробное задание, у нас получилась схема или эталон невидимых связей в весеннем лесу. – Какой ваш следующий шаг на уроке? | Применение эталона | | наблюдение |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовать самостоятельную деятельность для развития умения составлять примеры невидимых нитей в весеннем лесу и применить полученные знания в жизни. | индивидуальная. | Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания, давайте в группах вы попробуете составить свои примеры невидимых нитей в весеннем лесу. У вас на столах есть конверты, в которых вы найдете карточки с изображением растений, насекомых и птиц Красноярского края, из них попробуйте составить схему. Будьте внимательны, есть лишние карточки. А теперь лидеры представят результаты работы группы. - Мы еще раз убедились, что растения, насекомые и птицы связаны между собой. - Ребята, а что произойдет, если эти связи нарушить? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить природу и невидимые нити в ней? | Составляют примеры невидимых нитей в весеннем лесу Проводят взаимопроверку | контролирует и оценивает собственную учебную деятельность и партнёров. | взаимопроверка |
9. | Домашнее задание. | Организация выполнения домашней работы. | Самостоятельная работа, самоконтроль. | В рабочей тетради на стр. 51 выполнить задание 3 и 4. | | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности. |
10. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Создать условия для оценки деятельности учащихся на уроке, формировать умение осуществлять самооценку. | | Организация рефлексии учебной деятельности. - Какую цель ставили в начале урока? -Оцените свою работу во время урока. (дерево) Если вы считаете, что вы все поняли и усвоили, то приклейте зеленый листочек, если не совсем уверены – желтый, если ничего не поняли – красный. | Ответы на вопросы. – узнать, какие связи есть в весеннем лесу и как составлять схему об этих связях Фиксирование собственного нового знания. | Регулятивные: Оценивает и анализирует результаты своей учебной деятельности | Рефлексия |